Педагогический всеобуч: «Здоровье ребенка в наших руках»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Татьяна Николаевна Туркова

Обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_vseobuch_zdorove_rebenka_v_nashih_rukah.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ  црр – д/с  «Аленький  цветочек»

Педагогический  всеобуч:  

«Здоровье  ребенка  в  наших  руках»

                                               Разработал:  Т.Н.  Туркова

                                                                 

Г.  Пыть-Ях

Педагогический  всеобуч:  «Здоровье  ребенка  в  наших  руках»

 

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

Насколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Человек:

Здоровье

Валеология

Укрепление здоровья

Болезнь

Медицина

Здоровья больше не становится

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь Детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности.

Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Создание традиций - это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.

Исходя из этого И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.

Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) ;

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

2. Концепция модернизации российского образозания на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

1. Здоровье физическое.

2. Здоровье психическое.

3. Здоровье социальное.

4. Здоровье нравственное.

Критерии оценки здоровья:

• Уровень работоспособности.

• Оценка наличия вредных привычек.

• Выявление физических дефектов.

• Оптимальный двигательный режим.

• Рациональное питание.

• Закаливание и личная гигиена.

• Положительные эмоции.

• Социальное благополучие.

Принцины здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди! »;

• принцип сознательности и активности;

• непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• всестороннего и гармонического развития личности;

• системного чередования нагрузок и отдыха;

• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы занятий:

• с использованием профилактических методик;

• с применением функциональной музыки;

• с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

• через оздоровительные мероприятия;

• создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий: 1. Средства двигательной направленности:

• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ;

• физические упражнения;

• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня… .)

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существуют следующие приемы: 1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

2. компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж.)

3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

• оценка физического развития;

• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

Литература:

1. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».

2. Э. М. Казин «Основы индивидуального здоровья человека».

3. Н. К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».

ТЕСТ «А ВАМ ЭТО НАДО? »

Подчеркните Ваш вариант ответа на приведённые ниже вопросы:

1. Насколько Вы активны? Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями?

а) четыре раза в неделю;

б) два-три раза в неделю;

в) раз в неделю;

г) менее одного раза в неделю.

2. Какое расстояние Вы проходите пешком в течение дня:

а) более четырёх километров;

б) около четырёх километров;

в) менее полутора километров;

г) менее 700 метров.

3. Отправляясь на работу или по магазинам, Вы:

а) как правило, идёте пешком;

б) часть пути идёте пешком;

в) иногда идёте пешком;

г) всегда добираетесь на общественном транспорте или автомобиле.

4. Если перед Вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, Вы:

а) всегда поднимаетесь по лестнице;

б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у Вас в руках тяжести;

в) иногда пользуетесь лифтом;

г) всегда пользуетесь лифтом.

5. По выходным Вы:

а) по несколько часов работаете по дому или в саду;

б) как правило, Вы целый день проводите в движении, но в течение этого дня не занимаетесь никаким физическим трудом;

в) совершаете несколько коротких прогулок;

г) большую часть субботы и воскресенья читаете и смотрите телевизор.

Ключ

а) = 4 балла;

б) = 3 балла;

в) = 2 балла;

г) = 1 балл.

Результаты

18 баллов и больше. Вы очень активны, находитесь в хорошей физической форме и вполне здоровы. С возрастом активность, как правило, снижается, а здоровье - ухудшается. В ваших руках будет эффективный инструмент профилактики негативных возрастных изменений.

14-17 баллов. Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.

9-13 баллов. Вам стоило бы усилить физические нагрузки.

8 баллов и меньше.

Внимание! Вы чрезмерно пассивны и ведёте опасный для здоровья образ жизни. Возможно, вы уже имеете тяжёлые заболевания, связанные с гиподинамией (ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др., или входите в группу риска по этим заболеваниям. Вашему здоровью угрожает серьёзная опасность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическийвсеобуч "Дети 5-6 лет".

Возрастные особенности детей 5-6 лет. ...