Советы воспитателям и начинающим тифлопедагогам в работе с родителями .
консультация по коррекционной педагогике

 Наталия Владимировна Белоусова

Материал хорошо подходит для родительского собрания.Изложение материала в форме диалога вопрос-ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ?

ОТВЕТ

Рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения педагога по следующему принципу:

1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);

2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);

3 ряд и далее — дети с хорошей остротой зрения (от 0,6 до 1,0) .

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.

ЧТО ТАКОЕ ОККЛЮЗИЯ ГЛАЗА?

ОТВЕТ

Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.

Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.

КТО ТАКОЙ ТИФЛОПЕДАГОГ?

ОТВЕТ

Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.

Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.

ЧТО ТАКОЕ АМБЛИОПИЯ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗВЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ АМБЛИОПИИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ДОМА?

ОТВЕТ

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

Рекомендации:

— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;

— допустимая нагрузка- 10 минут;

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;

— использовать трафареты, контурные изображения.

.

КАК ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ?
ОТВЕТ

Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:

2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;

— строит башню из 8-9 кубиков.

2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;

— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?

2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;

— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.

2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;

2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;

— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).

2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.

3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;

— складывает разрезную картинку из четырех частей;

— рисует точки, прямые и закругленные линии.

ЧТО ТАКОЕ МИОПИЯ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ МИОПИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

Миопия (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

Рекомендации:

— обязательно хорошее освещение;

-нельзя низко наклоняться, беречь спину;

-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);

-необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);

-ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);

-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;

— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРМЕТРОПИЯ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

Рекомендации:

— возможны физические нагрузки;

— легче смотреть вдаль;

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

ЧТО ТАКОЕ АСТИГМАТИЗМ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Рекомендации:

-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.

ЧТО ТАКОЕ КОСОГЛАЗИЕ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КОСОГЛАЗИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:

— снижаются зрительные функции,

-отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),

-замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

-работать на приподнятой поверхности (подставка);

-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;

-при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;

— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;

— развивать слуховое внимание.

ЧТО ТАКОЕ НИСТАГМ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ НИСТАГМЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

Причина: поражение ЦНС.

Рекомендации:

— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;

-при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;

-такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом;

— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

ЧТО ТАКОЕ ГЛАУКОМА? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ГЛАУКОМЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.

Рекомендации:

— недопустим резкий эмоциональный всплеск;

недопустимо

— переутомление,

— длительное пребывание в темном помещении,

— резко менять температуру окружающей среды,

— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

— место ученика в передней половине помещения,

— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,

— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

— допустимая зрительная нагрузка — 10 минут, отдых- 1 минута

( упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.

ЧТО ТАКОЕ КАТАРАКТА? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КАТАРАКТЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?

ОТВЕТ

КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).

Рекомендации:

— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;

— сидеть в классе во второй половине класса;

— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут;

— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);

— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

КАК МОЖНО ПРОВЕСТИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

ОТВЕТ

В домашних условиях можно провести следующие комплексы:

1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.

2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.

3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть ( в быстром темпе).

5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх

( повторить, но в обратном порядке).

6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».

7. Часто поморгать глазами.

8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».

— Подойти к окну,

— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева ,растущего за окном, на царапину на стекле( можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)

— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.

связь».

КАК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ?
ОТВЕТ

У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:

— Показ

— Выполнение

Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Авторская разработка из опыта работы методического пособия для воспитателей и методистов "Перспективное планирование работы с родителями с учетом адаптационного периода в младшей группе"

Предлагаю перспективное планирование в работе с семьей с учетом ФГТ. Очень сложно работать с родителями когда не налажен контакт и начался адаптационный период вновь набранной группы. Большую помощь в...

Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»

Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...

Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значе­ние. И очень остро встала задача экологического образования населения.Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, пед...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

Сообщение на педагогическом совете по теме «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»

Сообщение на педагогическом совете по теме «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»...