Консультация для педагогов по теме: "Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в ДОУ"
презентация по коррекционной педагогике

Маркова Евгения Витальевна

Познакомить участников с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.52 КБ
Файл prezentatsiya_mandala.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме: " Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в ДОУ."

Цель:

познакомить участников с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике.

Презентация.

Арт-терапия (лат. arts — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи различных видов искусства.В дошкольном учреждении и дома можно использовать такие арт-терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, песочная терапия, изотерапия.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Изотерапия

Один из самых распространенных методов арт-терапии это изотерапия. Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять ее проще. Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.).

Рисование пластилином.

Техника марания (разбрызгивание красок).

Рисование предметами окружающего пространства.

Рисование пальцами.

Рисование под музыку.

Кляксы.

Рисование на мокрой бумаге.

Песок для детей

Техника «Мандала».

Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы.

Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции.

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения

чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли

преобладающую связь с правым полушарием мозга.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.

Основные цели работы при разукрашивании мандал:

-развитие творческих способностей;

-развитие произвольности поведения;

-развитие воображения;

-снятие внутреннего напряжения, релаксация;

-развитие мелкой моторики рук.

У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей

дошкольного возраста.

На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа.

Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому нужно спросить  его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется

возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу.

Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов по теме: " Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в ДОУ." Подготовила и провела: Педагог-психолог

Слайд 2

Арт-терапия.Метод мандалы . Арт-терапия (лат. arts — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи различных видов искусства.В дошкольном учреждении и дома можно использовать такие арт-терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия , танцетерапия , фототерапия, песочная терапия, изотерапия .

Слайд 4

Техника мандала . Слово мандала в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».

Слайд 5

Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. 1875-1961

Слайд 6

Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы , а ее психологическое содержание.

Слайд 7

Самое простое, что можно сделать, это, конечно, нарисовать мандалу . Но, вообще-то, вариантов её создания может быть множество. Мандалу вышивают, вяжут, плетут, вырезают (к примеру, снежинки, которые мы вырезаем на Новый Год, украшая окна, чем не мандалы ?!), строят из камня, выкладывают из природных материалов и даже пекут!

Слайд 10

Основные цели работы при разукрашивании мандал : развитие творческих способностей; развитие произвольности поведения; развитие воображения; снятие внутреннего напряжения, релаксация; развитие мелкой моторики рук.

Слайд 11

Итак, приготовьте необходимые цветные карандаши, выберите мандалу , которую хотите раскрасить и положите её перед собой. Сделайте 2-3 медленных вдоха и выдоха, глядя на мандалу , прикройте глаза и прислушайтесь к тому, что возникает внутри. Возможно, это будут какие-то слова или образы, — просто наблюдайте за тем, что происходит. Через некоторое время глаза можно открыть и приступить к раскрашиванию. Желаю всем творческого удовольствия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"...

Консультация для педагогов "Виды утренней гимнастики и возможности ее использования"

quot;Виды утренней гимнастики и возможности ее использования"...

Консультация для педагогов. «Виды утренней гимнастики и возможности её использования»

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального...

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога

Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия...

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"

Консультация для родителей "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности применения их в ДОУ"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов "Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии –это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохр...

Консультация для педагогов «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, восновном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоро...


 

Комментарии

Малинина Наталья Ивановна

Спасибо за интересный материал, я сама одно время занималась плетением мандал, очень интересное и расслабляющее занятие