Педагогический проект "Песочная терапия в развитии психических процессов детей дошкольного возраста"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Астафьева Лилия Александровна

В этой статье описывается работа над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx284.99 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад Теремок» ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы

Педагогический проект

«Песочная терапия в развитии психических процессов детей дошкольного возраста»

C:\Users\Лиля Александровна\Desktop\фото садик\IMG20190508081617.jpg

Автор:

Астафьева Л.А.

Педагог-психолог

с.Исаклы, 2019г.

Тема проекта: «Песочная терапия в развитии психических процессов детей дошкольного возраста»

Тип проекта: познавательный, коррекционный

Продолжительность проекта: долгосрочный  (с 01.09.2018-31.05.2019)

Участники проекта: дети старшей логопедической группы (для детей с ОВЗ), их родители, воспитатели.

Предполагаемый продукт проекта:

Картотека игр с песком на развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект ребенка».

Цель проекта:

Развитие психических процессов через игры с песком.

Задачи проекта:

-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

-Формировать познавательные функции

(восприятие, мышление, память, внимание)

-Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Задачи проекта по образовательным областям

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

1. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком.

2. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость.

ОО «Познавательное развитие»

1. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.

2. Стимуляция творчества у детей.

ОО «Речевое развитие»

1. Обогащать речь детей, учить обозначать результаты сравнения словами.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть ракушек, четыре геометрические фигуры и т. д.)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, выделение характерных признаков, обобщение.

2. Совершенствовать изобразительные навыки, обогащать сенсорный опыт.

Научная новизна и отличительная особенность:

Новизной и отличительной особенностью данного проекта, является использование технологии «Игры с песком» не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.

Планируемые  результаты проекта:

1. Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

2. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.

3. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

Работа с детьми представлена следующими формами:

-Организованная образовательная деятельность с детьми;

-Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

-Самостоятельная игровая деятельность детей;

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

3. Я использую следующие виды работы в педагогической песочнице:

– рисование песком и на песке;

– составление узоров на песке;

– создание картин на песке и “песочного мира”;

– игры с песком;

– создание песочных композиций и “секретов”.

Этапы реализации проекта

Этап, длительность

Содержание деятельности

Исполнители

Подготовительный этап

Сентябрь - октябрь

1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2.Диагностическое обследование детей

3. Анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

4.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

5. Составление перспективного плана.

6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Педагог-психолог, родители.

Основной этап

Ноябрь - апрель

1.Работа по перспективному плану

2.Работа с родителями (анкетирование), воспитателями (консультации)

3.Разработка мастер-класса для педагогов «Песочная терапия как способ развития познавательных процессов детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог, дети, воспитатели.

Заключительный этап

май

1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.

2. Обработка и обобщение полученных данных.

Педагог-психолог

Перспективный план

Период

Индивидуальная деятельность

Подгрупповая деятельность

Ноябрь

1-я неделя

1.Знакомство с правилами игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3.Игры: «Отгадай загадку», «Что я закопала в песок?»,

«Запомни и нарисуй»,

«Цифры», «Повтори», «Веселая гусеница»

1.Повторение правил с песком.

2.Знакомство с ритуалом входа в «Песочную страну»

3. Игры: 

«Сапер»

«Песочные строители»

«Необыкновенные следы»

«Песочный дождик»

4.Ритал выхода из «Песочной страны»

2-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Круги» (двумя руками одновременно)

3.Игры: «Рисуем палочкой», «Страна слов»,

«Мое имя»,

«Картинки»,

«Подземные жители».

1.Повторение правил с песком.

2. Ритуал входа в «Песочную страну»

3.Игры: «Дорисуй фигуру», «Буквы», «Песочный круг»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

3-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Рисуем», «Следы».

3.«Дорожка из счётных палочек»,

«Рыбка»,

«Где спрятана игрушка?», «Узоры на песке».

1.Повторение правил с песком.

2. Ритуал входа в «Песочную страну»

3.НОД «В гости к Карлсону» с элементами песочной терапии. Упражнения с песком: печем тортик для «Карлсона», «Найди все игрушки в песке».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

4-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3. Игры: «Преврати букву», «Мое имя»,

«Цифры»,

«Бусы для мамы»,

«Дорисуй фигуру»

 

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3.НОД с элементами песочной терапии  игра «Волшебный камешек», Игра «Необыкновенные следы» («идет медведь», «прыгают зайцы», «ползёт змея», «Бежит сороконожка»)

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

Декабрь

1-я неделя

1.Повторение правил игры  с песком.

2. Игры: «Рисуем палочкой»

 «Страна слов»,

 «Что я закопала в песок?», «Пара рукавичек», «Преврати букву».

 

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии игра: «Рисуем пейзаж» (педагог читает стихотворение, дети выполняют задания и получается картина на песке)

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики», Игра – упражнения «Песочное солнце», «Сотвори солнце в себе».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

2-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Игры: «Послушай и напиши»,

«Запомни и нарисуй», «Цифры»,

«Повтори», 

«Веселая гусеница».

 

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Здравствуй, песок!», игра – упражнение: «Песочные прятки», упражнение: «Песочный дождик».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

3-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Круги» (двумя руками одновременно)

3.Игры: «Рисуем палочкой», «Страна слов»,

 «Мое имя»,

«Картинки»,

«Подземные жители».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Здравствуй, песок!»,  упражнение: «Победитель Злости», упражнение: «Узоры на песке», игра – релаксация: «Солнечный зайчик»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

4-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Игры: «Разноцветная фантазия»,

«Дорисуй фигуру»,

«Чьё всё это?»,

«Сотри лишнее»,

 «Что забыли нарисовать?».

 

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Здравствуй, песок», игра: «Помоги обитателям, раскопай их», игра: «Сделаем волшебные домики».

  4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

январь

2-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3.Игры: «Отгадай загадку», «Что я закопала в песок?»,

«Запомни и нарисуй»,

«Цифры»,

«Повтори», 

«Веселая гусеница»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Здравствуй, песок» Упражнение «Раскопки». Создание в песочнице картины «Подводное царство».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

3-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Игры: «Цветы на клумбе», «Песочный круг», «Забавные ладошки», «Праздник в городе».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии

игра: «Разложи и запомни»,

игра: «Песочный телеграф», игра: «Преврати букву».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

4-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3. Игры: «Узор в геометрической фигуре», «Бусы для мамы», «Песочный круг»,

«Что забыли нарисовать?»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии игра: «Домик для питомцев», игра: «Напиши букву»,

Игра «Составим слово»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

Февраль

1-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3. Игры: «Рассели по квартирам»,

«Буквы»,

«Новая квартира куклы Маши»,

«Дорисуй фигуру»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии пальчиковая гимнастика: «Ежик», игра: «Песчинки», рисование на песке

« Песочная страна» .

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

2-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Игры: «Разноцветная фантазия»,

«Дорисуй фигуру»,

«Чьё всё это?»,

«Сотри лишнее»,

 «Что забыли нарисовать?».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии «Рисуем сказку» (педагог читает сказку, дети в процессе рисуют различные элементы)

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

3-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Круги» (двумя руками одновременно)

3.Игры: «Рисуем палочкой», «Страна слов»,

«Мое имя»,

 «Картинки»,

«Подземные жители».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии Релаксационное упражнение – импровизация «Путь в пустыне»,  упражнение «Цветы в пустыне», игра «Песочный круг»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

4-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Игры: «Кто в песке?», «Цифры»,

«Песочные строители», «Пара рукавичек»,

«Страна слов».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии

игра: «Разложи и запомни»,

игра: «Песочный телеграф», игра: «Преврати букву».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

Март

1-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Круги» (двумя руками одновременно)

3.Игры: «Мое имя», «Послушай и напиши», «Повтори»,

«Один-много»,

 «Кто к нам приходил?»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии

Упражнение: «Узоры на песке», «Урожай в корзинки», «»Лучики солнца»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

2-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик»,

«Песочный ветер».

3.Игры: «Создай узор», «Волшебные отпечатки на песке»,

«Песочный круг»,

«Рисуем»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Здравствуй, песок!», игра – упражнение: «Песочные прятки», упражнение: «Песочный дождик».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

3-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Круги» (двумя руками одновременно)

3.Игры: «Отгадай загадку», «Рисуем палочкой»,

«Страна слов»,

«Мое имя».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Волшебный листочек», игра: «Весенние цветы», «Дно озера», упражнение-релаксация «Радуга».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

4-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Игры: «Разложи и запомни»,

«Послушай и напиши», «Назови предмет такого же цвета»,

«Картинки»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: пальчиковая гимнастика «Черепашки»

Игры: «Веселые черепашки»,  «Песочные прятки», «Поймай рыбку»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

Апрель

1-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3.Игры: «Отгадай загадку», «Что я закопала в песок?»,

«Запомни и нарисуй»,

«Цифры»,

«Повтори», 

«Веселая гусеница»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии упражнение: «Здравствуй, песок!», игра – упражнение: «Песочные прятки», упражнение: «Песочный дождик».

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

2-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Игры: «Цифры», «Разноцветная фантазия», «Чьё всё это?»,

«Дорисуй фигуру»,

 «Сотри лишнее»

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии  игра «Песочный город», релаксационное упражнение  «Песочный дождь»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

3-я неделя

1.Повторение правил игры с песком.

2.Упражнения: «Песочный дождик», «Песочный ветер».

3.Игры: «Рисуем палочкой», «Страна слов»,

«Мое имя»,

 «Картинки»,

«Подземные жители».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну»

3. НОД с элементами песочной терапии  игра «Найди буквы», «Где живет звук», «Песочный дождь»

 4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

4-я неделя

1.Повторение правил с песком.

2.Упражнения: «Круги» (двумя руками одновременно)

3.Игры: «Дорожка из счётных палочек»,

«Рассели по квартирам», «Буквы»,

«Рисуем»,

«Узоры на песке».

1.Повторение правил с песком.

2.Ритуал входа в «Песочную страну» 

3. НОД с элементами песочной терапии игра: «Домик для питомцев», игра: «Напиши букву»,

Игра «Составим слово»

4.Ритуал выхода из «Песочной страны»

Практический этап

Начиная свою работу по данной теме, я рассмотрела факторы, облегчающие достижению моих целей. Один из таких факторов – совмещать несколько психических функций. Так, например чтобы нарисовать какую либо картину ребенок может наглядно посмотреть на демонстрационный материал, сориентироваться на плоскости стола, определить размер его рисунка, воспринимать и ощупывать песок во время рисования, что развивает тактильное восприятие. Тем самым одно упражнение может развивать у ребенка несколько процессов. Так же при рисовании сказки у детей развивается не только речь но и воображение, мелкая моторика, тактильное восприятие и умение работать в коллективе, приходить к общему результату.

Для старшего возраста мною была создана картотека игр для индивидуальной деятельности и для подгрупповой. Для развития каждой психической функции  созданы определенные задания.

Я как педагог-психолог заинтересована в том чтобы при поступлении в школу у детей были сформированы полностью все познавательные процессы. Но большую роль играет не только выполнение заданий ребенком, но и его интерес. Ведь если ребенку будет интересно выполнять задания, тогда и усвоение материала будет наиболее успешнее. А значит придя в подготовительную группу ребенок сможет полностью подготавливаться к поступлению в школу.

Достигнутый образовательный результат:

1. Сформирована  мелкая моторика, дети стали лучше ориентироваться в пространстве.

2. Расширили знания об окружающем мире.

3. Повысился уровень психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Роль физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста

высказывания великих о роли физического воспитания, методика работы в разных возрастных группах....

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Картотека игр для развития психических процессов детей дошкольного возраста

Игры на развитие психических процессов детей дошкольного возраста...

перспективный план "Развитие психических процессов детей дошкольного возраста посредством игры"

Перспективное планирование "Развитие психических процессов детей дшкольного возраста по средствам развивающих игр"...

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...