Выступление на открытом родительском собрании на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чижевская Елена Анатольевна

Психологическая готовность детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih._gotovnost_k_shkole.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ОТКРЫТОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

НА ТЕМУ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

                                                                    ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

                                                  ЧИЖЕВСКАЯ

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

КЛИН

27.01.2017 г.

Психологическая готовность к школе

  Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим условием его успешности. Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор.

  Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

  Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети ходят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки.

  Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

  Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

  • Расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
  • На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
  • Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
  • Воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
  • Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

 Но никогда не говорите ребенку следующее: «Вот пойдешь в школу – тебе там покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи, а вот пугать школой нельзя категорически!

  Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.

  На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

  Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.

  Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу.

  И вот сейчас мы предлагаем вам самим написать графический диктант. (Листочки сохраняем, они нам еще понадобятся).

  Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

  И сейчас, еще один небольшой тест на исследование вашей произвольности (т.е. умение управлять им) и устойчивость внимания (Методика Пьерона-Рузера).

  Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого – либо задания хотя бы минут на 10 – 15.

  Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать).

  А теперь вернемся к листам с графическим диктантом и попробуем перерисовать ваш рисунок еще раз.

  Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

  Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

  У детей надо сформировать следующие навыки общения:

  • Умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

  И мы уверены, что у ваших детей сформированы все виды готовности к школе, и ваши дети готовы к принятию новой социальной роли: «Я – ШКОЛЬНИК!»

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...

Родительское собрание "Что такое психологическая готовность детей к школе?"

Рекомендации  и советы родителям по подготовке детей к школе....

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка.  ...

Родительское собрание на тему: "Психологические особенности развития детей 3-4 лет."

Конспект родительского собрания на тему: "Психологические особенности развития детей  3-4 лет."...

Презентация для родительского собрания в подготовительной группе "Готовность детей к школе"

Презентация знакомит родителей с основными критериями готовности детей к обучению в школе....