Сообщение для педагогов
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Абраменко Ирина Викторовна

«Развитие речи и формирование элементарных математических представлений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_razvitie_rechi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 76»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Стажировочная площадка

«Сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования»

Сетевая площадка

«Модель организации образовательного процесса в ДОУ с учетом УМК ОП ДО «От рождения до школы»

«ФЭМП. Сенсорное развитие дошкольников»

Сообщение

«Развитие речи и формирование элементарных математических представлений»

учитель-логопед

Абраменко Ирина Викторовна

(высшая квалификационная категория)

Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, по мнению З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний. А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе, в самостоятельной деятельности.

Словесные игры с математическим содержанием помогают детям:

  • в знании терминов и понимании символов изучаемых математических объектов и отношений между ними;
  • в умении использовать термины и символы математических понятий в математической речи;
  • в осознании законов построения и структуры выражений математического языка, конструирования математических предложений;
  • в понимании логической структуры определения понятий, алгоритма решения задач;
  • в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;
  • в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку;
  • в умении формулировать, противоположное значение;
  • в умении логически правильно обосновывать свой ответ;

Это такие игры как: «Парные картинки»«Один-много»«Математическое лото»«Скажи, где находится?»«Скажи наоборот»«Скажи по-другому»«Чем отличается»«Узнай по описанию»«Я начну, ты продолжи»«Цепочка слов»«Чего не стало?»«Разложи по полочкам»«Посчитай»«Четвёртый лишний».

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.

Игра «Посчитай».

Цель: Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов  «выше»«ниже»«толстый»«тонкий»«высокий»,   «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы), например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы... (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя   слова  «толстый»«тонкий»,  «круглый»,  «высокий»«низкий». Например, «колобок... (круглый), Буратино... (тонкий), дядя Степа... (высокий), гном… (низкий).

Игра «Составь загадку».

Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

Игра «Четвёртый лишний».

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.

Еще  бы хотелось сказать про речь педагога которая должна соответствовать некоторым требованиям:

  • полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;
  • научность, логическая обоснованность рассуждений;
  • соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов, …);
  • литературность (живость, образность изложения);
  • четкость, лаконичность.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. И  повторю, что математика предоставляет  педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – сообщение для педагогов «Документы по защите прав детей в Российской Федерации»

Изучив данный материал, педагоги дошкольных образовательных учреждений  будут свободно ориентироваться в законодательной базе по защите прав детей  в РФ....

Сообщение для педагогов ДОУ "Здоровый образ жизни"

В данном сообщении указывается описание работы учителя - логопеда о работе над дикцией, темпом речи, интонационной выразительностью, физкультминутки, игры для развития речевого дыхания, упражнения дых...

Сообщение для педагогов «Психолого-педагогическая коррекция с помощью игры»

Игровую деятельность можно использовать и в целях диагностики, и коррекции....

Сообщение для педагогов и родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Сообщение для педагогов и родителей на тему:«Нетрадиционные техники рисования в детском саду».                             ...

Сообщение для педагогов "Влияние музыки на здоровье ребенка"

Как музыка влияет на здоровье ребенка, какую нужно слушать музыку,  вы узаете, прочитав эту статью....

Сообщение для педагогов на тему: «Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка»

Сообщение на тему "Компетентность педагога в логико-математическом развитии ребенка"...