Методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Методы и приемы, направленные на коррекцию, на развитие сенсорных и психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы, направленные на коррекцию, на развитие сенсорных и психических функций у детей с ОВЗ

Кинезиологические упражнения

     На занятиях используются кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания.

Зрительная гимнастика

     Для профилактики нарушения зрения, активизации работы мышц глаза, снятия зрительного утомления на занятиях проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений.

Самомассаж

     На занятиях используются элементы самомассажа лица и рук. Растирание подушечек пальцев, массаж шишками, каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, шестигранными карандашами. Самомассаж оказывает укрепляющее воздействие, повышает тонус, улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение, стимулирует деятельность нервных центров.

Развитие общей моторики

     Двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции у детей, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Работа с природным материалом

     Работа с песком, водой, шишками, камушками и другими природными материалами обеспечивает большую эффективность процесса обучения. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира. Упражнения с природным материалом открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

Арт-терапия

Мы используем этот метод для снятия напряжения у детей во время общения, для преодоления робости, негативизма. При использовании арт-терапевтических методик коррекция и развитие ребенка происходит посредством творчества.

     При включении различных методик в работу обеспечивается максимальная работа и активизация всех анализаторов.

Совместное рисование

     Для работы в технике совместное рисование мы выбрали тему, с одной стороны, значимую для участников, а с другой, - позволяющую детям делать изображения вместе. После определения темы рисунок выполняется по кругу: каждый участник дорисовывает деталь и передает следующему. Важно, чтобы постепенно каждый ребенок учился видеть то, что изобразили другие, а также планировать свою деятельность («Чего не хватает на рисунке?»). Только после прохождения этого этапа возможно создание цельного изображения, объединенного общим сюжетом.

Коллаж

     Техника создания творческого продукта путем наклеивания на основу предметов и материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Начинать следует с того, что предложить ребенку вырезать или вырвать руками из журналов те картинки, которые ему нравятся. После этого изображения наклеиваются в произвольном порядке на лист большого формата. В дальнейшем мы усложнили задание и предложили детям тему для одного из листов энциклопедии. Свою эффективность показало использование коллажа как формы групповой работы, когда детям необходимо создать общее изображение на заданную тему.

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Формировать умение моделировать пространственные отношения.
  2. Учить ориентироваться на плоскости.
  3. Формировать умение создавать рисунок по схеме.
  4. Формировать умение создавать целостное изображение предмета.
  5. Развивать прослеживающую функцию глаза.
  6. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Образовательные задачи:

  1. Расширить знания детей о животных холодных стран.
  2. Расширять словарный запас, общий кругозор.

Воспитательные задачи:

  1. Включать каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе.
  2. Развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в паре, волевую регуляцию поведения.

Этапы работы:

     На первом этапе работы с детьми мы проводили игры направленные на формирование и накопление сенсорного опыта. Это игры с природным материалом, бумагой, тканью, водой. Расширяя представления детей об окружающем мире, включали игры с моделированием ситуаций – «Где живет белый медведь?» и др.. А в играх «Холодно-горячо», «Найди лишнего» постепенно подводили детей к решению проблемной ситуации, учили сочетать действия со словами, а также запоминать образ того или иного животного, «проживая» его в характерных движениях и звуках.

     На втором этапе мы обучали детей изобразительной деятельности. Обведение контура простых предметов с дальнейшей штриховкой. Затем формировали способность рисовать цветными карандашами по внутреннему трафарету, детям предлагались тематические задания: «Зажги звездочки на небе», «Следы на дорожке» и т.д.

     Следующим этапом была аппликация. Композиции составляли несложные, так как нужно было решать задачи с размещением изображения на листе энциклопедии. На этом же этапе мы стали делать аранжировки с природным материалом. На занятиях мы составляли панно для энциклопедии из засушенных листьев, цветов, семян, веточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми.

Даны акктуальные методы и приемы в работе с детьми....

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР по развитию речи»

                                                    ...

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с о...

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР»

Общее  недоразвитие  речи – это речевая патология,  при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики,  лекс...

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомле...

Методы и приемы работы с детьми.

разделить понятия "метод" и "прием"...