Главные вкладки

    Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»
    методическая разработка по коррекционной педагогике

    Абалян Аида Владимировна

    «Картина на песке – изображение душевного состояния.....

    Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт

    переноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»

    Дора Колф

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

    «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

    Педагог – психолог МКДОУ «Сказка»

    Абалян Аида Владимировна

    с. Звериноголовское 2019 г.

    «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить»  

                                               Cократ

    Пояснительная записка

          Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.                                                                                                                                            

          Согласно  требованиям  ФГОС  ДО  к  структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и   инклюзивное  образование должны  быть  направлены  на  коррекцию нарушений  развития  различных  категорий  детей  с ОВЗ,  оказание  им квалифицированной  помощи  в  освоении  программы;  их  разностороннее развитие  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

          Выстраивая  коррекционную  работу  с  детьми  с  ОВЗ  достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

    Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и в педагогической практике. В  песочнице  создается  дополнительный  акцент  на  тактильную чувствительность, «мануальный  интеллект» ребенка.  Поэтому  перенос традиционных  обучающих  и  развивающих  заданий  в  песочницу  дает дополнительный  эффект. С  одной  стороны,  существенно  повышается мотивация  ребенка  к  занятиям,  с другой  стороны,  более  интенсивно  и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что  песок  обладает  уникальным  свойством  «заземлять»  негативную психическую  энергию,  то  в  процессе  коррекционной работы  происходит и гармонизация  психоэмоционального  состояния ребенка.

            Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.  Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную для ребенка деятельность.                                                         Зона песочной игротерапии привлекает внимание детей своей яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др.

     

    Цель методической  разработки:

    1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

    2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

    3.  Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

    4. Снижение психофизического напряжения.

    Задачи методической разработки:

    Образовательные:

    Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета, выстраивать композиции на песке по образцу, закрепить представления об окружающем мире.

        Развивающие:

       Развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

        Воспитательные:

    Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми, воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

    Песочная игротерапия выполняет следующие функции:

    1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, общение со взрослыми и со сверстниками;

    2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

    3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

    4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

     5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

    При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

    1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.   Для этого подбираются   задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм  в  сказочной  форме;  исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

    2. Реальное проживание и проигрывание  всевозможных  ситуаций,  вместе  с героями сказочных игр.

           Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс  симптомов, свидетельствующих о проблемах  развития,  которые испытывают дети.

          Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

    • часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
    • у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
    • нарушения тонких движений;
    • нарушения равновесия;
    • проблемы зрительно-пространственной координации.

          Таким образом, при  проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:

    • дыхательных упражнений;
    • упражнений для глаз;
    • двигательных упражнений;
    • упражнений на развитие познавательных процессов.

    Общие условия организации песочной терапии:

    1. Водонепроницаемый деревянный ящик.

     Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо.

     Если  заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 - 70 - 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

    2. Чистый, просеянный песок Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

    3. Цветной песок Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим.

    4. Цветная морская соль. Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики.

           Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

    • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
    • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
    • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
    • посуда;
    • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
    • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
    • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
    • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
    • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
    • фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

           Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Группы методов и приемов песочной игротерапии

    1. Исследовательская, практическая деятельность

    Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

    1. Игровая деятельность

    Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

    1. Словесные методы

    Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

    1. Наглядные методы

    Показ игрушек (жители леса, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение  моста, строительство домов).

    Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более двух детей).

    Подготовка и проведение занятия  условно делится на 7 этапов:

    1.Подготовка.

    2.Ритуал входа.Установка на внимательное слушание.На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

    3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми  игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

    4.Возникновение  конфликта  и  трудностей.Детям  предлагается  разрешить конфликт и помочь героям сказки.

    5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

    6. Подведение итогов.

    7.Ритуал выхода.

    Виды совместной деятельности взрослого и ребенка

    Виды деятельности

    Возможные формы работы

    Игровая

    Сюжетные игры. Игры с правилами, пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, игровые упражнения.

    Социально -коммуникативная деятельность

    Беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, поручение, разучивание.

    Познавательно – исследовательская

    деятельность

    Наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование.

    Художественно – эстетическая деятельность

    Оформление зоны по песочной игротерапии, внесение атрибутов.

    Музыкально – художественная деятельность

    Слушание, исполнение, импровизация. Игры с музыкальным сопровождением, музыкально – дидактические игры.

    Методы работы с родителями

    1 Родительские собрания проводятся:

    - для того чтобы ознакомить их с предлагаемой программой;

    - для обсуждения подготовки и проведения традиционных мероприятий;

    - для обсуждения проблем дальнейшего развития детского коллектива.

    2 Индивидуальные консультации необходимы для того, чтобы помочь родителям найти

    индивидуальный подход к своему ребенку.

    3 Совместные мероприятия детей и родителей с целью приобщить их к интересам детей, помочь в развитии детского коллектива.

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно, в сущности, так мало

    Любовь, желанье, доброта,

    Чтоб Вера в Детство не пропала

    Простейший ящик из стола

    Покрасим голубою краской,

    Горсть золотистого песка

    Туда вольется дивной сказкой

    Игрушек маленький набор

    Возьмем в игру….Подобно богу

    Мы создадим свой Мир Чудес,

    Пройдя Познания Дорогу.

    Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  для детей 4 – 7 лет  с ограниченными возможностями здоровья

    Номер

    занятия

    Тема

    занятия

    Цели

    занятия

    Октябрь

    1

    «Здравствуй песок»

    Знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

    2

    «Знакомство с жителями песочной страны»

    Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

    3

    «Удивительные следы»

    Развитие тактильной чувствительности, воображения.

    4

    «Цветочная поляна»

    Развивать память, мышление, восприятие цвета.

    Ноябрь

    1

    «Песочный дождь»

    Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

    2

    «Волшебные грибочки»

    Развивать умение регулировать мышечное напряжение.

    3

    «Узоры на песке»

    развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

    4

    «Зонтики»

    Развивать умение регулировать мышечное напряжение. Формировать представление о понятиях: «большой», «маленький».

    Декабрь

    1

    «Строители»

    Развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

    2

    «Прятки»

    Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

    3

    «Ковер – самолет»

    Развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

    4

    «Мячики»

    Формировать представление о понятии «круг». Развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

    Январь

    1

    «Секретное задание»

    Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

    2

    «Раскопки» (с помощью кисточек)

    Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

    3

    «Необычные следы»

    развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

    4

    «Ручейки»

    Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

    Февраль

    1

    «Отпечатки» (с помощью формочек)

    Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

    2

    «Узоры на песке»

    Развитие зрительно – моторной координации, классификации, воображения.

    3

    «Шарики»

    Совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

    4

    «Зоопарк»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

    Март

    1

    «Узоры из камешков»

    Учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

    2

    «Мы исследователи»

    Способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

    3

    «Угадай, чей след?»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

    4

    «Укрась ладошки»

    Повышение самооценки ребёнка.

    Апрель

    1

    «Найди клад»

    Развивать зрительную память, воображение.

    2

    Сказка «Репка»

    Развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

    3

    «Веселые вагончики»

    Развивать умение снимать мышечное напряжение; развивать память, восприятие цвета.

    4

    «Песочные строители»

    Развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

    Май

          1

    «Песочный круг»

    Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

    2

    «Победитель злости»

    Учить ребенка справляться с гневом, не испытывая страха

    3

    «Кто к нам приходил?»

    Развитие зрительного и тактильного восприятия.

    4

    «Норки - холмики»

    Учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

    Игры и упражнения на песке.

    Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для

    работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с

    подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

    Разогревающие игры:

    1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

    Цель: снижение психофизического напряжения.

    Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то

    есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

    • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй

    руки, затем всеми пальцами одновременно;

    • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно

    высыпает его в песочницу;

    • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной

    стороной;

    • перетирает песок между пальцами, ладонями.

    В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую

    игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

    Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло —

    холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

    2. Упражнение «Песочный дождик»

    Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

    Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик

    и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

    3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

    Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

    Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям

    постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим

    друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно

    также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно

    использовать одноразовые трубочки для коктейля.

    При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком,

    сдувая его в песочницу.

    4. Упражнение «Необыкновенные следы»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

    «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

    «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь

    под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

    «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

    придумывают название для фантастического животного, которое оставило

    такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его

    жителем песочной страны).

    Дидактические игры-упражнения

    1. Упражнение «Узоры на песке»

    Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

    Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части

    песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с

    возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и

    волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой

    же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый

    рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный

    узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

    последовательности предметов, например камешков, желудей, больших

    пуговиц и пр.

    Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.

    Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я.

    Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из

    кругов, а внизу — из треугольников.

    2. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

    Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем

    его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

    Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных

    живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а

    затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по

    инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема

    построений может соответствовать теме занятий в группе).

    «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти,

    произвольности.

    - Песочная фея. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но

    даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует

    лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен

    закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не

    открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок

    игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри —

    как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные

    помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по

    песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики

    помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова,

    что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи

    их в свой лес.

    Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть

    игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса»

    взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных

    слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не

    более трех-четырех новых слов).

    «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

    Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются

    персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». 

    Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.

    «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

    «Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».

    «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами».

    Цель: развитие воображения.

    Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в

    работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

    3. Упражнение «Мы едем в гости»

    Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на

    «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет

    только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

    Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными

    представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над

    – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции

    взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая

    различных персонажей.

    Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет

    в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес?

    (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком?

    (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких

    животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц

    угостил? Что мы пожелаем зайчику?

    Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к

    лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем

    навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и

    т.д. В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях

    жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением

    игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

    Этап игр и упражнений с погружением рук в песок

    Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением

    рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других

    детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в

    зависимости от их желания.

    1. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление,

    активизация интереса.

    Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными,

    обитающими под землей.

    Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот

    так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая

    ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь

    превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить

    важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый

    аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что

    погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

    Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком

    (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем

    осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает

    ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на

    песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

    Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в

    песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с

    силой пожимают друг другу лапки).

    2. Игра-упражнение «Песочные прятки»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

    образного мышления, произвольности.

    Первый вариант

    Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.

    Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в

    песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты

    должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать

    пальчиками, использовать палочки, кисточки.

    Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку —

    «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее

    часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои

    раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило,

    он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать

    игрушки очень осторожно.

    Второй вариант

    Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных

    сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно,

    обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами

    используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе

    — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для

    развития поисковой активности происходит постепенное усложнение

    изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть

    черно-белым, силуэтным.

    Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и

    героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным

    героям.

    Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай

    сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные

    слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок

    картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют

    видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту

    сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты

    очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

    Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в

    состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может

    догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести

    обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый

    откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

    Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка

    Содержание этапа аналогично содержанию работы с сухим песком.

    Ориентировочный этап

    Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с

    ним.

    Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются

    настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

    Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку

    способы увлажнения песка:

    «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой

    струйкой из кувшинчика.

    «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

    Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы

    сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников строителей. Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы».

    Игра «Норки-холмики»

    Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки

    в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

    Дидактические игры-упражнения

    1. Упражнение «Отпечатки»

    Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке

    можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие

    животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п.

    Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем

    ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану

    изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

    2. Игра «Песочные строители»

    Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой

    и зрительной памяти.

    Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им

    построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет

    строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой

    формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в

    квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

    Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех

    жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения

    большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному

    взрослым плану.

    3. Игра «Кто к нам приходил?»

    Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

    Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек

    барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку,

    которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки

    предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.

    Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их

    ощупывания.

    4. Упражнение «Узоры на песке»

    Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса

    классификации, воображения.

    Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их

    можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой

    дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на

    заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или

    картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить

    сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

    На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая

    ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость,

    грусть, злость, страх, удивление.

    Психопрофилактические игры с песком

    Любые самостоятельные игры детей в песке обладают

    психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с

    песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок)

    до сложных сюжетно-ролевых игр.

    Игра-упражнение «Песочный круг»

    Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его

    различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами,

    бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же

    манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может

    сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас,

    кем он будет в будущем».

    Упражнение «Победитель злости»

    В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям:

    «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев

    данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление

    отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное

    раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство

    вины за «плохое поведение».

    Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для

    его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием

    за деструктивное поведение.

    Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у

    тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и

    делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

    Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от

    которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе

    бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и

    маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас

    «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких

    игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка

    вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если

    напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить

    ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

    Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором

    обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь

    живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также

    ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за

    «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может

    комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге

    присваиваются все злые мысли и действия.

    Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая

    волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш

    дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и

    контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое

    удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно

    выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней

    — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными

    чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок

    может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

    Адаптационные игры и занятия в песке

    Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп,

    является, пожалуй, самым доступным и естественным способом

    самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать

    игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период

    адаптации детей к жизни в детском саду.

    Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво

    сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или

    воспитатель естественным путем могут осуществить психологопедагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально

    приемлемым способам нервной разрядки.

    В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница

    становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего

    Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,

    принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

    1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения

    между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится

    понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к

    миру.

    2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня

    психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже

    испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению

    сроков психофизической адаптации.

    3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок

    более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и

    общения в группе.

    4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью

    взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с

    родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы

    поведения.

    5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений,

    навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

    «Знакомство с песочницей».

    Детям предлагается «поздороваться» с песком, порисовать на нем, чтобы

    дети почувствовали, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый

    или гладкий, приятный – неприятный. Попросить выполнить следующие

    действия: дотронутся до песка поочередно пальцами одной руки, потом

    второй руки. Одновременно всеми пальцами сначала легко, затем с нажимом.

    Сжать кулачки с песком, а потом медленно высыпать его в песочницу.

    Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

    Перетереть песок между пальцев, ладоней. Затем намочить песок и обратить

    внимание детей на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу.

    Теперь из него можно лепить, перемешивать его руками, черпать совком или

    формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки.

    «Необыкновенные следы или песчаные отпечатки». Дети оставляют

    отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или

    дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки и т. д.

    «Дорисуй фигуру».

    Для этой игры понадобится: мешочек, в котором находятся геометрические

    фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного

    цвета и разной величины.

    Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической

    фигуре и отвечают на вопросы:

    • Какая геометрическая фигура в руке?

    • Какого она цвета?

    • На какие предметы похожа эта фигура?

    В песочницу кладется геометрическая фигура, и дети пальчиком или

    палочкой дорисовывают до полной картины.

    «Песочный дождик».

    Рассказываем, о том, что в песочной стране тоже может идти необычный

    песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываем, как медленно или

    быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь

    другого человека. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с

    расставленными пальцами, а другой ребенок будет сыпать песок на палец.

    Ребенок должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, то

    пусть откроет глаза и покажет, куда сыпался песок. Затем дети меняются

    ролями.

    «Авторалли».

    Дети лепят из песка заборчики с двух сторон, чтобы получилась извилистая

    дорога. А в конце пути – гараж. Начинаются соревнования: дети берут

    машинки и соревнуются, кто быстрее доберется по дорогам лабиринтам до

    гаража.

    «Песочная картина».

    Ребенок рисует на гладкой песчаной поверхности какое-либо изображение,

    другие дети отгадывают. А потом меняются местами.

    «Чудо пекарь».

    Дети «выпекают» из песка разнообразные изделия (булочки, тортики,

    пирожки). Для этого могут использовать формочки, насыпая в них песок,

    утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками,

    перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

    «Клад».

    Положить разноцветные камушки и бусинки в коробочку. Закопать в

    песочнице, а дети пусть ищут. Эту игру можно сопровождать сказкой о

    пиратах, которые очень давно закопали клад именно на том месте, где

    находится песочница. Чем таинственнее сказка, тем интереснее детям искать

    сокровища.

    «Эмоции».

    Дети на мокром песке рисуют лица, выражающие эмоции: радость, злость,

    печаль, страх и т. д. Можно спросить, что случилось с этим человеком, и что

    он будет дальше.

    «Мина».

    Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапера»

    — откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать

    руками, дуть, помогать себе палочками, кисточками.

    Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и

    начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.

    Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений,

    только двигая пальцами и сдувая песчинки.

    Список используемой литературы

    1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

    2. Вестник практической психологии образования №1(6) январь – март 2006. Стр. 66 – 74 Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. «В гостях у Песочной Феи». Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста.

    3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

    4. Е. Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми (методическое пособие + карточки)» Издательство: "Генезис" (2016)

    Формат: 60x84/16, 158 стр.                                                                                                              5. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/авт.-сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122с                                                                                6. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.

    7. http://centr45.ru

    8. http://doshkol.vercont.ru

    9. http://psiholog-ds.ucoz.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

    Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

    " Психологическое сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении»

    Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля ...

    Методические разработки "Обучение детей безопасному поведению на улице в дошкольном образовательном учреждении".

    Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек...

    Методическая разработка. Доклад для родителей Тема: «Использование песочной психотерапии в работе с детьми»

    Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Опреде...

    Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

    Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир...