Индивидуальная работа педагога с ребёнком с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Таратонкина Наталья Владимировна

Данный план развития ребенка-инвалида  обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребёнка - инвалида;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Основная форма работы – индивидуальные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_rebyonka-invalida_s_zpr.doc667 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план развития ребенка-инвалида 5 лет с ЗПР

Фамилия, имя ребенка: 

Дата рождения: 

Дошкольное учреждение 

Группа -

Специалисты: 

Срок реализации - Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей родителей, индивидуальных особенностей психо речевого развития ребёнка – инвалида ДОУ.

Индивидуальный план развития ребенка-инвалида разработан в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049 -13, ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ «Реабилитация инвалидов» и представляет собой нормативный документ дошкольного учреждения,

разработанный на основе следующих примерных программ: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.

Шевченко; «Ступеньки развития. Коррекционное развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития», Н.Ю. Борякова.

Данный план развития ребенка-инвалида  обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребёнка - инвалида;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Основная форма работы – индивидуальные занятия.

Продолжительность занятия -  от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).

1 неделя сентября, обследование детей.

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Сентябрь(2 неделя)

Семья

Развитие памяти:

«Запомни фигуры»

«Назови, одним словом

«Пересказ по серии картин»

«Назови букву»

Развитие целостности восприятия предмета:

«Закрой окошки» (вырезы и вкладыши)

«Почтовый ящик»

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

«Чудесный мешочек»

Развитие мышления:

«Пересчитай снежинки, зачеркни нужную цифру»

«Пирамидка».

«Сложи фигуру».

«Большие и маленькие».

«Волшебный кубик».

«Чего больше?» 

«Покажи цифру».

«Умелые ручки» (моделирование цифры из проволоки)

Нестандартные математические средства:

«Квадрат Воскобовича»

(упражнение в определении расположения предметов, закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, цвете).

Д/ игра

«Кто есть в семье?», «Четвертый - лишний».

«Чьи это предметы?»

Развитие зрительного и слухового внимания.

Д/игра из картотеки «Поиграй-ка»

«Какой картинки не стало?»

«Запомни слова и назови их в обратном порядке».

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

«Повтори верно».

Знакомство с буквами и звуками. Умение определять и находить гласный звук.

Развитие зрительно-моторной координации (копирование групп точек)

«Нарисуй такие же точки как у меня»

«Помоги бабушке довязать шарф»

«Доделай бахрому на салфетке»

«Помоги папе распилить дерево»

«Помешай суп в кастрюле»

«Обведи и заштрихуй человека»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

СЕНТЯБРЬ  (3 неделя)

Времена года. Осень.

Развитие целостности восприятия предмета:

«Геометрик»

«Построй башню»

Развитие сенсорных процессов и зрительного восприятия:

«Выбери картинки желтого, зеленого, оранжевого, розового цвета. Назови, что это?

Развитие тактильно-двигательного восприятия

«Сенсорный кубик»

«Цвет и форма»

Цель: Упражнять в определении цвета и формы».

«Где и что находится»

Цель: Упражнять в определении расположения предметов. Закреплять умение в усвоении эталон цвета, величины,

«Кубики с цифрами»

Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.

«Разноцветный венок»

Цель: Формировать временные представления (времена года)

Какие изменения произошли в природе осенью?

Что происходит с деревьями?

Как осенью изменилась трава?

Как выглядит осеннее небо?

Расскажи обо всем, что видишь на картинке:

Какое это время года?

Тепло или холодно на улице?

Какие в это время выпадают осадки?

Что делают осенью птицы?

Как одеваются осенью люди?

Что делают осенью животные?

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

«Звук и буква А»

Закреплять правильное произношение звука а. Учить определять место звука в слове.

«Отхлопай слово»

«Паровозик»

«Узнай по голосу»

«Дождь идет»

«Обведи по контуру»

«Раскрась лист»

«Нарисуй прожилки у листа»

«Нарисуй, как падают листья»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

СЕНТЯБРЬ  (4 неделя)

Золотая осень. Деревья и кустарники.

«Цвет и форма»

Цель: Упражнять в определении цвета и формы».

«На что похоже»

Цель: Учить видеть в предложенной фигуре окружающие предметы, похожие по форме.

«Светофорик»

Цель: Упражнять в определении цвета.

Развитие зрительного  восприятия и мышления:

«Что забыл нарисовать художник?»

«Предметы»

Цель: Учить детей  устанавливать количество предметов не зависит от цвета, формы, размера; учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью анализаторов.

Играй – ки

Цель: Закреплять умение соотносить число с цифрой, ориентироваться на плоскости, закреплять знания последовательности числа в натуральном ряду в пределах 2.

«Разноцветный венок»

Цель: Формировать временные представления (времена года)

Какие бывают леса?

Что растет в лесах?

Назови части дерева?

«Дом для вороны»

Цель: Обогащение словаря, активизация в речи слов-названий частей дерева (ствол, крона, ветки, листья); развитие грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

Разноцветные листья»

Цель: Расширение словарного запаса.  

«Большой –  маленький»

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение:

гласные [а], [у], [о]. [ы], [э].

«Звук и буква И»

Закреплять правильное произношение звука и. Учить определять место звука в слове.

«Отхлопай слово»

«Паровозик»

«Узнай по голосу»

«Нарисуй листья на ветке»

«Нарисуй прожилки на листе»

«Дорисуй и раскрась лист»

«Дорисуй лист симметрично».

«Дорисуй чешуйки у шишки»

«Нарисуй, как падает лист»

«Распилили дерево»

«Нарисуй эти предметы по клеточкам»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ОКТЯБРЬ  (1 неделя)

Осенью в огороде. Овощи.

«Разрезные картинки»

Цель: Развивать умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществляя анализ и синтез воспринимаемых объектов.

«Играйка - собирайка»

Цель: Учить составлять целое из частей, воссоздавая фигуры силуэтов.

Развитие зрительного восприятия и мышления:

«Парные картинки» по теме «Овощи»

«Собери овощ»

(разрезные картинки)

«4 лишний»

«Узнай по силуэту»

«Три медведя»

Цель: Формировать представление о величине предметов.

«Дни недели»

Цель: Формировать умение называть день недели, соотносить действия в течение недели

«Что за время суток?»

Цель: Формирование временных представлений, ознакомление с моделью суток.

«Разноцветный венок»

Цель: Формировать временные представления (времена года)

«Числовая лесенка» 

(счет в пределах 2 с опорой на наглядность)

«Помоги повару»,

«Подбирай, называй, запоминай»,

 «Поварята» отгадывание и составление загадок по опорным карточкам Составление рассказов сравнения ягод

 «Четвертый лишний»

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение:

гласные [а], [у], [о] [ы], [и].

«Звук и буква О»

Закреплять правильное произношение звука о. Учить определять место звука в слове.

«Слоговой магазин»

«Ушки на макушке»

(хлопнуть в ладоши на звук [а])

«Руки в стороны в кулак»

 «Помести овощ в корзинку»

«Порежь морковку, картошку»

«Нарисуй горошинку в стручке»

«Преврати геометрическую фигуру в овощ»

«На палочках сложи морковку»

«Раскрась каждый овощ, своим цветом»

«Сложи узор»

 «Нарисуй по клеточкам овощ»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ОКТЯБРЬ  (2 неделя)

Осенью в саду. Фрукты.

«Найди место на картинке»

Цель: Развивать внимание, способность воспринимать и соотносить объекты с учетом определенного значения.

«Найди вставку»

Цель: Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Развитие внимания:

«Найди такой же фрукт».

«Хлопни в ладоши, услышав название фрукта»

«Что за время суток?»

Цель: Формирование временных представлений, ознакомление с моделью суток.

«Разноцветный венок»

Цель: Формировать временные представления (времена года)

«Цветные кубики»

Цель: Закреплять цвет предмета, умение находить величину. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Геометрические фигуры.

Цвет, форма, размер.

«Собери фрукты» (соотнесение по размеру и цвету).

«Найди пару»

«Выбери предмет нужной формы»

Найди и назови на рисунке изображение различных фруктов?

Назвать деревья, на которых растут фрукты.

«Овощи-Фрукты»

(образование единственного и множественного числа существительных с прилагательными)

 Составить по плану и выучить рассказ о любимом фрукте.

Выучить потешку-считалку: «Мы делили апельсин»

«Назови ласково»

 «Чудесный мешочек»

«Найди и сравни  фрукты»

«Поможем клоуну Роме»

«Веселый повар»

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение:

гласные [а], [у], [о], [ы], [и].

«Звуки и буквы  А, И»

Закреплять правильное произношение звуков а, и. Учить определять место звука в слове.

«Отгадай загадку»

«Стук да стук, найди слово, милый друг»

«Обведи и раскрась фрукты»

«Дорисуй симметрично»

«Порежь фрукты»

«Помой фрукты»

«Обведи фрукты»

«Из палочек составь ящик»

«Нарисуй кисть винограда»

«Нарисуй фрукты по клеточкам»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ОКТЯБРЬ  (3 неделя)

Труд взрослых и детей в саду и огороде.

«Найди недостающие кусочки»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление, способность решать задания в умственном плане.

«Найди место на картинке»

Цель: Развивать внимание, способность воспринимать и соотносить объекты с учетом определенного значения.

«Переменка веселые старты»

Цель: Закреплять навыки счета.

«Коврик»

Цель: Упражнять в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Закреплять понятие вверху, внизу, справа, слева.

«Чудо кубики»

Цель: Закреплять умение соотносить по цвету,

умение ориентироваться в пространстве. Формировать умение воссоздавать образ предмета.

Геометрические фигуры.

Цвет, форма, размер.

 Геометрия для огородников

(Соотнесение  геометричес- кой фигуры и формы овоща, фрукта)

«Собери  урожай» (соотнесение по размеру, цвету, форме).

«Помоги Незнайке»

«Послушай, запомни и назови»

Перечисли названия фруктов, которые ты знаешь?

Перечисли названия овощей, которые ты знаешь?

Найди и назови изображения овощей и фруктов.

«Четвертый лишний»

«Разложи овощи и фрукты»

«Что где растет?»

«Нелепицы»

«Лабиринты»

Выучить стихотворение.

 «Маленькие художники»   

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Язычке».

Произношение гласных [ы], [и].

Д/и: 

«Слово за словом»

«Как мы делили слово

«Ушки на макушке»

(хлопнуть в ладоши на звук [и])

Буква И.

«Слово и предложение»

Продолжать учить составлять предложения по картинкам; выделять слова в предложении, состоящих из трех слов. 

«Обведи

по контуру» (трафарет)

«Узнай

по силуэту»

«Дорисуй каждой груше веточку, каждой веточке с листочком сливу, а яблоко раскрась»

«Волшебная проволочка» (моделирование из проволоки букв О,У )

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ОКТЯБРЬ  (4 неделя)

Садовые и лесные ягоды.

«Сложи и сравни картинку»

Цель: Сформировать умение собирать картинку из 4,5 частей и составлять рассказ-сравнение по собранным картинкам.

«Найди вставку»

Цель: Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Развитие умения работать в заданном темпе:

«Умелые пальчики». (Моторные упражнения.)

«Маленький художник»

(Рисование по образцу.)

Играй – ки

Цель: Закреплять умение соотносить число с цифрой, упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу, продолжать формировать умение сравнивать две-три группы предметов, ориентироваться на плоскости, закреплять знания последовательности числа в натуральном ряду в пределах 3.

«Коврик»

Цель: Упражнять в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Закреплять понятие вверху, внизу, справа, слева.

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели

«Помоги повару»,

«Подбирай, называй, запоминай»,

 «Поварята» отгадывание и составление загадок по опорным карточкам Составление рассказов сравнения ягод

 «Как не заблудиться в лесу».

«Найди и назови изображения ягод

«Четвертый лишний»

«Где растут ягоды?»

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение гласных

«Звуки и буквы А, О»

 Закреплять знания о буквах А,О. Развивать артикуляционный аппарат детей. Учить придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки.

Рисование трафаретов (вписывание предметов в геометрические фигуры)

Рисование по точкам

 «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги»

«Обводка и штриховка ягод»

«Выложи ягодки из геометрических фигур»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

НОЯБРЬ  (1 неделя)

Осенние грибы.

«Художники»

Цель: Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать умение сравнивать по их свойствам.

«Играйка - собирайка»

Цель: Учить составлять целое из частей, воссоздавая фигуры силуэтов.

Развитие внимания, памяти:

«Чего не стало?»

«Найди грибок»

«Запомни картинку»

«Что изменилось?»

Развитие мыслительных процессов:

«Что лишнее?»

«Парные картинки»

«Шкатулка с загадками»

«Кубики с цифрами»

Цель: Закреплять умение соотносить цифру 3 с количеством предметов.

 «Веселые соседи»

Цель: Ознакомление с составом числа (2,3,4). Соотнесение числа и цифры.

«Чудо кубики»

Цель: Закреплять умение соотносить по цвету,

умение ориентироваться в пространстве. Формировать умение воссоздавать образ предмета

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели

«За грибами»

Цель: 

Увеличение словарного запаса,

совершенствование грамматического

строя речи  (употребление форм винительного падежа

существительных с предлогом в и родительного падежей

с предлогом из)

Упражнение:

«Четвертый лишний»

«Подбирай, называй,

запоминай»

Речевая игра: «Каких

грибов в лесу много?»

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение гласных [а], [о].

«Звук и буква У»

Закреплять правильное произношение звука у. Учить определять место звука в слове.

«Сложи узор»

«Занимательная палитра»

«Разноцветные дорожки»

«Обводка по контуру

«Дождь идет»

«Дорисуй контур и раскрась гриб»

 «Грибы в корзинках»

«Выложи буквы А,О, У, И из бусинок» (по образцу)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

НОЯБРЬ  (2 неделя)

Поздняя осень. Одежда.

«Разноцветный венок»

Цель: Формировать временные представления (времена года)

«Найди место на картинке»

Цель: Развивать внимание, способность воспринимать и соотносить объекты с учетом определенного значения.

Развитие восприятия цвета, формы, величины:

«Покажи и назови» 

«Заплатки» 

«Варежки» 

«Домик»

Цель: Учить соотносить фигуру с отверстием, усваивать эталоны формы, величины, осознавать структуру геометрических фигур.

«Картинки»

Цель: Овладение действиями, отнесение свойств предметов к заданным эталонам.

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели

Геометрические фигуры.

Цвет, форма, размер.

«Что одинаковое, а что разное»

«Найди лишнее»

«Большой – маленький, высокий – низкий»

Речевые игры:

«Мамины помощники», «Назови ласково»

Называние но картинкам слов-действий (шить, пришить, зашить, вышить...; надеть — одеть...). 

«Ателье».

Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин

«Какой, какая, какое?» 

«Один – много»   

«Что звучит?»

«Где звучит?»

«Скажи как я»

«Повтори»

«Хлопни, не ошибись"

([а], [о], [у])

«Звуки и буквы А,О, У»

Закреплять знания о буквах и звуках: А,О,У. Развивать артикуляционный аппарат детей. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки.

«Волшебный мешочек»

«Пришей пуговицы», «Дорисуй: юбку в клетку, брюки в полоску, платье в горошек»

«Пришей карманы», «Нарисуй по клеточкам одежду», «Дорисуй симметрично»

«Шнуровка и застежка»,

 «Мозаика-чередование трех цветов», «Раскладывание цветных камушек», «Волчек».

 Вырезание по контуру, обводка и штриховка предметов одежды.

«Чудо-буква» (моделирование изученных букв)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

НОЯБРЬ  (3 неделя)

Поздняя осень. Обувь.

«Поставь  заплатку»

Цель: Учить соотносить фигуру с отверстием на коврике. Закреплять называть геометрические фигуры. Учить выделять признаки фигур с помощью зрительного анализа.

Подбери картинки»

Цель: Формирование временных представлений (сутки, утро, день, вечер, ночь); ознакомление с моделью суток.

Формирование целенаправленного внимания:

«1,2,3 – говори» 

«Укрась сапожки» 

«Чего не хватает?» 

«Фигура»

Цель: Упражнять детей в определении расположения предмета на, под, над, верх, низ, рядом. Развитие пространственного мышления, умение сравнивать, анализировать. Одновременно усваивать эталоны формы, величины, осознавать структуру геометрических фигур.

Речевая игра: «Один, два, три»

Учить отсчитывать задан ное количество в пределах 3; видеть, устанавливать равен ство и неравенство, сравни вать числа и количество, давая определения 2 больше (меньше) на 1); дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с цифрами.

Речевые игры: 

«Назови ласково»

Словесно-логическое упражнение: «Мастерская»

Отгадывание загадок 

«Расскажи о любимом предмете», «Объяснялка».

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение гласных [а], [о], [у], [и].

«Звук и буква Ы»

Закреплять правильное произношение звука ы. Учить определять место звука в слове.

«Проведи волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги»

 «Обведи по трафарету сапог и раскрась его»

«Соедини поочередно по точкам»

«Нарисуй по клеточкам сапог»

 «Шнуровка и застежка»

 «Чудо-буква» (моделирование изученных букв, письмо в воздухе, на столе, в тетради)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

НОЯБРЬ  (4 неделя)

Поздняя осень.  Головные уборы.

«Найди подходящий предмет»

Цель: Развивать зрительное восприятие.

«Разрезные картинки»

Цель: Развивать умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществляя анализ и синтез воспринимаемых объектов.

Развитие внимания и памяти:

«Повтори, не ошибись» 

«Волшебный мешочек» 

«Нарядный платок» 

«Переполох» 

«Заплатки» 

«Назови одним словом».

«Лабиринты»

Цель: Ориентировка на бумаги, развитие логического мышления, смекалки и сообразительности.

«Квадрат»

Цель: Упражнять детей в определении расположения предмета на, под, над, верх, низ, рядом. Развитие пространственного мышления, умение сравнивать, анализировать. Одновременно усваивать эталоны формы, величины, осознавать структуру геометрических фигур.

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

«Поезд»

«Что длиннее?»

(понятия длинный-короткий, длинее-короче, одинаковые по длине)

Речевые игры:  «Назови ласково»

Словестно-логическое упражнение: «Мастерская»

  • Отгадывание загадок; составление рассказов-описаний 
  • Словесно-логические упражнения «Расскажи о любимом предмете», «Объяснялка».

Произношение и дифференциация гласных [а], [о], [у], [ы], [и].

«Скажи правильно»

«Хлопни, не ошибись"

«Какой звук потерялся?»   

«Отбери картинки»

 «Мешочек с буквами»

«Раскладывание цветных камушков»

« Волчок»

«Мозаика-чередование трех цветов»

«Застежка»

«Раскрась  одинако- вые предметы в одинаковый цвет»

«Скопируй рисунок (узор)».

«Я – волшебник». (моделирование)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ДЕКАБРЬ (1 неделя)

Дикие животные леса. Подготовка  к зиме.

Развитие зрительного и слухового восприятия:

«Из каких фигур состоит рисунок? Посчитай, сколько здесь кругов? Квадратов?

«Чей силуэт»

«Составь овал»

«Кто что ест»

«Ералаш»

«Что звучит?»

Развитие памяти:

«Посмотри на фигуры из палочек»

 «Что изменилось»

«Что нарисовать забыл художник»

Развитие мышления:

«Чего не хватает»

«Где белочка?» (ориентировка в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, далеко, близко, около, рядом)

«Считай-ка»

«Назови сколько»

«Что за цифра!» (цифра 3)

«Узнай цифру» (1,2,3)

«Кто живет в лесу?»

«4 лишний».

«У кого какой детеныш?»

«Найди животное ».

«Чей хвост?».

«Кто где живет?».

«Загадай загадку».

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

Произношение и дифференциация гласных [а], [о], [у], [ы], [и].

Незнайкина грамота». (деление слов на слоги)

«Громко - тихо-шепотом».

«Какой звук потерялся?»   

Различение твердых и мягких звуков (М-МЬ).

Пальчиковая гимнастика:

«Веселый зоопарк».

«Обведи белочку, раскрась ее»

«Соедини точки»

«Посади лису в клетку»

 «Дорисуй по клеткам диких животных»

«Обведи по контуру» (трафарет)

«Узнай по силуэту»

 «Отгадай загадку — нарисуй отгадку».

«Чудесные цифры» (моделирование)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ДЕКАБРЬ (2 неделя)

Времена года. Зима.

Развитие избирательности внимания

«Найди снежинку»

Развитие зрительного восприятия

«Найди ключ»

«Заплатка»

«Что изменилось?»

Развитие памяти

«Запомни те слова, которые я назову. Повтори их. Нарисуй то, что запомнил»

«Повтори за мной»

«Построй как я»

Развитие зрительного и слухового внимания

«Угадай, что не стало?»

«Доскажи словечко»

«Что изменилось?»

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

«Подбери картинки»

Цель: Формирование временных представлений (сутки, утро, день, вечер, ночь); ознакомление с моделью суток.

«Карандаши»

Цель: Закреплять понятия: длинный-короткий, длинее-короче, одинаковые по длине».

Упражнение: «Мы построим домики»

Цель: Закреплять понятие «больше», «меньше».

Составление целого из частей, воссоздание фигур силуэтов:

«Геометрическая мозаика»

Размер предмета.

«Что длиннее?»

Словесно-логические упражнения: 

«Наведи порядок», «Четвертый лишний», «Что за чем, что перед чем?» «Где прячется зима?», «Объяснялка».

Дидактическая игра:

«Составь предложение по картине».

«Исправь ошибки Незнайки».

Игра с мячом на развитие навыков словообразования:

 «Сложи в одно слово».

Составление рассказов-описаний зимы, но сюжетным картинам и опорному картинному плану.

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

«Вьюга», «Белочка», «Греем руки», «Заснеженная кры- ша», «Дворники».

Различение твердых и мягких звуков (Н-НЬ).

«Доскажи словечко».

«Повтори»

«Выложи картинку из геометрических фигур»

«Игра с прищепками»

«Составь снеговика из геометрических фигур»

«Составь из палочек елочку или снежинку»

«Нарисуй по клеточкам»

«Дорисуй симметрично»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ДЕКАБРЬ (3 неделя)

Домашние животные.

Развитие избирательности внимания:

«Найди котенка» (выделение фигуры из фонового отвлекающего окружения).

Развитие внимания:

«Что изменилось»

«Учимся различать цвета»

«Четвертый лишний»

«Чей хвост?» «Чья голова?»

Развитие зрительного восприятия:

«Найди предмет похожий на круг, квадрат, треугольник»

Развитие мышления:

«Соедини картинки справа с картинками слева по количеству»

«Когда это бывает?»

«Бывает или не бывает?».

 «Переменка веселые старты»

(навыки счета в пределах 4).

Геометрические фигуры.

Цвет, форма, размер.

«Фигуры»                 (закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, форме и величине)

«Что длиннее?»

«Дорожки»

«Прятки» 

(ориентировка в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, далеко, близко, около)

«Найди котенка»

(Понятие «внутри», «снаружи»)

«Разноцветный кубик»

(Цифры 1, 2, 3, 4)

Речевое упражнение

«В стране Гномов».

Определение пользы, корма домашних животных и называние домиков, которые человек для них строит

Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

«Кто как голос подает».

«Звук и буква М. Предлог между»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков м, мь; условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, выделять из них слова; подбирая слова, противоположные по значению.

«Обведи клубочек, не отрывая фломастер от бумаги»

«Кубики и разрезные картинки по серии

«Дорисуй доски у будки»

«Дорисуй полосатого кота»

«Дорисуй пятна у собаки»

«Нарисуй по клеткам домашних животных»

«Я – волшебник» (моделирование, апп- ликация изученных цифр,букв

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

ДЕКАБРЬ (4 неделя)

Зимние забавы. Новый год.

Развитие зрительного восприятия:

«Угадай, что нарисовано (контурное изображение)

Развитие сенсорных процессов:

«Расставь по высоте, скажи какой?»

«Чья елочка выше?»

«Три снеговика»

Развитие мышления

«Задачки в стихах»

«Сравнение времен года»

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

«Выбери на ощупь теплый, горячий, мокрый, холодный предмет (пластиковые бутылочки)

Развитие памяти:

«Назови, одним словом»

Играй – ки

Цель: Закреплять умение соотносить число с цифрой, упражнять в решении задач с помощью математической символики, в увеличении и уменьшении числа на единицу, продолжать формировать умение сравнивать две-три группы предметов, ориентироваться на плоскости, закреплять знания последовательности числа в натуральном ряду.

«Угощение медвежат»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам. Понимание слов: «одинаковые», «разные».

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

Обучение детей составлению новогодних пожеланий.

Речевое упражнение

«Кто самый внимательный?»

(согласование)

«Назови ласково».

«Наряжаем елочку».

(составление предложений)

Словесно-логические упражнение:

«Посчитай снежинки, снеговиков, елочки».

«Объяснялка».

 «Чьи это предметы?»

 «Четвертый лишний».

«Где снежок?»

Подготовка артикуляционного аппарата:

«Сказка о Веселом язычке».

«Вьюга», «Снежки», «Греем руки», «Фокус».

«Звук и буква Н»

Цель: Закреплять правильное произношение звука н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки.

«Хлопни, не ошибись

«Повтори верно».

Пальчиковая гимнастика:

«Снежки», «Снеговик

«Новогодняя елочка»

Развитие зрительно-моторной координации (копирование групп точек)

«Нарисуй такие же точки как у меня»

«Обводка по контуру»

«Наряжаем елку».

«Узор на шарике».

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Январь – 2-3 неделя

Развитие памяти:

 «Назови, одним словом

«Пересказ по серии картин»

Развитие целостности восприятия предмета:

учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

«Чудесный мешочек»

Развитие мышления:

уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

 Учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный.

Игры: «Сложи фигуру»,

 «Волшебный кубик»,

«Чего больше?», 

«Покажи цифру».

Нестандартные математические средства:

развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Развивать умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком»

Д/ игра

«Четвертый - лишний».

«Чьи это предметы?»

Развитие зрительного и слухового внимания.

Д/игра из картотеки «Поиграй-ка»

«Какой картинки не стало?»

Подготовка артикуляционного аппарата:

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом  «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол»,

 «Повтори верно».

Развитие зрительно-моторной координации (копирование групп точек)

Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения:)

«Нарисуй такие же точки как у меня»,

 «Обведи и заштрихуй человека».

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Январь – 4 неделя

Развитие целостности восприятия предмета:

 «Построй башню и пирамиду»

Развитие сенсорных процессов и зрительного восприятия:

различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз.)

Развитие тактильно-двигательного восприятия

«Сенсорный кубик»

Учить указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины.

«Где и что находится»

Цель: Упражнять в определении расположения предметов. Закреплять умение в усвоении эталон цвета, величины,

Учить отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах.

Расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях.

Подготовка артикуляционного аппарата:

формировать интонационную выразительность речи ( вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»,

 развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик».

«Отхлопай слово»

 «Узнай по голосу»

«Снег идет»

«Обведи по контуру»

«Раскрась лист»

 «Нарисуй, как падают снежинки»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Февраль – 1 неделя

«На что похоже»

Цель: Учить видеть в предложенной фигуре окружающие предметы, похожие по форме.

Развитие зрительного  восприятия и мышления:

«Что забыл нарисовать художник?»

Учить считать различные предметы в пределах 6, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»

Играй – ка

Цель: Закреплять умение соотносить число с цифрой, ориентироваться на плоскости, закреплять знания последовательности числа в натуральном ряду.

Учить сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине.

Учить оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа.

Побуждать использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности на основе сказки «Заюшкина избушка».

Автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи (в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании).

Произношение:

гласные [а], [у], [о]. [ы], [э].

«Звук и буква И»

Закреплять правильное произношение звука и. Учить определять место звука в слове.

«Отхлопай слово»

«Паровозик»

«Узнай по голосу»

Развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, всоставлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради: «Дорисуй чешуйки у шишки»

 «Нарисуй эти предметы по клеточкам».

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Февраль – 2 неделя

Развитие зрительного восприятия, памяти и мышления:

 «4 лишний»

«Узнай по силуэту»

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.)

 

«Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность).

«Дни недели»

Цель: Формировать умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

 

Отгадывание загадок о временах года.

Заучивание стихотворений.

Беседа о временах года,

- «Назови время года»

«Подбирай, называй, запоминай»,

 отгадывание и составление загадок по опорным карточкам

«Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»

Закреплять понятия «звук», «слово», «предложение»

Из чего состоит предложение?- из слов

Из чего состоит слово? - из звуков

Что такое звук?- звуки мы слышим и произносим.

Произношение:

гласные [а], [у], [о] [ы], [и].

 «Слоговой магазин»

«Ушки на макушке»

(хлопнуть в ладоши на звук [а])

«Что задумал художник?»,

«Что недорисовано?»,

«Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.,

«Расставь точки на своей карточке так, как ты видел».

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Февраль – 3 неделя

«Найди место на картинке»

Цель: Развивать внимание, способность воспринимать и соотносить объекты с учетом определенного значения.

«Найди вставку»

Цель: Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Развитие внимания:

«Найди такой же фрукт».

«Хлопни в ладоши, услышав название фрукта»

Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения).

«Найди пару»

«Выбери предмет нужной формы»

«Что за время суток?»

Цель: Формирование временных представлений, ознакомление с моделью суток.

Учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи.

Выучить потешку-считалку: «Мы делили апельсин»

«Назови ласково»

 «Чудесный мешочек»

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом  «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)

Закреплять правильное произношение звуков. Учить определять место звука в слове.

 

Развитие тонкой моторики рук 1) развивать тонкую моторику рук - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. «Дорисуй симметрично»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Февраль – 4 неделя

Развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

 «Найди место на картинке»

Цель: Развивать внимание, способность воспринимать и соотносить объекты с учетом определенного значения.

Учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным.

 «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка 

«Коврик»

Цель: Упражнять в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Закреплять понятие вверху, внизу, справа, слева.

 Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

«Послушай, запомни и назови»

Д/и: 

«Слово за словом»

«Как мы делили слово

«Ушки на макушке»

(хлопнуть в ладоши на звук [и])

 «Слово и предложение»

Продолжать учить составлять предложения по картинкам; выделять слова в предложении, состоящих из трех слов. 

«Дорисуй»,

«Рисование по точкам»,

«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

«Что будет, если …» «Обведи

по контуру» (трафарет)

«Узнай

по силуэту»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Март – 1 неделя

Закреплять представления ребенка о себе и ближайшем окружении: назови свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, И.О. родителей, их род занятий; 

«Сложи и сравни картинку»

Цель: Сформировать умение собирать картинку из 4,5 частей и составлять рассказ-сравнение по собранным картинкам.

 

«Коврик»

Цель: Упражнять в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Закреплять понятие вверху, внизу, справа, слева.

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели

«Сколько предметов?»; «Сосчитай - не ошибись»; «Дай 1-2-3-4-5 предметов»;  «Который по счету?» «Кто первый?»;

«Назови соседей числа5»; 

 

«Назови одним словом» (трактор, мотоцикл, автобус - транспорт; платье, рубашка, брюки-одежда и т.п.), «Четвертый лишний» (колокольчик, рябина, клен, береза - колокольчик, т.к. это цветок, а все остальное деревья; трактор, автобус, велосипед, вертолет- вертолет, т.к. это воздушный вид транспорта, а остальное-наземный вид транспорта)

«Подбирай, называй, запоминай».

 

Учить придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки.

Закреплять понятия «звук», «слово», «предложение»

Из чего состоит предложение?- из слов

Из чего состоит слово? - из звуков

Что такое звук?- звуки мы слышим и произносим.

Рисование трафаретов (вписывание предметов в геометрические фигуры)

Рисование по точкам

 «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Март – 2 неделя

Развитие внимания, памяти:

«Чего не стало?»

«Найди цветок»

«Запомни картинку»

«Что изменилось?»

Развитие мыслительных процессов:

«Что лишнее?»

«Парные картинки»

«Шкатулка с загадками»

«Назови профессию» (кто учит детей? кто водит машину? что делает продавец?) и т.д.

«Кубики с цифрами»

Цель: Закреплять умение соотносить цифру 5 с количеством предметов.

 «Веселые соседи»

Цель: Ознакомление с составом числа (2,3,4,5). Соотнесение числа и цифры.

«Чудо кубики»

Цель: Закреплять умение соотносить по цвету,

умение ориентироваться в пространстве. Формировать умение воссоздавать образ предмета.

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

«За подснежниками»

Цель: 

Увеличение словарного запаса,

совершенствование грамматического

строя речи  (употребление форм винительного падежа

существительных с предлогом в и родительного падежей

с предлогом из)

Упражнение:

«Четвертый лишний»

«Подбирай, называй,

запоминай»

Закреплять правильное произношение гласных звуков. Учить определять место звука в слове.

«Скажи как я»

«Повтори»

«Хлопни, не ошибись"

«Дорисуй симметрично»

«Шнуровка и застежка»,

«Сложи узор»

 «Разноцветные дорожки»

«Обводка по контуру»

 

«Выложи буквы А,О, У, И из счетных палочек» (по образцу)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Март – 3 неделя

 

«Найди место на картинке»

Цель: Развивать внимание, способность воспринимать и соотносить объекты с учетом определенного значения.

Развитие восприятия цвета, формы, величины:

«Покажи и назови» 

«Заплатки» 

«Домик»

Цель: Учить соотносить фигуру с отверстием, усваивать эталоны формы, величины, осознавать структуру геометрических фигур.

«Картинки»

Цель: Овладение действиями, отнесение свойств предметов к заданным эталонам.

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели

Геометрические фигуры.

Цвет, форма, размер.

«Что одинаковое, а что разное»

«Найди лишнее»

«Большой – маленький, высокий – низкий»

Речевые игры:

«Мамины помощники», «Назови ласково»

Называние но картинкам слов-действий (шить, пришить, зашить, вышить...; надеть — одеть...). 

«Ателье».

Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин

«Какой, какая, какое?» 

«Один – много»   

«Что звучит?»

«Где звучит?»

«Скажи как я»

«Повтори»

«Хлопни, не ошибись"

Закреплять знания о буквах и звуках. Развивать артикуляционный аппарат детей. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком. Совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки.

«Волшебный мешочек»

«Пришей пуговицы», «Дорисуй: юбку в клетку, брюки в полоску, платье в горошек»

 «Дорисуй симметрично»

«Шнуровка и застежка»,

«Раскладывание цветных камушек»,

 Вырезание по контуру, обводка и штриховка предметов одежды.

«Чудо-буква» (моделирование изученных букв)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Март – 4 неделя

«Поставь  заплатку»

Цель: Учить соотносить фигуру с отверстием на коврике. Закреплять называть геометрические фигуры. Учить выделять признаки фигур с помощью зрительного анализа.

Подбери картинки»

Цель: Формирование временных представлений (сутки, утро, день, вечер, ночь); ознакомление с моделью суток.

Формирование целенаправленного внимания:

«1,2,3 – говори» 

«Укрась сапожки» 

«Чего не хватает?» 

«Фигура»

Цель: Упражнять в определении расположения предмета на, под, над, верх, низ, рядом. Развитие пространственного мышления, умение сравнивать, анализировать. Одновременно усваивать эталоны формы, величины, осознавать структуру геометрических фигур.

Речевая игра: «Один, два, три, четыре, пять»

Учить отсчитывать заданное количество в пределах 5; видеть, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать числа и количество, давая определения 2 больше (меньше) на 1); дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с цифрами.

Практическое образование относительных прилага¬тельных со значением соотнесенности к:

-продуктам питания (лимонный, яблочный);

-растениям (дубовый, березовый);

-различным материалам (кирпичный, каменный, дере¬вянный, бумажный и т. д.)

«Составь предложение из 2 (3) слов»

Речевые игры: 

«Назови ласково»

Словесно-логическое упражнение:

Отгадывание загадок 

«Расскажи о любимом предмете»,

«Придумай слово с заданным звуком»

«Поймай слово со звуком ...» (хлопни)

Произношение гласных [а], [о], [у], [и].

«Звук и буква Ы»

Закреплять правильное произношение звука ы. Учить определять место звука в слове.

«Проведи волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги»

 «Обведи по трафарету сапог и раскрась его»

«Соедини поочередно по точкам»

«Нарисуй по клеточкам сапог»

 «Шнуровка и застежка»

«Чудо-буква» (моделирование изученных букв, письмо в воздухе, на столе, в тетради)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Апрель – 1 неделя

«Найди подходящий предмет»

Цель: Развивать зрительное восприятие.

«Разрезные картинки»

Цель: Развивать умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществляя анализ и синтез воспринимаемых объектов.

Развитие внимания и памяти:

«Повтори, не ошибись» 

«Волшебный мешочек» 

«Нарядный платок» 

«Переполох» 

«Заплатки» 

«Назови одним словом».

«Лабиринты»

Цель: Ориентировка на бумаги, развитие логического мышления, смекалки и сообразительности.

«Где собачка Шарик?»; «Куда спрятался котенок?»; «Найди и скажи, где была игрушка»

Цель: Упражнять детей в определении расположения предмета на, под, над, вверх, вниз, рядом. Развитие пространственного мышления, умение сравнивать, анализировать. Одновременно усваивать эталоны формы, величины, осознавать структуру геометрических фигур.

 «Дни недели»

«Что длиннее?»

(понятия длиный-короткий, длинее-короче, одинаковые по длине).

Речевые игры:  «Назови ласково», «Большой - маленький» (дом - домик; стул - стульчик и т.п.)

Словестно-логическое упражнение: «Мастерская»

Отгадывание загадок; составление рассказов-описаний

Словесно-логические упражнения «Расскажи о любимом предмете», «Объяснялка».

Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения:

-существительными единственного и множественного числа;

-глаголами единственного и множественного числа.

Произношение и дифференциация гласных [а], [о], [у], [ы], [и].

«Скажи правильно»

«Хлопни, не ошибись"

«Какой звук потерялся?»   

«Отбери картинки»

 «Мешочек с буквами»

«Раскладывание цветных камушков»

« Волчок»

«Мозаика-чередование трех цветов»

«Застежка»

«Раскрась  одинаковые предметы в одинаковый цвет»

«Скопируй рисунок (узор)».

«Я – волшебник». (моделирование)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Апрель – 2 неделя

Развитие зрительного и слухового восприятия:

«Из каких фигур состоит рисунок? Посчитай, сколько здесь кругов? Квадратов?

«Чей силуэт»

«Составь овал»

«Кто что ест»

«Ералаш»

«Что звучит?»

Развитие памяти:

«Посмотри на фигуры из палочек»

 «Что изменилось»

«Что нарисовать забыл художник»

Развитие мышления:

«Чего не хватает»

«Где белочка?» (ориентировка в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, далеко, близко, около, рядом)

«Считай-ка»

«Назови сколько»

«Что за цифра!» (цифра 5)

«Узнай цифру» (1,2,3,4,5)

«Сколько предметов?»; «Сосчитай - не ошибись»; «Дай 1-2-3-4-5 предметов»;  «Который по счету?» «Кто первый?»;

«Назови соседей числа5»;  «Какое число живет между чисел…»

Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к:

-продуктам питания (лимонный, яблочный);

-растениям (дубовый, березовый);

-различным материалам (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный и т. д.)

«Кто живет в лесу?»

«4 лишний».

«У кого какой детеныш?»

«Найди животное ».

«Чей хвост?».

«Кто где живет?».

«Загадай загадку».

Произношение и дифференциация гласных [а], [о], [у], [ы], [и].

Незнайкина грамота». (деление слов на слоги)

«Громко - тихо-шепотом».

«Какой звук потерялся?»   

Различение твердых и мягких звуков (М-МЬ).

Пальчиковая гимнастика:

«Веселый зоопарк».

«Обведи белочку, раскрась ее»

«Соедини точки»

«Посади лису в клетку»

 «Дорисуй по клеткам диких животных»

«Обведи по контуру» (трафарет)

«Узнай по силуэту»

 «Отгадай загадку — нарисуй отгадку».

«Чудесные цифры» (моделирование)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Апрель – 3 неделя

Развитие зрительного восприятия

«Найди ключ»

«Заплатка»

«Что изменилось?»

Развитие памяти

«Запомни те слова, которые я назову. Повтори их. Нарисуй то, что запомнил»

«Повтори за мной»

«Построй как я»

Развитие зрительного и слухового внимания

«Угадай, чего не стало?»

«Доскажи словечко»

«Что изменилось?»

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

«Подбери картинки»

Цель: Формирование временных представлений (сутки, утро, день, вечер, ночь); ознакомление с моделью суток.

«Карандаши»

Цель: Закреплять понятия: длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковые по длине».

Упражнение: «Мы построим домики»

Цель: Закреплять понятие «больше», «меньше».

Составление целого из частей, воссоздание фигур силуэтов:

«Геометрическая мозаика»

Размер предмета.

«Что длиннее?»

Словесно-логические упражнения: 

«Наведи порядок», «Четвертый лишний», «Что за чем, что перед чем?» «Где прячется весна?», «Объяснялка».

Дидактическая игра:

«Составь предложение по картине».

«Исправь ошибки Незнайки».

Игра с мячом на развитие навыков словообразования:

 «Сложи в одно слово».

Составление рассказов-описаний весны, по сюжетным картинам и опорному картинному плану.

Подготовка артикуляционного аппарата:

 «Вьюга», «Белочка», «Греем руки», «Заснеженная крыша», «Дворники».

Различение твердых и мягких звуков (Н-НЬ).

«Доскажи словечко».

«Повтори»

«Выложи картинку из геометрических фигур»

«Игра с прищепками»

 «Составь из палочек»

«Нарисуй по клеточкам»

«Дорисуй симметрично»

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Апрель – 4 неделя

Развитие избирательности внимания:

«Найди котенка» (выделение фигуры из фонового отвлекающего окружения).

Развитие внимания:

«Что изменилось»

«Учимся различать цвета»

«Четвертый лишний»

«Чей хвост?» «Чья голова?»

Развитие зрительного восприятия:

«Найди предмет похожий на круг, квадрат, треугольник»

Развитие мышления:

«Соедини картинки справа с картинками слева по количеству»

«Когда это бывает?»

«Бывает или не бывает?».

 

Геометрические фигуры.

Цвет, форма, размер.

«Фигуры»                 (закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, форме и величине)

«Что длиннее?»

«Дорожки»

«Прятки» 

(ориентировка в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, далеко, близко, около)

«Расставь кукол по росту: от самой высокой до самой низкой»;

«Разложи ленточки по длине: от самой длинной до самой короткой»;

«Разложи грибочки от самого низкого до самого высокого».

Упражняйте в выделении слова из предложения (анализ), состоящего из 2-3 слов без предлога.

«Составь предложение из 2 (3) слов».

Речевое упражнение

«В стране Гномов».

Определение пользы, корма домашних животных и называние домиков, которые человек для них строит

Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин

Подготовка артикуляционного аппарата:

 «Кто как голос подает».

«Звук и буква М. Предлог «между»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков м, мь; условно обозначать согласные звуки; составлять предложения, выделять из них слова; подбирая слова, противоположные по значению.

«Обведи клубочек, не отрывая фломастер от бумаги»

«Кубики и разрезные картинки по серии

«Дорисуй доски у будки»

«Дорисуй полосатого кота»

«Дорисуй пятна у собаки»

«Нарисуй по клеткам домашних животных»

«Я – волшебник» (моделирование, аппликация изученных цифр, букв)

№ тема

Содержание индивидуальной коррекционной работы

Коррекция и развитие психических процессов

Развитие элементарных

математических

 представлений

Коррекция и развитие речи

Коррекция и развитие фонематических

представлений

Развитие графических навыков

Май – 1-2 неделя

Развитие зрительного восприятия:

«Угадай, что нарисовано (контурное изображение)

Развитие сенсорных процессов:

«Расставь по высоте, скажи какой?»

«Чья игрушка выше?»

Развитие мышления

«Задачки в стихах»

«Сравнение времен года»

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

«Выбери на ощупь теплый, горячий, мокрый, холодный предмет

Развитие памяти:

«Назови, одним словом»

 

Учить сравнивать множества предметов (приемы наложения, приложения - составления пар).

-Уравнивание неравного числа предметов 2 способами (добавить или убрать).

«Угощение медвежат»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам. Понимание слов: «одинаковые», «разные».

«Дни недели»

Цель: Закреплять умение называть день недели, соотносить действия в течение недели.

«Кто у кого?» (название детенышей: у козы-козленок, у лошади-жеребенок);

«Угадай по описанию» (черная, у нее есть клюв, хвост, две лапы, она любит сидеть на проводах, кричит «кар-кар»);  

«Кто где живет?»;  «Кто чем питается?»

Речевое упражнение

«Кто самый внимательный?»

(согласование)

«Назови ласково».

 (составление предложений)

Словесно-логические упражнение:

«Посчитай предметы».

«Объяснялка».

 «Чьи это предметы?»

 «Четвертый лишний».

 

Придумывание слов с заданным звуком, нахождение слов с заданным звуком. (Звуки: а, у, и. о, ы, м, мь, н, нь, п, пъ. в. вь. с, сь, к, кь)

«Хлопни, не ошибись

«Повтори верно».

Цель: Закреплять правильное произношение звука н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки.

Развитие зрительно-моторной координации (копирование групп точек)

«Нарисуй такие же точки как у меня»

«Обводка по контуру»

«Я – волшебник» (моделирование, аппликация изученных цифр, букв)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЁНКА С ОВЗ

Перспективный план индивидуальной работы с родителями ребёнка с ОВЗ...

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...

Программа индивидуальной работы педагога с ребенком в дошкольном образовательном учреждении

Сожержание данной программы индивидуальной работы педагога с ребенком в ДОУ: актуальность, цель, задачи, содержание деятельности по программе, план мероприятий, предполагаемый результат и способы диаг...

План индивидуальной работы ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА на месяц

План индивидуальной работы ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА на месяц...

План индивидуальной работы ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА на месяц

План индивидуальной работы ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА на месяц...

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи.

Использование настольного дидактического материала в индивидуальной работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи....

План индивидуальной работы со слабовидящим ребёнком.

План индивидуальной корекционной работы со слабовидящим ребёнком 4 года....