Арт-терапия в работе с дошкольниками
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Беспалко Наталья Викторовна

Расширить кругозор педагогов в отношение способов, приемов и методов, используемых в непосредственной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский д/с»

Мастер-класс

тема: «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Педагогическая мастерская «Педагогические идеи и образовательные практики»

Ачинский район

Подготовила: педагог-психолог

МАДОУ «Малиновский д\с» Н.В. Рожина

Сентябрь 2017 год

Цель: Расширить кругозор педагогов в отношение способов, приемов и методов, используемых в непосредственной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Задачи:

Познакомить с понятием «Арт-терапия», дать представление о видах;

Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

Способствовать коммуникации педагогов.

Приветствие:

Здравствуйте, нами всегда уважаемые,

Добрые, строгие и обожаемые,

Милые, близкие, смелые, дружные,

В каждом вопросе советчики нужные,

Столько на свете всего прочитавшие,

Много познавшие и написавшие,

Наших родителей гиды, бесстрашные,

Сильные духом и не уставшие,

Здравствуйте наши воспитатели!

Психолог: Сегодня я познакомлю вас с методом, который поможет ребенку выразить свои чувства через рисунок и творчество. Вам предаставиться возможность творить всё что вы захотите.

Арт-терапия

Арт-терапия как один из методов развития стала достаточно популярна. Сегодня арт-терапию можно использовать и в детском саду, и дома со своими детьми. Не просто как развивающие занятия, а как возможность лучше узнать  ребенка, открыть в нем новые грани, помочь ему выразить свои чувства и свое «Я» через рисунок и творчество.

Ведь детям, особенно младшего возраста, зачастую очень трудно выразить то, что они чувствуют. Особый детский мир очень восприимчив ко всему новому, и ребенок варится в потоке разнообразных эмоций и чувств. Часто такое «эмоциональное бурление» приводит к нарушениям в поведении, а родители не понимают, в чем дело, применяют наказания, водят к психологам и так далее. Когда ребенок рисует и творит, что хочет его душа, тогда весь негатив или большая его часть, неосознанная, не высказанная, но ощущаемая ребенком, остается на листе бумаги, вовне, а не внутри. И мечты гораздо ближе к своему воплощению, когда они нарисованы, слеплены, когда ты и другие ее видят.

Выражение себя через искусство будь то живопись, танцы, пение, песочная терапия является безболезненным способом выражения чувств для детей. Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности.

Многие дети  отказываются от простых занятий, говоря «Я так красиво не умею» или «У меня не получится». В таком случае детям надо объяснять, что задача «нарисовать красиво» перед ними не стоит, а родители должны понимать, что это даже противопоказано.  Сколько раз приходится видеть, как на разных занятиях мамы, «помогая» детям, говорят, что это криво, «не выходи за границы рисунка», поправляют их, да и вообще рисуют вместо детей как раз для того, чтобы было красиво и аккуратно. Нужно предоставить ребенку свободу полета, свободу фантазии. Пусть из него не выйдет Айвазовский, но зато он сможет комфортно и безболезненно справляться с различными эмоциональными состояниями.

В каких ситуациях и что творить?

Психологи рекомендуют использовать разные техники арт-терапии в зависимости от эмоционального состояния. Так, при агрессии и раздражительности попробуйте с ребенком «успокаивающую» лепку.

Для преодоления различных страхов детей следует эти страхи нарисовать, а потом преобразовать прямо на бумаге во что-то новое. Меняя свой рисунок, ребенок проделывает огромную внутреннюю работу над своим представлением о пугающей ситуации. Очень важно, чтобы ребенок сам нарисовал свой страх и сам придумал, как переделать рисунок!

При низкой самооценке детей более старшего возраста можно предложить нарисовать автопортрет.  Пусть он нарисует себя таким, каким себя представляет в данный момент, а затем таким, каким бы он хотел бы стать.

Эти и многие другие техники арт-терапии достаточно простые в применении и не требуют дополнительного педагогического или психологического образования.

Подводя итог, можно сказать, что арт-терапия, какой бы простой она не казалась, является эффективной методикой раннего развития. Будет полезно, если Вы будете заниматься ею регулярно со своими детьми — так Вы сможете отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидите их глубинные и неосознаваемые переживания себя и своего места в семье.

Презентация « Способы, приемы, методы арт-терапии»

Демонстрация готовых работ детей.

Психолог предлагает педагогам выбрать способ, которым они хотели бы выразить свои чувства.

Индивидуальное творчество педагогов.

Итог. Выставка - презентация работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Памятка для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками.Игры и упражнения"

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на раз...

Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга. ...