"Диагностические карты художественно-эстетического развития" по программе "ТРопинки"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Ребенок имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», определяет моральную норму и правила поведения, понимает их, делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации. Может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики. Может привести простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_hudozhestvenno-esteticheskogo_razvitiya.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие
5.1. Критерий: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
5.1.1. Показатель: эмоционально реагирует на произведения художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, на мир природы
Инструкция: наблюдение организуется в процессе восприятия детьми произведений художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, наблюдения за явлениями природы. Предлагаемые для восприятия произведения должны соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
А.
3 балла – выражает удовольствие, радость, выражает заинтересованность, увлечен прослушиванием (рассматриванием);
2 балла – выражает равнодушное отношение;
1 балл – отрицательно относится, выражает неприязнь.
Б.
3 балла – сосредоточен при восприятии произведения (явления природы);
2 балла – улыбается или смеется в процессе слушания (рассматривания);
1 балл – проявляет недовольство, хмурится, равнодушен или отрицательно относится к произведению (явлению природы).
В.
3 балла – притоптывает, хлопает в ладоши; покачивается в такт мелодии, пританцовывает;
2 балла – неподвижен, сосредоточен;
1 балл – отвлекается на другую деятельность.
Г.
3 балла – без посторонней помощи, самостоятельно;
2 балла – при посторонней помощи;
1 балл – не может дать оценку.
Д.
3 балла – при оценке использует много эпитетов, метафор, гипербол или другие образные языковые средства;
2 балла – оценка состоит из одной-двух типичных фраз;
1 балл – не участвует в оценке произведения (явления природы).
№п/п | Фамилия, имя ребенка | В процессе восприятия произведений художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, наблюдения за явлениями природы выражает удовольствие, радость, заинтересованность; увлечен прослушиванием (рассматриванием) | Демонстрирует экспрессивно-мимическое проявление эмоций в процессе восприятия произведения художественной литературы, музыки, картины (репродукции), наблюдения за явлениями природы | Сопровождает движениями процесс восприятия произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, наблюдения за явлениями природы | Самостоятельно дает морально-нравственную, эстетическую, вербальную оценку произведениям; эстетическую и вербальную явлениям природы | При оценке использует эпитеты, метафоры, гиперболы | Всего баллов (от 15 до 0 баллов) |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 |
- . Критерий: становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Показатель: испытывает эстетические переживания, передает своё представление о мире на языке искусства
Инструкция: наблюдение организуется в совместной образовательной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, произведений изобразительного искусства.
Оценка
3 балла – все характеристики проявляются полностью и/или постоянно;
2 балла – характеристики проявляются частично и/или непостоянно;
1 балл – не проявляются.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.) | Чувствует образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров | Выразительно исполняет музыкальные произведения | Всего баллов (от 9 до 0) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
- Критерий: сопереживание персонажам художественных произведений
5.3.1. Показатель: сопереживает персонажам сказок, рассказов, стихотворений; эмоционально воспринимает их содержание
Инструкция: наблюдение проводится в процессе чтения литературных произведений.
Оценка
3 балла – ребенок эмоционально воспринимает содержание сказок, рассказов, стихотворений. При чтении сказок, историй, рассказов проявляет различные эмоции, самостоятельно вербально выражая свое отношение к литературным персонажам; без помощи взрослого определяет и различает эмоции и чувства литературного персонажа. Проявляет устойчивый интерес к эмоциям и чувствам литературного персонажа, а также заинтересованность в его эмоциональном благополучии. При пересказе литературного произведения может передать эмоциональное состояние персонажа, пользуясь мимикой, жестами, интонацией, передаёт диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Активно без помощи взрослого выражает свои чувства и эмоциональные переживания с помощью речи, выразительных движений, используя мимику и пантомимику;
2 балла – понимает образный язык литературного произведения, описанные эмоциональные состояния персонажей, как правило, при помощи взрослого, слабо выражает эмоции при чтении сказок, историй, рассказов, но может прокомментировать эмоциональное состояние героев литературного произведения. Свои чувства и отношение к литературному персонажу ребенок выражает вследствие подражания эмоциональным проявлениям взрослого или сверстников. Проявляет пассивный интерес к эмоциональному благополучию или неблагополучию героев сказок, рассказов. Может передать эмоциональное состояние персонажа, пользуясь некоторыми выразительными экспрессивными средствами (мимикой, жестами, интонацией). При определении эмоционального состояния литературного героя, при передаче диалога действующих лиц делает некоторые ошибки;
1 балл – пассивно воспринимает содержание сказок, рассказов, стихотворений, не проявляет интереса к эмоциональным состояниям литературных персонажей и не может объяснить суть эмоционального благополучия или неблагополучия героев литературных произведений. Не понимает образный язык литературного произведения. Не может передать эмоциональное состояние персонажа, пользуясь некоторыми выразительными экспрессивными средствами (мимикой, жестами, интонацией). Проявляет безучастное поведение и отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Без помощи взрослого определяет и различает эмоции и чувства литературного персонажа | Проявляет устойчивый интерес к эмоциям и чувствам литературного персонажа, а также заинтересованность в его эмоциональном благополучии | При чтении сказок, историй, рассказов проявляет различные эмоции, самостоятельно вербально выражая свое отношения к литературным персонажам | Активно без помощи взрослого выражает свои чувства и эмоциональные переживания с помощью речи, выразительных движений, используя мимику и пантомимику | Проявляет активный интерес к ситуации, в которой оказался литературный персонаж, желает изменить эмоциональное неблагополучие литературного героя, принять участие в разрешении ситуации | Активно использует высказывания и действия | Всего баллов (от 18 до 0) |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
5.4 Критерий: реализация самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной), формирование элементарных представлений о видах искусства[1]
- Показатель: проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством[2]
Инструкция: наблюдение организуется в совместной образовательной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.
Оценка
3 балла – все характеристики проявляются полностью и/или постоянно;
2 балла – характеристики проявляются частично и/или непостоянно;
1 балл – не проявляются.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения | Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. | Охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов, инсценированием музыкальных произведений | Самостоятельно планирует свою музыкальную, изобразительную деятельность и критично оценивает результат | Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники | Умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке | Всего баллов (от 18 до 0) |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
Оценка результатов обследования по всем показателям заносится в сводный протокол, и выявляется уровень художественно-эстетического развития на данном возрастном этапе у каждого ребенка
Выявление уровней художественно-эстетического развития детей 5-6 лет (в баллах)
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Эмоционально реагирует на произведения художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, на мир природы | Испытывает эстетические переживания, передает своё представление о мире на языке искусства | Сопереживает персонажам сказок, рассказов, стихотворений | Проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством | Всего баллов (от 60 до 0) | Уровень художественно-эстетического развития (в баллах) | ||
высокий (60-43) | средний (42-25) | низкий (24 и менее) | |||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
Характеристика уровней художественно-эстетического развития детей 6-7 лет
Высокий уровень (60–43 баллов) – ребёнок эмоционально воспринимает содержание сказок, рассказов, стихотворений; при чтении проявляет различные эмоции, самостоятельно вербально выражая свое отношение к литературным персонажам, без помощи взрослого определяет и различает эмоции и чувства литературного персонажа. Проявляет устойчивый интерес к эмоциям и чувствам литературного персонажа, а также заинтересованность в его эмоциональном благополучии. При пересказе литературного произведения может передать эмоциональное состояние персонажа, пользуясь мимикой, жестами, интонацией, передаёт диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Активно без помощи взрослого выражает свои чувства и эмоциональные переживания при помощи речи, выразительных движений, используя мимику и пантомимику. Сосредоточен при восприятии произведения (наблюдении за явлением природы). При оценке использует эпитеты, метафоры, гиперболы или другие образные языковые средства. Проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.
Средний уровень (42–25 баллов) – понимает образный язык литературного произведения, эмоциональные состояния персонажей, как правило, при помощи взрослого, слабо выражает эмоции при чтении сказок, рассказов, стихотворений, но может прокомментировать эмоциональное состояние героев литературного произведения. Свои чувства и отношение к литературному персонажу выражает вследствие подражания эмоциональным проявлениям взрослого или сверстников. Проявляет пассивный интерес к эмоциональному благополучию или неблагополучию героев сказок, рассказов. Может передать эмоциональное состояние персонажа, пользуясь некоторыми экспрессивными средствами (мимикой, жестами, интонацией). При определении эмоционального состояния литературного героя, при передаче диалога действующих лиц делает некоторые ошибки. Улыбается или смеется в процессе слушания (рассматривания). Оценка произведения искусства или явления природы состоит из одной-двух типичных фраз. Проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны
Низкий уровень (24 и менее баллов) – пассивно воспринимает содержание сказок, рассказов, стихотворений, не проявляет интереса к эмоциональным состояниям литературных персонажей и не может объяснить суть эмоционального благополучия или неблагополучия героев литературных произведений. Не понимает образный язык литературного произведения. Не может передать эмоциональное состояние персонажа, пользуясь некоторыми экспрессивными средствами (мимикой, жестами, интонацией). Проявляет безучастное поведение и отношение к героям сказок, историй, рассказов. Проявляет недовольство, хмурится. Равнодушен или отрицательно относится к произведению (явлению природы). Не участвует в оценке произведения искусства или явления природы.
Занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник и изображения
Инструкция: Запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приемы) для Вашей образовательной деятельности с ребенком по физическому развитию детей, затем внесите эту деятельность в свой календарный план
Рекомендации по планированию художественно-эстетического развития у детей 6-7 лет
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения | Испытывает эстетические переживания, передает своё представление о мире на языке искусства | Сопереживает персонажам сказок, рассказов, стихотворений | Проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...
Диагностическая карта: "Художественно - эстетическое развитие"
Нтрадиционные технк ривания...
Диагностические карты по разделу художественно-эстетическое развитие
включает в себя музыкальное развитие...
Технологическая карта (художественно-эстетическое развитие)
Тема занятия «Рисуем праздничный Салют .»...
Технологическая карта художественно-эстетического развития тема "Лисичка"
Технологическая картаОбразовательная область:художественно-эстетическое развитиеТема:«Лисичка »Возрастная группа: старшая группа группаЦель: Совершенствование навы...
Технологическая карта художественно-эстетическое развитие: лепка - "Чудеса из пластилина"
Творчество – это безграничное понятие, в нём законов и правил нет, только есть воображение и фантазия! Свои впечатления об окружающем мире дети передают через творчество. Одно из самых тво...
Технологическое карта. Художественно-эстетическое
Пейзаж "Зимний лес"...