консультация для воспитателей " Нестандартное оборудование,как средство повышения интереса детей к двигательной активности"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов 20.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

"Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности».

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению, защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практически наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо.

1)    Повысить    интерес    детей к    различным    видам    двигательной деятельности.

2)    Увеличить объём двигательной активности детей.

3)    Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

4)    Поднять эмоциональный настрой детей.

Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного оборудования. Именно использование нетрадиционного оборудования позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

2) Развивать   у       детей       наблюдательность,       эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

3) Развивать чувство формы и цвета.

4) Способствовать    формированию       физических    качеств    и двигательных умений детей.

Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должно         быть нестандартное оборудование. Оно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.

Предлагаем нестандартное оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.

1) «Лыжи на двоих»

На    пару   лыж   устанавливаются   по 2    крепления. Два   ребёнка встают на одну пару лыж, двигаются синхронно.

Такие упражнения развивают координацию движений, умение действовать в паре. Можно применять во время проведения игровых упражнений и эстафет.

2)  « Скейтборды»

На деревянные досточки размером 20-40см снизу крепятся ролики (от роликовых коньков).

Можно применять для передвижения сидя, в эстафетах перевозить на досках груз. Также лёжа животом на доске, отталкиваясь руками от пола, прокатываться вперёд- назад.

Передвигаться на « скейтборде» стоя на ногах можно только со страховкой взрослого.

Такие  упражнения   развивают  смелость,  ловкость,   координацию движений, повышают интерес к выполнению упражнений.

1.        «Чьи следы»

Из плотного линолеума вырезаются две ступни шириной 20см длиной 30см.

Такие следы можно использовать в играх-эстафетах.

Эти игры-эстафеты развивают умение работать в группе, быстроту реакции.

2.        « Половинки»

Отслужившие свой срок резиновые мячи разрезаются пополам. Образовавшиеся «мисочки» в эстафетах заменяют «шапки-невидимки», их можно набрасывать на лежащие предметы, мячи меньшего размера и т.д. они могут выполнять роль ориентировки.

3.        « Ленты на резинке»

На концах длинной резинки крепятся крючки (для растягивания резинки через спортзал). На резинку нанизывается подшитые с одного края ленты (20-25 штук), которые могут двигаться по резинке свободно. Использование:

- упражнения на дыхания (ленты шевелятся).

- упражнения «Попади мячом в цель.

- прыжки на двух ногах вдоль зала - «Достань головой до ленточки».

6)  «Пуфики из поролона»

  (диаметр 30-50 см, высота 30-40) Обтягиваются дерматином или тканью. Их можно перепрыгивать, переносить, перебрасывать, сидеть на них и т.д.

7)  «Змеи »

Используются для перешагивания, перепрыгивания, хождении прямо по «змее», вместо скакалки в эстафете, как ограничитель для малышей при обучении ходьбе и др. Их делают из лоскутков в стиле «печворг» и набивают шерстяными нитками, ватой, тряпками, кусками поролона.

8) «Пластмассовые бутылочки»

Бутылки, разной ёмкости, наполненные водой или песком, используют для выполнения ОРУ, для поднимания, вместо гантелей, для прокатывания.

Также     для     профилактики     и     коррекции     плоскостопия     в физкультурных уголках необходимо иметь разные коврики:

- твердые

- колючие, а также можно сшить:

9) «Удав»

Используем   ткань,   вату,   пуговицы   без   ножки.   Применяем   для профилактики плоскостопия; развитие умения сохранять равновесие по ограниченной плоскости.

10) «Дорожка со следами»

Используем коврик туриста, клеящуюся    плёнку. Применяем для развития координации, внимания, прыгучести.

11) «Пневматический коврик»

Используем ткань поролон, каждая ячейка прошивается, различается по плотности набивки поролоном. Используется для профилактики плоскостопия.

Также в играх, игровых упражнениях, эстафетах используется мячи для футбола, сухие бассейны.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой.

Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.

Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям

Специально созданные условия Система занятий, основанная на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой"). Обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми. Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

Массажёр "Орешки". Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см ) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры). Дорожка "Апельсиновая" Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

Тренажёр "Поймай мяч ловушкой" Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески. Тренажёр "Попади в кольцо" Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Игроков может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: игроки должны не только бросать, но и ловить.

"Лыжи" Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника. Напольные шашки Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки, лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.