Выступление на открытом родительском собрании на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Психологическая готовность детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih._gotovnost_k_shkole.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ОТКРЫТОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
НА ТЕМУ:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ЧИЖЕВСКАЯ
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
КЛИН
27.01.2017 г.
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим условием его успешности. Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети ходят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
- Расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
- На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
- Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
- Воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Но никогда не говорите ребенку следующее: «Вот пойдешь в школу – тебе там покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи, а вот пугать школой нельзя категорически!
Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу.
И вот сейчас мы предлагаем вам самим написать графический диктант. (Листочки сохраняем, они нам еще понадобятся).
Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
И сейчас, еще один небольшой тест на исследование вашей произвольности (т.е. умение управлять им) и устойчивость внимания (Методика Пьерона-Рузера).
Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого – либо задания хотя бы минут на 10 – 15.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать).
А теперь вернемся к листам с графическим диктантом и попробуем перерисовать ваш рисунок еще раз.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
- Умение слушать собеседника, не перебивая его;
- Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
- Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
И мы уверены, что у ваших детей сформированы все виды готовности к школе, и ваши дети готовы к принятию новой социальной роли: «Я – ШКОЛЬНИК!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...
Родительское собрание "Что такое психологическая готовность детей к школе?"
Рекомендации и советы родителям по подготовке детей к школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка. ...
Родительское собрание на тему: "Психологические особенности развития детей 3-4 лет."
Конспект родительского собрания на тему: "Психологические особенности развития детей 3-4 лет."...
Родительское собрание Тема: " Психологические особенности готовности детей к обучению в школе "
Раскрыто понятие и основные компоненты готовности к школе...
Презентация для родительского собрания в подготовительной группе "Готовность детей к школе"
Презентация знакомит родителей с основными критериями готовности детей к обучению в школе....