ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию коммуникативных навыков «Давайте жить дружно» во второй младшей группе
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Дурманова Наталья Александровна

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности. В детском саду существует наличие важного фактора — детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками. Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники научились не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_davayte_zhit_drudno.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по развитию коммуникативных навыков

«Давайте жить дружно»

во второй младшей группе

Подготовили

педагог-психолог:

Дурманова Н.А.

воспитатели:

Жигарева И.В.

Сомина  Е.В.

Сухиничи, 2018

Пояснительная записка

        Способность легко находить друзей — первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке. Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей? Опыт первых взаимоотношений со сверстниками — это основа дальнейшего развития личности малыша? Первый опыт общения формирует отношение ребёнка к себе, к людям, к окружающему миру.

1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.

1,5 года. У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка.

2 года. Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу. Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.

        Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать. А учат всему этому их родители и, позднее, воспитатели. День ребенка в детском саду наполнен различными делами и событиями, однако многие из них проходят мимо сердца ребенка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости.

Именно общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребёнка, т.е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому ребенку, эмпатия, ценность совместной деятельности.

В этом возрасте  ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба  - дело непростое. Задача не из легких   научить детей играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком. Как показать ребенку правильность отношений, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба  - это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения  и дружить с другими детьми. Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с помощью сказок проще  - мы  обсуждаем и высказываем свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей, Обсуждая сказку и поведение сказочных героев, мы учим детей взаимодействовать в коллективе, проявлять коллективное творчество.  

Актуальность.

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умственного, двигательного и социального развития крохи. С умением дружить дети не рождаются: малышу нужно подсказать, как совершить шаг навстречу. Именно родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить.  Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке. Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей? Опыт первых взаимоотношений со сверстниками — это основа дальнейшего развития. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения. Первый опыт общения формирует отношение ребёнка к себе, к людям, к окружающему миру».

Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать детский сад или пойдёт в школу. Дружба между младшими дошкольниками — это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми. Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его. Нередко, по мнению ребёнка, другом может стать тот, с кем было получено удовольствие в общении, радость в какой-то ситуации. Дошкольнику необходима компания, так как это важнейшее условие для социального становления его личности.

                    Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

«Давайте жить дружно»

Тип проекта

Социально-личностный, групповой

Возраст детей

Младший дошкольный возраст

Исполнители

Воспитатели и дети  второй младшей группы,педагог-психолог, родители дошкольников

Продолжительность

краткосрочный (две недели)

 

Цель

Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить детей быть сдержанными, уметь работать в коллективе

Задачи

  • Формировать представление о дружбе, друзьях.
  • Воспитывать культуру межличностных отношений
  • Обогатить и активизировать словарь по теме «Дружба»
  • Создать дружный коллектив детей
  • Привлечь родителей к участию в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта.

Этапы реализации

1 этап - организационно-диагностический

2 этап - практический

3 этап - обобщающий

4 этап - презентация проекта

Ресурсы.

Материально-техническое: ноутбук, презентации,  фонотека с детскими и классическими музыкальными произведениями, видеофрагменты сказки, различные виды театров (театр конусов, маски, шапочки), декорации к сказкам,  дидактические игры и картотеки.

Продукт проекта.

Лепка и рисование героев из сказок о дружбе,

драматизация сказок с различными видами театра,

мультимедийные презентации,

оформление уголка в группе:«Лавочка примирения».

Ожидаемые результаты:

  • Расширятся знания детей по теме «Дружба»;
  • Познакомятся с правилами дружеских отношений; научатся бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание;
  • Повысится интерес к художественной литературе;
  • Научатся правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
  • Научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Реализация проекта

  1. этап - организационно-диагностический
  • наблюдение;
  • подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (дидактические игры, создание картотек игр по развитию коммуникации, театральное оборудование и др.);
  • разработка плана занятий с детьми.
  • создание электронных образовательных ресурсов, изготовление атрибутов, сбор реквизита для драматизации сказок.

2 этап –практический

проведение цикла занятий, психологических упражнений и этюдов, игр.

 Совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • ФЦКМ «Всем советуем дружить (см. приложение)

Настольно-печатные игры и дидактические игры:

  • «Узнай героя и расскажи сказку»
  • Магнитная мозаика «В гостях у сказки»
  • «Разрезные картинки»
  •  «Сложи сказку (из кубиков)»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседы

  • «Что такое дружба?» с показом презентации.
  • «Как помириться…»

Театрализованная деятельность

  • Пальчиковый театр «Репка»(см. приложение).
  • Показ спектакля «Рукавичка» с использованием театра-конусов (см. приложение).
  • Показ театра шапочек «Теремок»(см. приложение)

Сюжетно-ролевая игра

  • «Семья»
  • «В гостях»

Просмотр мультипликационных фильмов и их обсуждение

  • Просмотр мультфильма «Крокодил Гена», «Лягушка-путешественница»,«Бременские музыканты», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Теремок», «Вовка в тридевятом царстве», и др.

Образовательная область «Речевое развитие»

Организованная образовательная деятельность с детьми

 См. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», «Козлята и волк», стр.77

Прослушивание  и инсцинировка сказки «Под грибом» (см. прилож.)

  • Использование дидактического пособия  в работе с детьми «Расскажи сказку» (магнитные игры, лэпбук «сказкотерапия»)

  • Разучивание мирилок, совместно с родителями), (см. приложение)

Чтение сказок:

     «Три поросёнка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

  • Разбор и разучивание пословиц и поговорок, считалок, загадок.

Музыка:

  • Слушание песен из мультфильмов.
  • Заучивание песни «Дружба крепкая», «Песенка о дружбе».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование:

  • Коллективная работа «Дерево дружбы» - рисование ладошками (см .приложение)
  • «Друг для колобка» (см. приложение)
  • «Улыбнемся мы друг другу» (см. приложение)

Лепка:

  • Занятие на снятие агрессии у детей «Голубые цветы» (см. приложение)

  • «Друг для Мишки - зайчонок» (см. приложение)

Самостоятельная деятельность

Рисование:

  • «Узнай и разукрась сказочный сюжет вместе с друзьями»

Конструирование

«Построй сказочный город для друзей» из кубиков.

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные  игры:

  •  «Гуси-лебеди», игра-разминка: «Весёлые утята», «Лиса в курятнике» и другие…

  • Русские народные подвижные игры (см. картотеку)

  • Игры-стишки с движениями (малоподвижные игры) (см. приложение)

               Совместная деятельность педагога-психолога и детей.

  •  Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов)
  • Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных)
  • Рисование иллюстраций к сказкам, лепка сюжетов и героев сказок

     

                                              Досуг для детей

  • Музыкальная игра «Делай вместе со мной»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Часы» (см. приложение)

Индивидуальная работа с детьми (беседы и коррекционные игры), с использованием картотеки дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок (см. приложение)

Совместная деятельность педагогов и родителей.

  • Консультация для родителей «Как научить ребенка знакомиться и дружить»  (см. приложение)
  • Индивидуальные беседы и консультации

Деятельность  детей с родителями:

разучивание стихотворений и мирилок дома, совместно с родителями

  (см. Приложение)

3 этап –обобщающий

  • проведение выставки детских рисунков,
  • оформление «уголка примирения»,
  • ознакомление родителей с результатами творчества детей
  • подведение итогов.

4 этап - презентация проекта.

Выставка работ по изобразительной деятельности детей

Презентация проекта, представление портфолио по проекту.

                                     Результаты проекта

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности. В детском саду существует наличие важного фактора — детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками. Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники научились не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

                                                 Перспективы

Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем свою работу, ставим новые задачи, не на минуту не забывая, что самое главное и ценное в  нашей работе - учить детей сотрудничеству, учить выполнять задание вместе, воспитывать дружелюбиеВ любом возрасте ребёнка остаётся очень важным именно то, умеет ли он дружить,  в этом должны помочь мы, взрослые, которые находятся рядом.

                           Программно-методическое обеспечение:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-      N 4.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. - N 4.

3. Комарова Т.С. Художественное творчество // Москва.-2012.          

4. О.С. Ушакова.  Развитие речи детей 3-5 лет. //Творческий центр «Сфера».

5. Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду, вторая младшая группа. // Москва.- 2014.

 6.О.Н.Чижова. Работа педагога-психолога с агрессивным ребенком, способы его адаптации в ДОУ// Дошкольное воспитание, 2013-№8.