Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Елена Сванидзе

Традиционные способы использования ИКТ и инновационныен подходы к работе с интерактивной доской в условиях детского сада  для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ

Афанасьева Далила Леонидовна,

заведующий ДОУ,

Винничук Анна Владимировна,

учитель-логопед,

ГБДОУ №101 г. Санкт-Петербурга

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Интерактивная доска- это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь.

Интерактивная доска – это устройство обеспечивающее интерактивность обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

 Следующее дидактическое свойство ИД – мультимедийность. Под мультимедийностью понимается совместное использование нескольких средств передачи информации (media), представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. Процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы дошкольника с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

Свойство ИД – моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром.  Моделинг реализуем при помощи ИД, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы детей, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результат.

Свойство ИД – высокий уровень производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.  Электронная интерактивная доска выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, учителем и даже экзаменатором. НОД с использованием ИД очень увлекательна, она захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие дошколятам. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Поэтому доска используется только как один из приемов на занятиях. .

Особенность интерактивной доски SMART- тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца ( или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

Общие инструменты интерактивной доски в нашем ДОУ:

  • Карандаш дает возможность подчеркнуть часть слова, целое слово или предложение, обвести изображение или слово, тем самым привлекая внимание учащихся к важной информации. Так же карандашом можно вводить рукописный текст на слайдах урока и в документах Word, Excel, Power Point. При работе с этим инструментом можно выбирать цвет и толщину линии.
  • Инструмент Линии позволяет рисовать линии и стрелки разных цветов, типов и толщины, изображать геометрические фигуры.
  • Библиотека изображений дает возможность использовать статичные и анимированные изображения для создания слайдов для образовательной деятельности, оформлять с помощью картинок фон слайдов образовательной деятельности, изменять размер и расположение картинок, добавлять к ним звук. Встроенные в программу WizTeach библиотеки изображений можно дополнять необходимыми изображениями или создавать свои собственные коллекции изображений
  • Виртуальная Клавиатура позволяет вводить текст на любом из установленных на компьютере языков. Ее можно использовать при создании слайдов или во время демонстрации учебного материала, предлагая ввести ученикам правильный ответ или самим исправить преднамеренно сделанную ошибку в тексте слайда.
  • Стирать написанные слова или нарисованные изображения на слайде можно с помощью Ластика.
  • Инструмент Очистка экрана дает возможность мгновенно очистить заполненный слайд.

Преимущества  работы с интерактивной доской

Обучение детей дошкольного возраста  и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:

  • Развитие внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Речи
  • Личности
  • Навыки учебной деятельности

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. 

Использование ИКТ в нашем  детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан  алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм создания интерактивных игр:

  •     определить тему, тип и цель занятия;
  •    составить временную структуру  занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
  •      продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
  •    апробация занятия. Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
  •      рассматривается целесообразность их применения в  сравнении с традиционными средствами;
  • отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
  •   составляется временная развертка (поминутный план) занятия;
  •   при недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа;
  •   из найденного материала собирается презентационная программа.  Для этого пишется ее сценарий;
  •   заранее подготовить детей;
  •   проведение занятия.

Работа  с детьми.

Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях воспитательно- образовательного процесса. Это творческие игры по технологии ТРИЗ, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры  по математике и обучению грамоте. Педагоги логопедических групп составляют коррекционные и развивающие  упражнения по лексическим темам, проводятся мастер- классы для педагогов города, области и для родителей.

Тематика  игр-занятий с интерактивной доской:

Месяц

Темы

Средний возраст

Старший возраст

Октябрь  

«Осень» презентация

  • Рисование осенних листьев.
  • Уроки тетушки Совы (мультимедийная игра)
  • «Осень» презентация

«Игрушки» презентация

«Дорисуй» (дорисовываем игрушки)

«Овощи» презентации

«Фрукты» презентация

  • «Овощи и фрукты» презентация
  • «Что как растет» презентация
  • «Различай овощи и фрукты» интерактивная игра
  • «Угадай, чей голос»

развитие слухового внимания презентация

  • «Поймай  звук» развитие фонематического слуха

Ноябрь  

«Маша и медведь» развивающие занятия для малышей

Дорисуй (мебель)

«Дикие животные» презентация»

Мультимедийная игра  «Лунтик Окружающий мир»

«домашние птицы» презентация

Мультимедийная игра «Лунтик учит буквы» занятия по грамоте

Автоматизация звуков (свистящие) презентации

«Моя страна – Россия» презентация

«Москва – столица нашей Родины»

«Мой город»

«День матери» (Рисуем подарок маме)

Декабрь  

Рисуем зимние картины

В гости к деду Морозу (С помощью презентации)

«Зимняя книга для малышей» презентация

Рисуем зимние картины

Занятия по грамоте «Баба- Яга учиться читать»

Автоматизация шипящих (презентации)

Январь

«Зимние забавы» презентация

«Домашние животные» презентация

«Кто как голос подает» презентация

Рисуем зимние картины

«Домашние животные» презентация

«Кто как голос подает» презентация

Февраль  

«Прогулка с Лунтиком»

Мультимедийная игра «Лунтик. Подготовка к школое»

«День Защитника Отечества» (подарок папе)

«Транспорт» презентации

«День Защитника Отечества» (подарок папе)

«Наша армия» презентация

Март  

«Посуда» презентация

Мультимедийная игра «Маша и медведь подготовка к школе

«Профессии»  презентация

«8 марта» (подарок маме)

«Профессии» презентация

«Первые цветочки »

Апрель

«Весна» презентация

Рисуем космос и звезды

«Перелетные птицы»

Рисование при помощи геометрических фигур.

«Перелетные птицы» презентация

«Животные морей и океанов» презентация

«Автоматизация сонорных звуков» презентация

Май  

«Насекомые» презентация

«Цветы» презентация

Рисуем цветы

Математическое занятие с помощью презентации

«День Победы» презентации

«Животные жарких стран» презентация

«Насекомые»  презентация

«Наш город» презентация

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной  и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в нашем детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Список используемой литературы.

  1. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  2. Компьютерно - игровой комплекс  для дошкольников http://40204s020.edusite.ru/p110aa1.html
  3. Ярусова Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html 
  4. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
  5. Плужникова Л. « Использование компьютеров в образовательном процессе.» Дошкольное воспитание, 2000, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска в работе с дошкольниками

Методическая разработка по работе с интерактивной доской на примере одного проекта "Осень урожайная". Материал был представлен на Конференции "Учитель и современность", проходящей в Муниципальном...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Интересная информация для педагогов....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

План работыИнструменты интерактивной доскиАлгоритм работы с интерактивной доскойТематика игр-занятий синтерактивной доской...

Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"

В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....

Использование возможностей интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста

Представлена презентация для педагогов ДОУ использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста в различных образовательных областях...

Мастер-класс «Создание интерактивных игр и обучающих пособий для дошкольников посредством использования функциональных возможностей интерактивной доски"

Новые современные возможности  инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, одним из которых является применение средств интерактивной деятельности....

Использование возможностей интерактивной доски в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нынешнее время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Появляется великое множество простых и весьма сложных компьютерных программ для применения в области ...