РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Дигонская Юлия Владимировна

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЗАТО Знаменск ДС КВ № 1 «Жар-птица»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ

У  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ №2 «ЗАТЕЙНИКИ».

Составила:

Учитель-логопед

Дигонская Юлия Владимировна

Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

- образовательная программа детского сада;

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой;

- программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.

Фразовая речь.

 Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.

Понимание речи.

 У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.

Словарный запас.

 Словарный запас детей  значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно.

Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

Грамматический строй речи.

На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи.

 Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.

В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.

Звукопроизношение.

 Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, а также отсутствие Л, Р , Р'.

Слоговая структура.

 Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.

Фонематическое восприятие.

 Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.

Связная речь.

У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед проводит:

- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

- индивидуальные коррекционные занятия.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Нормативный срок освоения программы - один год.

Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ

День недели

Занятие

Понедельник

Индивидуальная работа, консультирование родителей,

Консультирование специалистов.

Вторник

Развитие фонематической стороны речи

Среда

Развитие лексико-грамматических категорий

Четверг

Развитие фонематической стороны речи

Пятница

Развитие связной речи

Организация обучения и воспитания детей 6-7 -го года с ОНР.

 Проводятся следующие виды занятий:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию произношения;
  • по подготовке к обучению грамоте.

Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 35 минут.

План лексических тем на учебный год

в подготовительной группе

месяц

неделя

Лексическая тема

Сентябрь

4-я неделя

«Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью».

Октябрь

1-я неделя

«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»;

2-я неделя

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

3-я неделя

«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

4-я неделя

«Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту».

Ноябрь

1-я неделя

«Поздняя осень. Грибы. Ягоды»

2-я неделя

«Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»

3-я неделя

«Дикие животные и их детеныши.

Подготовка животных к зиме»

4- я неделя

«Осенние одежда, обувь, головные уборы.

Материалы, из которых они сделаны».

Декабрь

1-я неделя

«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.

Дикие животные зимой»;

2-я неделя

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»;

3-я неделя

«Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»

4-я неделя

«Новый год»

Январь

2-я неделя

«Транспорт. Виды транспорта.

Трудовая деятельность.»

3-я неделя

« Профессии. Инструменты. Трудовые действия»

4-я неделя

«Труд на селе зимой».

Февраль

1-я неделя

«Инструменты»

2-я неделя

«Животные  жарких стран, их детеныши»

3-я неделя

« Наша Армия»

4-я неделя

«Животный мир море и океанов».

Март

1-я неделя

«Ранняя весна. Весенние месяцы.

Первые весенние цветы. Мамин праздник»;

2-я неделя

«Наша Родина – Россия»

3- я неделя

«Столица Родины - Москва»

4- я неделя

«Пресноводные и аквариумные рыбы».

Апрель     

1-я неделя

«Знакомство с творчеством С.Я.Маршака»

2-я неделя

«Знакомство с творчеством К.И.Чуковского»

3-я неделя

«Знакомство с творчеством С.В. Михалкова»

4-я неделя

«Знакомство с творчеством А.Л.Барто»

Май

1-я неделя

«Поздняя весна. Растения и животные весной.

Перелётные птицы весой»

2-я неделя

«Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

3-я неделя

«Скоро в школу. Школьные принадлежности».

 

                   

Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе

I  период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (картофелекопалка, садовод, овощевод), неизменяемыми словами (пальто), словами – антонимами и словами - синонимами.

4. Расширение представлений о переносно значении (золотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), относительными (шерстяной, кожаный) и притяжательными (кошачий, медвежий, лисий) прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из – за, из – под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счёт имён числительных, местоимённых форм, наречий, причастий.

Совершенство

вание грамматического

строя речи.

1. Совершенствования умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем лексическим темам.

4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однокоренными членами.

8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шёл сильный дождь.).

9. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без неё).

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию плавной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2. Формирования умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шёпотом.

3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.

Коррекция произносительной стороны речи.

1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.

2. Постановка отсутствующих звуков у вновь прибывших детей.

3. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровоё и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Закрепление навыков произношения и использования в активной речи трёхсложных слов со стечением согласных и одним – двумя закрытыми слогами (листопад, апельсин).

2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных.

3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечением согласных.

4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление знания признаков гласных и согласны звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепления представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам и месту образования.

3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

5. Формировать представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л’], [р’].

Обучение грамоте.

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумлённые» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Закрепление знаний известным детям правил правописания.

5. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствования навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствования навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

II  период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метёт, дворник метёт; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тёпленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными (львиный, леопардовый, обезьяний) прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилательными с противоположным значением.

4. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, лёгкий, пушистый).

5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из – за, из – по, между, около, через, возле). 

Совершенство

вание грамматического

строя речи.

1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).

4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчинённых предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами.  

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи.

1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

3. Уточнение произношения звуков [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Формирование умения правильно произносить четырёхсложные слова из открытых слогов и использовать их в свободной речи.

2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков.

4. Формировать умения выделять новые звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Обучение грамоте.

1.  Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнуровки; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумлённые» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Закрепление знаний известным детям правил правописания.

5. Формировать умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Дальнейшее развитие камуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространённо).

2. Совершенствования навыка составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

3. Формировать умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

III  период обучения

(март, апрель, май)

Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная), многозначными словами (солнце печёт, мама печёт блины), словами в переносном значении (золотые руки, горячее сердце), однокоренными словами.

3. Дельнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тёпленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными (львиный, леопардовый, обезьяний) прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилательными с противоположным значением.

4. Дальнейшее пополнение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

5. Пополнение словаря отглагольными существительными.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из – за, из – по, между, около, через, возле).

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами – антонимами и словами – синонимами.

8. закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенство

вание грамматического

строя речи.

1. Дальнейшее совершенствование сформированных ранее грамматических категорий.

2. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).

4. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчинённых предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами.  

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру).

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи.

1. Продолжать работу по совершенствованию  и активизации движений речевого аппарата.

2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Формирование умения правильно произносить четырёхсложные слова из открытых слогов и использовать их в свободной речи.

2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырёх звуков.

4. Формировать умения выделять новые звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

5. Формировать представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Обучение грамоте.

1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов.

2. Продолжать знакомить с буквами русского алфавита. 3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

4. Закрепление знаний известным детям правил правописания. Совершенствования умения узнавать буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

5. Формировать умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепления умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Совершенствования навыка составлять описательные рассказы и загадки – описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

3. Формировать умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

Тематический план занятий по формированию фонетико – фонетической системы языка.

Подготовка к грамоте.

I период обучения (21 занятие)

     №

       Тема занятий

        Навыки звукового анализа и синтеза

     

Сен. 3-я

 неделя

Звук  и буква «А»

Знакомство с понятием «слово», «звук».

Выделение первого ударного и безударного гласного звука «А»:

1) в потоке гласных звуков;

2) в звукосочетаниях АУ, АИ;

3) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ.

4) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ.

     

Сен. 4-я

 неделя

Звук и буква «О»

Выделение гласного звука «О» под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком «О» (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и тд.). Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда).

Окт. 1-я

 неделя

Звук и буква «У»

Выделение начального ударного и безударного гласного звука «У»:

1) в потоке гласных звуков;

2) в звукосочетаниях УА, УИ;

3) в обратных слогах УМ, УТ, УП;

4) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА.

     

Окт. 2-я

 неделя

Звук и буква «Ы»

Выделение звука «Ы» после согласного.

Воспроизведение слоговых рядов со звуком «Ы»:

     пы-ты-кы-хы                   ты-кы-хы-пы

     кы-хы-пы-ты                   хы-пы-ты-кы

Звуковой анализ и синтез слогов.

Окт.

3-я нед.

Звук и буква «Э»

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Окт.

4-я нед.

Звуки и буквы

«А – У – О – Ы - Э»

Итоговое занятие.

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Определение в словах последнего гласного звука.

Ноябрь

1-я нед.

Звук и буква «Л»

Выделение последнего согласного «Л»:

а) в обратных слогах АЛ, УЛ, ИЛ;

б) в

 словах ПЕНАЛ, БАЛ, ДЯТЕЛ, СТОЛ.

Воспроизведение слоговых рядов:

    ал-ул-ил

    ул-ил-ал

    ил-ал-ул

Звуковой анализ схем обратных слогов

АЛ  УЛ   ИЛ

Ноябрь

2-я нед.

Звук и буква «М»

Определение в словах первого и последнего согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ, МУ).

Ноябрь

3-я нед.

Звук и буква «Н»

 Выделение последнего согласного «Н»:

а) в обратных слогах АН, УН, ИН;

б) в

 словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН.

Воспроизведение слоговых рядов:

    ан-ун-ин

    ун-ин-ан

    ин-ан-ун

Звуковой анализ схем обратных слогов

АН   УН   ИН

    Ноябрь

4-я нед.

Звук и буква «Р»

Выделение последнего согласного «Р»:

а) в обратных слогах АР, ОР, УР,ИР, ЫР;

б) в

 словах ТОПОР,ЗАБОР, КОВЕР,САМОВАР,МУХОМОР.

Звуковой анализ  и синтез слов: ЗАБОР,КОВЁР, САМОВАР, МУХОМОР.

     

Декабрь

1-я нед.

Звуки и буквы

«М – Н – Л - Р»

Итоговое занятие. Дифференциация звуков и букв. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

Декабрь

2-я нед.

Буква «Я»

Звуковой анализ и синтез буквы «Я». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Составление слов с этими буквами.

Декабрь

3-я нед.

Буквы «Я» и «А»

Полный анализ и синтез, составление схем слов ЯНА, АРБУЗ, ЯГОДА.

Декабрь

4-я нед.

Буква «Ю»

Звуковой анализ и синтез буквы «Ю». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЮЛА. Составление слов с этой буквой.

Январь

2-я нед.

Буквы «Ю – У»

Полный анализ и синтез, составление схем слов ТУЗ, ТЮЗ, УДОЧКА, ЮБОЧКА.

Январь

3-я нед.

Буква «Е»

Звуковой анализ и синтез буквы «Е». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов МОРЕ ЛЕНТА МЕЛ. Составление слов с этой буквой.

Январь

4-я нед.

Буквы «Е – Э»

Полный анализ и синтез, составление схем слов МОРЕ ЛЕНТА МЕЛ.

Февраль

1-я нед.

Буква «Ё»

Звуковой анализ и синтез буквы «Ё». Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЁЛКА. Составление слов с этими буквами.

 

Февраль

2-я нед.

Буквы «Ё – О»

Полный анализ и синтез, составление схем слов НОС, НЁС, ПОСОЛ, ОСЁЛ.

Февраль

3-я нед.

Звуки и буквы

 «И - Ы»

Дифференциация звукобукв по артикуляционным и акустичестическим признакам. Звуковой анализ и синтез слов с этими буквами.

II период обучения (21 занятие)

Февраль

4-я нед.

Буквы

«А - Я»

«О - Ё»

«У - Ю»

«Э - Е»

«И - Ы»

Итоговое занятие. Закрепление пройденного материала. Дифференциация букв. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

     

  Март

1-я нед.

Звуки и буквы

 «Г – К»

Полный анализ и синтез слов КИТ, ГИРЯ, КОТ. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов игра «Живые звуки».

  Март

2-я нед.

Звуки и буквы

 «Т – Д»

Полный анализ и синтез слов ДУБ, ТЫКВА, ТИГР. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Чтение слов и предложений с этими буквами.

  Март

3-я нед.

Звуки «Ф – В»

 Определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК.

  Март

4-я нед.

Звуки и буквы

«С – З»

Определение 2-х гласных звуков в словах КОЗА, КОСА, ЗИМА, СИМА. Звуковой анализ слов.

Апрель

1-я нед.

Звуки и буквы

«П – Б»

 Полный анализ и синтез, составление схем слов БЫК, БАК, БОК.

Апрель

2-я нед.

Звук и буква «Х»

Определение гласного звука в середине односложных слов ХЛЕБ, ХАЛВА, САХАР.

Апрель

3-я нед.

Звуки и буквы

«Ш – Ж»

Полный анализ и синтез, составление схем слов ШИЛО, ЖИЛО, ШУТКА, ЖУТКО

Апрель

4-я нед.

Звуки и буквы

«Ч – Щ»

Дифференциация звуков по акустическому и артикуляционному признаку. Чтение предложений, разгадывание ребусов, кроссвордов.

     

  Май

1-я нед.

Звук и буква «Ц»

Выделение последнего согласного «Ц».

Звуковой анализ и синтез, составление схем обратных слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ – игра «Живые звуки».

Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова».

Договаривание слов – игра «Закончи слово» (оте., певе., купе., боре., коне.).

Май

2-я нед.

Звук и буква «Й»

Определение места звука «Й» в слове. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова ЙОД.

 Май

3-я нед.

Ъ –твёрдый знак.

Ь – мягкий знак.

Итоговые занятия. Совершенствование пройденного материала.

Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматической категории и развитию связной речи

Месяц

Занятия

Тема

Сентябрь

4-я неделя

1.

Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных в роде, числе). Н.В.Нищева стр.18.

2.

Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Актуализация словаря по теме «Осень», «Деревья». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде, числе). Н.В.Нищева стр.23.

Октябрь

1-я неделя

3.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в форме родительного падежа). Н.В.Нищева стр.36.

4.

Расширения представления детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда. Совершенствования навыка рассматривания картины, формировать целостное представление об изображении на ней. Активизировать словарь глаголов по теме «Овощи». Н.В.Нищева стр.50.

2-я неделя

5.

Уточнение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.71.

6.

Обеспечение целостного восприятия картины «Мы играем в магазин». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи», «Фрукты», «Профессии. Продавец». Обучение завершению рассказа по картине, начатого педагогом. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом –ов-). Н.В.Нищева стр.75. 

3-я

неделя

7.

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыков составления рассказов – описаний об объектах и предварительно составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Н.В.Нищева стр.659.

8.

Экологическая сказка «Как девочка встретила кузнечика». Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.36.

4-я

неделя

9.

Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Н.В.Нищева стр.23.

10.

Путешествие в сказку «Как лебедь остался один» - образование существительных с суффиксом – Ат-, -ЯТ- Н.В.Нищева стр.5.

Ноябрь

1-я

неделя

11.

Уточнение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды». Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.95.

12.

Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. Образование однокоренных слов. Н.В.Нищева стр.102.

2-я

неделя

13.

Уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детёныши». Развитие связной речи. Употребление имён существительных с предлогами, образование однокоренных слов. Закрепление понятия предложение. Н.В.Нищева стр.252.

14.

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее». Н.В.Нищева стр.8.

3-я

неделя

15.

Закрепление представлений о диких животных и их внешнем виде. Употребление существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, - ят. Н.В.Нищева стр.270.

16.

Путешествие в сказку «Как оленёнок маму искал». Н.В.Нищева стр.15.

4-я

неделя

17.

Уточнение и активизация словаря по теме «Одежда и материалы, из которых они сделаны». Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Н.В.Нищева стр.121.

18.

Составление рассказа по сюжетной картине по коллективно составленному плану. Н.В.Нищева стр.125.

Декабрь

1-я неделя

19.

Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Употребление существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов. Развитие диалогической речи, речевого слуха.

20.

Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила». Н.В.Нищева стр.18.

2-я неделя

21.

Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных с предлогами. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.324.

22.

Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Образование однокоренных слов. Закрепление понятия предложение. Н.В.Нищева стр.330.

3-я неделя

23.

Уточнение и расширение представлений о посуде, её названии, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Использование имён существительных в косвенных падежах. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.188.

24.

Обучение составление рассказа по картине по данному плану. Обеспечение целостного восприятия картины. Н.В.Нищева стр.195. 

4-я неделя

25.

Уточнение и расширение представлений о новогодних праздниках. Образование однокоренных слов. Закрепление понятия предложение.

26.

Уточнение и расширение представлений о новогодних праздниках. Образование однокоренных слов. Закрепление понятия предложение.

Январь

2-я неделя

27.

Расширение и закрепление представлений о транспорте. Совершенствование слогового анализа и синтеза. Н.В.Нищева стр.340.

28.

Употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов. Н.В.Нищева стр.351.

3-я

неделя

29.

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.385.

30.

Актуализация словаря по теме профессии. Совершенствование грамматического строя речи. Н.В.Нищева стр.397.

4-я неделя

31.

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей на селе зимой. Развитие связной речи.

32.

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей на селе зимой. Развитие связной речи.

Февраль

1-я неделя

33.

Уточнение и активизация словаря по теме «Инструменты. Орудия труда». Образование и употребление существительных в косвенных падежах. Составление сложноподчинённых предложений со словами потому что. Развитие общих речевых навыков. Н.В.Нищева стр.10.

34.

Уточнение и активизация словаря по теме «Инструменты. Орудия труда». Совершенствование навыка пересказа. Н.В.Нищева стр.21.

2-я неделя

35.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Обогащение экспрессивного словаря словами – антонимами. Образование и использование притяжательных прилагательных. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.31.

36.

Путешествие в сказку «Как зверята подружились». Н.В.Нищева стр.21.

3-я

неделя

37.

Закрепление представлений о необходимости и значении российской армии и профессиях военных и почётной обязанности защищать Родину. Составление предложений по картинкам. Развитие диалогической речи. Н.В.Нищева стр.449.

38.

Составление рассказа по картине «На границе». Н.В.Нищева стр.454.

4-я

неделя

39.

Уточнение и активизация словаря по теме «Животный мир морей и океанов». Образование и использование притяжательных прилагательных. Н.В.Нищева стр.85.

40.

Путешествие в сказку «Как крабик домик искал». Н.В.Нищева стр.29.

Март

1-я неделя

41.

Обобщения представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Совершенствования навыка рассматривания картин. Пересказ рассказа И. Э. Грабаря «Март». Н.В.Нищева стр.115.

42.

Обобщения представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Совершенствования навыка рассматривания картин. Пересказ рассказа И. Э. Грабаря «Март». Н.В.Нищева стр.115.

2-я неделя

43.

Углубление представлений о России. Развитие связной речи. Обобщения представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Совершенствования навыка рассматривания картин. Пересказ рассказа И. Э. Грабаря «Март». Н.В.Нищева стр.147.

44.

Углубление представлений о России. Развитие связной речи, планирующей функции речи, общих речевых навыков. Обобщения представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Совершенствования навыка рассматривания картин. Пересказ рассказа И. Э. Грабаря «Март». Н.В.Нищева стр.147.

3-я неделя

45.

Углубление представлений о столице нашей Родины – Москве. Совершенствование навыков словообразования, пересказа. Н.В.Нищева стр.167.

46.

Углубление представлений о столице нашей Родины – Москве. Совершенствование навыков словообразования, пересказа. Н.В.Нищева стр.167.

4-я неделя

47.

Актуализация и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие связной речи. Пересказ рассказа И. Гурвича «Лёвушка - рыбак» Н.В.Нищева стр.100.

48.

Путешествие в сказку «Как чуть не погибла плотвичка». Н.В.Нищева стр.26.

Апрель

1-я неделя

49.

Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Согласование числительных с существительными. Употребление сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр.216 – 245.

50.

Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Согласование числительных с существительными. Употребление сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр.216 – 245.

2-я неделя

51.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр.245 – 268.

52.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр.245 – 268.

3-я неделя

53.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр.268 - 294.

54.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.

Н.В.Нищева стр.268 - 294.

4-я неделя

55.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством А.Л. Барто. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр. 294 - 318.

56.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством А.Л. Барто. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений. Н.В.Нищева стр. 294 - 318.

Май

2-я неделя

57.

Обобщение представлений о весне и о её периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Совершенствования навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображённом на картинах. Составление предложений с противопоставлением. Употребление предложно – падежных конструкций. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр. 318 - 329.

58.

Активизация и актуализация словаря по темам «Поздняя весна», «Насекомые весной». Составление сложноподчинённых предложений. Развитие связной речи. Путешествие в сказку «Как кузнечик помогал слабым» Н.В.Нищева стр.33. 

3-я неделя

59.

«Мы читаем А.С.Пушкина». Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Пополнение экспрессивной речи прилагательными. Н.В.Нищева стр.336 - 364.

60.

«Мы читаем А.С.Пушкина». Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Пополнение экспрессивной речи прилагательными. Н.В.Нищева стр.336 - 364.

4-я неделя

61.

Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Совершенствование навыка словообразования. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.365 – 393.

62.

Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Совершенствование навыка словообразования. Развитие связной речи. Н.В.Нищева стр.365 – 393.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Успенская, Л. П. Учитесь говорить правильно. - М. : Просвещение, 1993.    

2. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей. - М. : Просвещение, 1979.  

3. Смирнова, М. В. 2500 скороговорок. - С-Петербург: Нева, 2005.  

4. Тарабрина, Т. И.  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль: Академия развития,1996.

5.Лопухина, И. С. 550 упражнений по развитию речи. - С-Петербург: Дельта, 2000.  

6.  Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно. - С-Петербург:  Регата, Литера, 2001.    

7. Коноваленко, В. В.  Логопедические раскраски для закрепления произношения свистящих звуков Ш Ж Ч Щ  [Иллюстрации] / В. В. Коноваленко С. В. Коноваленко.    – М. :  ГНОМ и Д, 2000.        - 16 с.

 8. Узорова, О. В.  Практическое пособие по развитию речи. [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., АСТ, Премьера, 2001.    - 272 с.

 9.  Новоторцева, Н. В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки  Ч Щ» (Логопедическая тетрадь) /Пособие для воспитателей дет. сада,  логопедов, родителей/ [Текст, иллюстрации] / Н.В. Новоторцева.  - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.    - 72с.

10. Лебедева, Л. И. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш Ж Щ : /Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей М. : Вентана – Граф, 2004.  

11. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников С-Петербург, Детство-Пресс, 2004.          

12. Коноваленко, В. В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей, детей.– М. : Гном – Пресс, 1998. –

13. Коноваленко, С. В.  Автоматизация шипящих звуков: дидактический материал для логопедов.  М. :  ГНОМ и Д, 2006.

14. Коноваленко, С. В.  Развитие связной речи фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе – Москва, 2011.        

15. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) С-Петербург,  Детство-Пресс, 2009.

16. Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной группы № 1, 2 – С- Петербург,  Детство-Пресс, 2009.

17. Нищева Н.В. Занимаемся вместе подготовительная группа, – С- Петербург,  Детство-Пресс, 2009.

18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР - С- Петербург,  Детство-Пресс, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.

Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами в МДОУ

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами. Данная  программа  представляет  коррекционно-развивающую  систему  работы,обеспечивающую полноце...