Памятка для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике

 Наталия Владимировна Белоусова

Памятка для воспитателей при подготовке к занятиям и планировании коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitateley.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей по планированию и организации   коррекционной работы.

Общие дидактические задачи

1.  Формирование представлений  о внешнем  виде предмета.

Специальные коррекционные задачи:

-  Формирование  компенсаторных  приемов восприятия на полисенсорной основе.

-  Формирование  приемов  целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.

-  Обогащение знаний и формирование представлений об  эталонах,  обеспечивающих  полноценное восприятие окружающего мир (цвет, форма, величина)

-  Расширение  объема  представлений  о  предметах  и явлениях,  восприятие  которых  затруднено  в естественном  опыте  ребенка  (силуэты,  контуры, наложенные и зашумленные изображения).

-  Формирование  представления  о  деталях  предметов, малодоступных для восприятия.

-  Формирование  представления  о  движущихся предметах и их восприятие на расстоянии

Общие дидактические задачи

2.  Формирование понятий  (развитие мыслительных операций).

Специальные коррекционные задачи:

-  Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной соотнесенности слова.

-  Обучение детей выделять и узнавать предмет среди других:  -  по  существенным  признакам,  -  на  основе овладения приемом сравнения.

-  Обучение  приемам  группировки,  классификации  и обобщения  знаний  о  предметах  и  явлениях  с  целью формирования понятий.

Общие дидактические задачи

3.  Оперирование знаниями, умениями и  понятиями  в практической деятельности.

Специальные коррекционные задачи:

-  Обучение  детей  переносить  знания,  умения, понятия на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность ребенка.

-  Обучение  детей  переносить  знания,  умения, понятия  в  самостоятельную  творческую  деятельность, в  свободное  пространство  и  с  новыми  для  ребенка объектами.

Младшая группа:

1.  Накопление  знаний  и  формирование  четких  представлений  о сенсорных  эталонах  (цвет,  форма,  величина,  пространственное расположение).

2. Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.

Средняя группа:

1.  Формирование  приемов  целенаправленного  восприятия (алгоритмизация по плану-символу).

2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных  анализаторов  узнавать  и  выделять  предметы  среди  других, определять  их  свойства  и  назначение:

 -  по  существенным  признакам,

 -  на основе овладения приемом сравнения.

3. Научить приемам группировки на подражание.

4.  Учить  переносу  знаний,  понятий  на  уровень  внешней  речи,  в самостоятельную практическую деятельность.

Старшая и подготовительная группы:

1.  Формирование  приемов  целенаправленного  восприятия  по  плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа).  

2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием охранных анализаторов  узнавать  и  выделять  предмет  среди  других,  определять  его свойства и назначение на основе овладения приемом сравнения.

3.  Научить  приемам  группировки  (старшая  группа),  классификации(подготовительная группа).

4.  Учить  обобщению  знаний  о  предметах  и  явлениях  окружающего мира с целью формирования понятий.

 Обязательным  компонентом  коррекционной  работы  с  детьми, имеющими  нарушения  зрения,  является  зрительная  гимнастика,  которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.

Гимнастику глаз проводят со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных  группах  в  бытовой,  игровой  деятельности,  на  прогулке,  перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Зрительная  гимнастика  проводится  как  со  стимульным  материалом (яркий предмет), так и без него (на слух, настенные зрительные тренажеры) .Показ  предмета  для  зрительной  гимнастики  осуществляется  в  медленном темпе,  чтобы  ребенок  до  конца  проследил  движение  предмета,  который должен быть ярким, не очень большим, но четким для восприятия. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться  по  цвету  с  одеждой  педагога  и  окружающей  обстановкой.  При выполнении  зрительной  гимнастики  дети  с  низкой  остротой  зрения  стоят перед  педагогом,  остальные  -  располагаются  дальше.  Для  гимнастики  глаз можно  использовать  индивидуальные  мелкие  предметы  и  проводить  ее  по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту  реакции  детей  и  соответственно  этому  выбирать  для  проведения гимнастики  игрушки  или  словесную  инструкцию.  Следует  отмечать старание, желание и результаты детей. Содержанием  специальных  занятий  является  не  механическая тренировка  зрительных  функций  глаза,  а  связанная  с  общеобразовательной программой  работа  по  развитию  всех  видов  познавательной  деятельности ребенка.  Эти  занятия  проводятся  на  полисенсорной  основе  при  активном включении  мыслительной  деятельности  ребенка.  Например,  плетение ковриков  обыгрывается  в  творческой  игре  «Магазин»  или  «Гости», воспитатель  обсуждает  с  детьми  удачное  сочетание  цветов,  размера, стимулирует самостоятельность, творчество и т.д. Сенсорное и физическое воспитание  —  основа коррекционной работы, поэтому  дидактические  и  подвижные  игры  с  выделением  коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка,  где  проводятся  дидактические  и  подвижные  игры  на  развитие глазомера,  точности  движений,  на  ориентировку.  Для  этого  подбираются яркие,  красочные  материалы, способствующие  развитию  зрительного внимания,  восприятия.  Вся  окружающая  обстановка  на  прогулке используется  для  формирования  зрительных  представлений  детей,  развития полисенсорного восприятия. Воспитатель  должен  выделять  коррекционные  задачи  в  календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях. Коррекционная направленность занятий.Специальная наглядность:-  более  крупная  фронтальная  (до  15—20  см)  и  дифференцированная индивидуальная (1-5 см);-  использование  фонов,  улучшающих  зрительное  восприятие  при демонстрации объектов;-  преобладание  пособий  красного,  оранжевого,  желтого,  зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза;-  использование  подставок,  позволяющих  рассматривать  объект  в вертикальном положении. Выбор  методов  и  приемов  с  учетом  не  только  возрастных  и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития  зрительного  восприятия.  Быстрая  утомляемость  детей  требует смены  деятельности  на  занятиях,  введения  физминутки,  как  обязательной части  любого  занятия.  Суженый  сенсорный  опыт  обязывает  обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Формообразующие  движения  руки  при  обследовании  и воспроизведении  объекта  необходимы  детям  вплоть  до  подготовительной группы, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций. Индивидуальный и дифференцированный подход на занятии с учетом рекомендаций  тифлопедагога,  уровня  развития  и  возможностей  детей (выделение  степени  самостоятельности,  подбор  определенного  размера индивидуальных  пособий,  упрощенный  или  усложненный  вариант  задания, дифференцированная оценка результатов работы) и т. д.Дифференцированный подход зависит и от уровня владения ребенком приемами и навыками, от этапа лечения. В индивидуальной работе с детьми следует  постепенно  отрабатывать  каждый  прием  без  повторения  одного  и того же задания на данном занятии. Педагогу необходима выдержка, умение планировать решение определенных задач на одном занятии, а не всех сразу, не  раздражаться  неудачными  действиями  детей.  Следует  соблюдать последовательность в выполнении приемов обучения, чтобы формировалась система знаний. Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место.

В индивидуальной работе необходимо учитывать:

-  остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого;

-  быстрое вхождение в контакт в процессе обучения;

-  темп выполнения задания;

-  реакцию на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость),

устойчивость внимания к работе.

Пособия  для  индивидуальной  работы  берутся  из  коррекционного уголка в группе и не являются постоянным игровым материалом для детей.

Дифференцированный  подход  к  учебно-воспитательной  и коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут  входить  дети  с  низкой  остротой  зрения,  инвалиды  по  зрению,  дети  с нарушением  зрения  в  сочетании  со  сниженным  интеллектом,  с инвалидностью  по  другим  заболеваниям.  Численность  таких  подгрупп,  как правило, 1-2 человека. В оснащении и подготовке рабочего места для детей этих подгрупп сохраняются все правила для работы с детьми с нарушением зрения. При работе с подгруппой педагог должен говорить более медленно, ставить  вопросы  четко,  кратко,  конкретно,  чтобы  дети  могли  осознать  их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.  Если  ребенок  не  может  ответить  -  дать  дополнительное разъяснение,  затем  повторно  задать  вопрос  и  дождаться  ответа.  Следует больше  внимания  обращать  на  руки  педагога  при  обследовании  предмета, обводке и т. д. Руки движутся медленно; каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательна индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного  задания,  подчеркивание  положительных  сторон  его деятельности, самостоятельности. Эффективно использование дидактических игр  как  повторения  занятий,  специально  подготовленных  с  учетом рекомендаций тифлопедагога, а также подвижных, строительных, творческих игр, специально организованных для закрепления знаний, выработки навыка. При проведении фронтальных занятий с детьми, имеющими нарушение зрения,  создаются  условия  для  лучшего  зрительного  восприятия  объекта, различения  его  цвета,  формы,  размещения  на  фоне  других  объектов, удаленности. На одном занятии, как правило, используются 3-4 одинаковых объекта, для более точного их восприятия. Следует как можно ближе размещать детей наглядность  перед  детьми  с  низкой  остротой  на  «вертикали».  Разрешается подходить  к  объекту  в  процессе  занятия.  Кроме  того,  образец  можно показывать  не  только  с  доски,  но  и  по  подгруппам  и  индивидуально.  При анализе  детских  работ  рекомендуется  не  располагать  на  доске  все  работы одновременно, а показывать их по группам:

-  в младшей - 2 –  3 объекта;

-  в средней - 3 – 4;

-  в старшей и подготовительной - 5 – 6 объектов.

Работая с детьми с нарушенным зрением, следует использовать указки для  прослеживания  объекта  в  полном  объеме  (обводят  его  контур,  часть). При  знакомстве  с  объектом  рекомендуется  снижать  темп  ведения  занятия, так  как  детям  с  нарушением  зрения  требуется  более  длительное,  чем нормально  видящим  детям,  время  для  зрительного  восприятия,  осмысления задачи, повторного рассматривания. На  занятиях  используют  дополнительный  материал:  контур,  силуэт, рисунок,  мелкие  картинки,  игрушки,  индивидуальные  картинки  для слабовидящих  детей.  Демонстрируя  на  занятиях  наглядный  материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы  с  ним  в  данный  момент.  При  этом  можно  уменьшить  сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту,  должен  соответствовать  естественным  размерам,  т.  е.  машина должна  быть  меньше  дома,  помидор  -  меньше  кочана  капусты.  На  доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10  шт.,  а  объекты  размером  20  -  25  см  -  от  3  до  5  шт.  одновременно. Размещать  объекты  на  доске  нужно  так,  чтобы  они  не  сливались  в  единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Условиями  для  полного  и  точного  восприятия  демонстрируемого объекта являются:

-  выбор адекватного фона;

-  выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может  меняться  (например,  красный  рядом  с  желтым  часто  видится  как оранжевый,  синий  -  фиолетовым,  фиолетовый  с  коричневым  -  черным, красный - бордовым);

-  постоянное использование указки для показа;

-  ребенок  при  показе  объекта  находится  у  доски  со  стороны  открытого глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз - справа);

-  педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

-  некоторые  объекты  на  рассматриваемой  картине  даются  с  четким контуром (обвести черным цветом по контуру).

Образцы  для  показа  на  занятиях  по  изобразительной  деятельности должны  быть  в  2  -  2,5  раза  больше  детских  работ,  мелкие  детали показываются  дополнительно  в  крупном  размере.  Для  слабовидящих  детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных (1/2 альбомного листа), размера. На  физкультурных  занятиях  следует  использовать  приближение горизонтальной,  вертикальной  цели,  большой  ее  размер,  дополнительную страховку  в  некоторых  видах  движений,  ограничение  отдельных  видов движений  (по  согласованию  с  врачом-офтальмологом),  замедленный  показ движений, чтобы дети успели его увидеть, а также чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятиях

Коррекция  зрения  ребенка  на  первом  этапе  при  поступлении  его  в детский сад заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии (закрытия)  лучше  видящего  глаза.  При  этом  ребенок  с  амблиопией  и косоглазием  попадает  в  положение  слабовидящего,  поэтому  рекомендуется рассаживать  детей  относительно  месторасположения  воспитателя  по следующему принципу:

-  1 ряд - дети с очень низкой остротой зрения (-0,4);

-  2 рад - дети с остротой зрения (-0,4—0,6);

-  3 ряд и далее - дети с хорошей остротой зрения (-0,6—1,0).  

Кроме  того,  если  у  ребенка  окклюзия  левого  глаза,  то  его  сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то  -    от воспитателя, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2  -3  ряд,  а  с  парезами  глазных  мышц  -  по  центру  в  зависимости  от  остроты зрения. При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом:

-  в 2 - 3 ряда, соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз;

-  полукругом (не широким);

-  «каре»;

-  «параллельно» - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.

Во  всех  указанных  положениях  соблюдается  окклюзия  глаз,  острота зрения, вид косоглазия (сходящееся или расходящееся). Детей с очень низкой остротой  зрения  (ниже  -  0,4)  следует  сажать  за  первую  парту  (стол)  так, чтобы  освещение  падало  слева  и  сверху.  Материал  для  демонстрации предъявляется  не  далее  1  м  от  глаз.  Необходим  дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом  фоне,  либо  на  зеленом  (успокаивающем),  коричневом (спокойном,  контрастном)  или  оранжевом  (стимулирующем).  Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во  всех  деталях.  Предметы  должны  быть  крупными,  яркими  по  цвету, точными по форме и деталям. На занятиях по математике размер предметов  -до 15 см, размер используемой натуры - 20—25 см, раздаточного материала  -2  -  5  см.  Картину  обычно  демонстрируют  на  определенном  фоне,  мелкие картинки  также.  Можно  одновременно  демонстрировать  две  одинаковые картины, чтобы все дети хорошо их видели. Следует тщательно продумывать удобное размещение пособий на занятиях по изобразительной деятельности с учетом  остроты  зрения  и  окклюзии,  а  также  использовать  индивидуальные подставки (вертикаль) для рассматривания объекта, показа приемов. Нужно постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за  организацией  игрового  места  ребенка  вне  занятий  (свет,  поза,  подбор игрового  материала  определенного  размера,  яркости),  за  сменой деятельности  вне  занятий,  например,  через  15-20  мин  игры  с  наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы. Во  всех  видах  деятельности  этим  детям  необходимо  дополнительно подходить  к  рассматриваемому  предмету,  объекту.  На  физкультурных занятиях  надо практиковать замену некоторых упражнений по согласованию с врачом-офтальмологом, дополнительную подстраховку детей во всех видах движений, так как у детей нарушена координация движений в связи с низкой остротой  зрения.  Следует  уменьшить  дозировку  упражнений  с  наклонами вниз,  прыжками,  переворотами  со  спины  на  живот,  упражнения  на  животе. При  некоторых  видах  упражнений  окклюзия  снимается  (работа  с  мячом, лазание,  равновесие),  чтобы  ребенок  ощутил  движение  своего  тела  без боязни  упасть,  получить  ушиб,  так  как  заклейка  ограничивает  свободу движений. Можно  иногда  снимать  окклюзию  на  музыкальных  занятиях,  чтобы  у ребенка  появилось  ощущение  свободы  движения  в  пространстве,  его красоты.  На  праздниках  окклюзия  снимается  для  полноты  восприятия.  На музыкальном  занятии  дети  с  низкой  остротой  зрения  ставятся  за  детьми  с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве. Профессиональная  коррекция  нарушений  в  группах  компенсирующей направленности  —  это  планируемый  и  особым образом  организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

-  коррекционная  работа  включается  во  все  направления  деятельности дошкольной образовательной организации;

-  содержание  коррекционной  работы  —  это  система  оптимальной комплексной  (педагогической,  психологической,  медицинской)  поддержки, направленной  на  преодоление  и  ослабление  недостатков  психического  и физического развития дошкольников с нарушением зрения.

 Таким  образом,  цель  коррекционной  работы  ДОУ  —  создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков  в  физическом  и  психическом  развитии  детей  с ОВЗ  и  оказания помощи  детям  этой  категории  в  освоении  основной  образовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"

Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...