Деятельность педагога по профилактике нарушений зрения дошкольников в образовательном пространстве ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Дорохова Елена Анатольевна

    Задача профилактики зрительных расстройств у нормально видящих детей и укрепление зрительных возможностей детей с нарушением зрения в настоящее время важнейший аспект деятельности педагогов в вдошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по профилактике нарушений зрения дошкольников в образовательном пространстве  ДОУ

    Одним из важнейших аспектов деятельности   педагога в области охраны и укрепления здоровья ребёнка в настоящее время является  профилактика нарушений зрения.

     90% информации человек получает при помощи зрения, оно востребовано во всех  видах деятельности детей в разные возрастные периоды их жизни.  

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста влияет на развитие и формирование всех психических процессов (восприятие и ощущение, внимание, память, мышление, речь и общение),  развитие  личности ребенка, на социальную адаптацию.

Задача профилактики   зрительных расстройств у нормально видящих детей и  укрепление зрительных возможностей детей с нарушением зрения в настоящее время важнейший   аспект деятельности педагогов в дошкольном учреждении.

    Условия образования детей с нарушением зрения определены Санитарно-эпидемиологическими требованиями  (СаПиН  2.4.1.3049-13),  где обозначены и уровень освещения, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности, максимальнно допустимый объем образовательной нагрузки, в середине времени проводятся физкультурные минутки – не менее 10 мин.

     При профилактике   нарушений зрения дошкольников в образовательном пространстве   ДОУ есть общие правила, которые соблюдаются  педагогами обязательно, согласно ФГОС ДО: правильное  чередование всех видов деятельности, своевременный отдых, достаточная двигательная активность,

максимальное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, соблюдение режима дня, зрительная гимнастика

     Специалисты также рекомендуют,   организовывая развивающую  среду,  не перенасыщать её игрушками, использовать благоприятные цвета для оформления.

     В развивающей среде группы  должны быть игры и пособия, которые способствуют улучшению зрения и активизации зрительных функций:

игры на развитие сохранных анализаторов (тактильное, слуховое восприятие) развитие мелкой моторики, развитие  зрительно-моторной координации,  развитие системы сенсорных эталонов (восприятие цвета, формы, величины),  на ориентировку в пространстве.

    Во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать режим зрительных нагрузок, который предполагает рациональную организацию зрительного труда,   чередование работы глаз с их отдыхом;   надо помнить, что непрерывная  зрительная  работа длится не более 10 минут.

Физиологические возможности зрительной системы в период дошкольного возраста несовершенны. Дети нередко трудно реагируют на зрительную нагрузку, особенно если она чрезмерна. Негативным результатом длительных занятий является падение зрительных функций. С профилактической точки зрения для детей актуально чередование зрительной работы вблизи с работой вдаль.

Особое внимание следует обращать на правильное рассаживание детей при рассматривании объектов.  Если в группе есть дети с нарушением зрения, то они сидят по центру, так чтобы объект восприятия находился в условиях лучшего видения.

Необходимо соблюдать режим двигательной активности. Во время проведения подвижных игр,  физкультурной деятельности следует обратить внимание на ограничения по физической нагрузке. Детям с нарушением зрения противопоказаны  резкие и длительные наклоны головы и туловища, подъем тяжестей, сотрясения тела. К нормативам  основных движений,   которые указаны в программе воспитания в детском саду по каждой возрастной группе, следует подходить с учетом индивидуальных особенностей зрения.

Профилактика зрительного утомления, обеспечивается соблюдением требований к наглядному материалу. Это актуально как для детей с нарушенным, так и для детей с нормальным зрением.

    Материалы и пособия должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, макетов.  Быть доступными   для зрительного восприятия: яркими, насыщенными по цвету (красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).

    Демонстрационный материал должен иметь матовую, не отражающую поверхность, не бликовать. Предметная картинка для рассматривания должна быть достаточно большой не менее 15 см, с четко выделенными признаками описания. Расположение перед взором в вертикальной плоскости (используется подставка), на расстоянии 35-40 см от глаз. Сюжетная картина должна  быть доступна для восприятия, реалистична, иметь чёткое композиционное построение, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.  Двойной фон отвлекает внимание детей, ухудшается целостное восприятие сюжета.

Один из законов зрения – движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и глазных заболеваний.

Приемы, которые можно использовать многократно в процессе зрительной работы - это простые манипуляции,  способствующе расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз. Важно, чтобы выполнение простых манипуляций стало привычкой.

Другая группа приемов - это комплексы упражнений для глаз,  с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается циркуляция крови и внутриглазной жидкости.  Для ребёнка с нарушением зрения гимнастика подбирается индивидуально, с учётом зрительных возможностей, по рекомендации врача офтальмолога.   Одним из вариантов проведения тренировочных упражнений для глаз является офтальмотренажер.  Дети выполняют двигательные упражнения глазами для зрительного прослеживания. Упражнения со зрительными стимулами (предметами) так же способствует снятию зрительного утомления. На кончик указки прикрепляем яркий предмет. Дети фиксируют свой взгляд на предмете и прослеживают за ним глазами. Траектория движения:  вверх, вниз, по кругу.

Важным направлением профилактической работы   является  воспитание сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения. Оно реализуется посредством приучения детей раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

Затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза для здоровья ребенка неоценима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений зрения дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

В век информационных технологий организм детей  подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно о...

Буклет для родителей «Профилактика нарушения зрения дошкольника»

Буклет для родителей «Профилактика нарушения зрения дошкольника»...

Буклет "Профилактика нарушения зрения дошкольника"

Буклет "Профилактика нарушения зрения дошкольника"...

Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения дошкольника»

Как же помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?...

Памятка для родителей "Профилактика нарушения зрения дошкольников"

Профилактика нарушения зрения дошкольников...

Презентация на тему: «Профилактика нарушений зрения дошкольников.»

Консультация для воспитателей по профилактике нарушений зрения дошкольников....