Статья. Проект «Путешествия в страну цвета» для детей с нарушением зрения.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Игнатё Екатерина Юрьевна

 Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает полученные знания.

В проекте «Путешествия в страну цвета» цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы.  Проектная деятельность имеет широкие возможности, где  проявляется согласованная работа специалистов, гибкость и преемственность форм и методов обучения, воспитания и развития воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_puteshest.v_stranu_tsveta.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Проект «Путешествия в страну цвета»

 для детей с нарушением зрения.

Одна из основных задач специализированного детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения  направлена на то, чтобы через специальные  методы, приёмы, способы обучения и воспитания, преодолеть и восполнить недостатки в  развитии,  нормализовать ход психического и физического развития дошкольников с нарушением зрения.

Исследования в тифлопедагогике показывают, что ребёнок с нарушением зрения – это особый ребёнок.  

Дошкольники с амблиопией и косоглазием - это дети с особыми  образовательными  потребностями. В силу снижения основных офтальмологических качеств: световой чувствительности, диапазона яркости, цветоразличения и контрастности ребёнок испытывает зрительный дискомфорт и затрудняется в умении правильно воспринимать форму, цвет, величину, пространственное положение предметов и действий. Это сказывается меньшим запасом представлений об окружающем.

Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эти дети отличаются такими особенностями поведения как агрессивность, раздражительность, замкнутость. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. То есть нарушение зрения  затрудняет ребёнку вхождение в социальную среду, в которой он живёт и развивается. Вместо желания контактировать с взрослыми и сверстниками, как это характерно для нормально видящих детей,  у ребенка с нарушениями зрения проявляется стремление уйти от контакта, замкнуться, обособиться от окружающих людей, что отражается на личности ребенка, иногда приводит к психоэмоциональной изоляции.

К моменту поступления  в детский сад большинство  детей имеют отставания в развитии познавательной деятельности, нарушения в ориентировке, в физическом развитии, и в межличностных отношениях, это так называемые вторичные отклонения, которые возникают на фоне слабовидения и неправильного воспитания в раннем возрасте.

Следует отметить, что количество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом. В связи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.

Для эффективного обеспечения развития ребёнка в условиях образовательного процесса, мы рассматриваем метод сопровождения,  как особый вид помощи ребёнку. Это не что иное, как взаимодействие специалистов с ребёнком, направленное на решение и предупреждение возникновения проблем развития.

 Сопровождение как метод имеет комплексный (медико–психолого–педагогический) характер.

Роль комплексного сопровождения детей с нарушением зрения в ДОУ заключается:

  • В оказании  помощи  детям  направленной на  преодоление  трудностей в воспитании и обучении.
  • В профилактике  и предупреждении вторичных отклонений у детей со зрительной депривацией.

Через лечебно – восстановительную и коррекционно – развивающую работу специалистов.  

Метод комплексного сопровождения подразумевает:

  • Обследование детей специалистами ДОУ для выявления проблем и потенциальных возможностей ребенка.
  • Обсуждение результатов обследования  на МПП консилиуме ДОУ.
  • Определение маршрута, форм, методов сопровождения детей.
  • Непосредственное проведение лечебно–восстановительных и коррекционно–развивающих мероприятий.
  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам оздоровления, образования и развития ребёнка.
  • Взаимодействие с другими организациями, например с территориальной психолого-медико-педагогическим центром «Здоровье».
  •  Мониторинг эффективности проделанной работы.
  • Говоря о комплексном сопровождении, о его роли, нельзя не отметить, что работа всех специалистов должна проходить в идеологии «команды», то есть стремление к сотрудничеству, и должна быть  высокая степень чувствительности и активности каждого участника.

Комплексное сопровождение детей в образовательной среде дошкольного учреждения направлено на обеспечение трех согласованных процессов:

  • Индивидуальное сопровождение рассчитано на конкретного ребенка и исходит из затруднений свойственных именно ему
  • Подгрупповое сопровождение осуществляется по отношению к группе детей, для которых характерны одинаковые проблемы
  • Групповое сопровождение направлено на преодоление проблем, характерных для многих детей (например,  амблиопия и косоглазие).

         Индивидуальное и подгрупповое  сопровождение подразумевают  специально организованные занятия каждого специалиста с четким выполнением  целей и задач в области своей предметной деятельности.

А групповое сопровождение  подразумевает «выход» специалистов ДОУ из кабинетов для осуществления общей совместной коррекционно-развивающей деятельности, что позволяет объединить  усилия и  создать наилучшие условия для развития как отдельно взятого ребёнка, так и  группы детей со зрительной депривацией.

Одной из форм реализации комплексного сопровождения является  проектная деятельность.

 Проектная деятельность имеет широкие возможности, где  проявляется согласованная работа специалистов, гибкость и преемственность форм и методов обучения, воспитания и развития воспитанников.

 Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает полученные знания.

В проекте «Путешествия в страну цвета» цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы.

        Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные, т.к. цвет является одним из существенных признаков реальных объектов. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребёнок, цвет – является доминантой сенсорного восприятия  окружающего мира.  Обращая внимание ребёнка на цвет, как на один из признаков предмета, можно знакомить его с другими признаками (форма, величина, запах, вкус), указывая на наличие определённых взаимосвязей между ними. Под влиянием того или иного цвета человек испытывает определённые чувства, переживания.

Цель и задачи проекта.

Цель:

  • Развитие полисенсорной основы, то есть умение рационального взаимодействия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что позволяет накапливать запас представлений, признаков, действий об окружающем; и развитие          эмоционально-волевых процессов.

Задачи:

  • Расширить представления детей о разных цветах и их оттенках, развитие умения их различать.
  • Развить зрительное и слуховое восприятия.
  • Обогатить  и формировать вкусовые,  осязательные, обонятельные образы.
  • Обогатить чувственный и социальный опыт ребёнка.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений.
  • Развивать умения  расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
  • Расширять представления  детей об эмоциях и воспитывать добрые чувства.
  • Развивать фантазию и творческое воображение.
  • Формировать способность понимать и осознавать свою ценность, как человека (уникальность), чувства ценности других.

Проект «Путешествия в страну цвета»  строится на следующих принципах:

 Принцип занимательности. Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.

Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.

Принцип динамичности. Заключается в постановке целей по обучению и развитию ребенка, которые  постоянно углубляются и расширяются.

Принцип комплексности. Решение любой обучающей, развивающей и воспитательной задачи необходимо планировать с учетов взаимодействия всех специалистов ДОУ по коррекционно-развивающей работе (тифлопедагог, психолог, логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания).

Принцип демократизации.  Учет интересов детей при организации совместной деятельности.

Принцип сотрудничества. Позволяет создать атмосферу доброжелательности. Предусматривает наличие «свободного пространства» для проявления личности и индивидуальности.  Включает сотрудничество с семьями воспитанников с целью единого подхода к воспитанию и обучению детей.

Участники проекта.

Проект «Путешествия в страну цвета» - это многолетняя тесная работа тифлопедагога и педагога-психолога с привлечением других специалистов.

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Главная героиня  и ведущая игровых занятий - Фея одного из 14 цветов.

Родители вместе с детьми в свободное время выполняют творческую работу, предложенную Феей цвета.

Механизм и этапы реализации проекта.

Проект  рассчитан на два года. В рамках проекта проводятся ежемесячные  игровые коррекционно–развивающие занятия. Встреча с Феей цвета для  детей это всегда сюрприз и неожиданность. В ходе игрового занятия дети выполняют различные тифлопедагогические,  психологические, логопедические, спортивные, музыкально-ритмические задания. Все моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придаёт разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.

Поскольку в основе проекта лежит игра, то дети охотно включаются в предложенную деятельность, активно участвуют, и с интересом выполняют задания.

Все моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придаёт разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.

Но неизменными остаются такие моменты как: ощущение цвета, восприятие предметов, самовыражение в цвете.

«Ощущение цвета».

 Как правило, за каждым цветом закреплены типичные ассоциации, но не у всех детей они одинаковые. Например, голубой цвет - для  одних холодный, леденящий, а для других – освежающий, воздушный, просторный. Это  важный момент, так как, погружаясь в цвет, дети дают и характеристику цвету, и высказывают свое отношение к нему, что позволяет выразить свои чувства и эмоции.

«Восприятие предметов». 

Одним из существенных признаков предметов является цвет, но когда все предметы одинакового цвета, появляется возможность выделить другие признаки предмета: вычленить оттенок цвета, размер, форму, величину. Идет активная зрительно-исследовательская  работа.

«Самовыражение в цвете».

Позволяет детям в этот момент освободиться от запретов и жестких правил. Это творческая самореализация, где дети рисуют, танцуют, лепят, конструируют.

Все остальные  моменты с заданиями меняются от занятия к занятию, что придает разнообразие и необычность каждому цветному путешествию.  

Это игровые упражнения на развитие полисенсорной основы: «Серебряный перезвон», «Зелёный аромат», «Черные загадки», «Угадай на вкус».

Это различные психологические игры: «Зажги звезду на небе», «Отражение в зеркале», «Солнечный лучик», «Выбери кружок».

Это музыкально–ритмические  упражнения и игры на развитие физических качеств: «Золотой шатёр», «Оранжевая песенка», «Зелёное болото»,  «Красные препятствия».

Ресурсное обеспечение проекта (инструментарий)

  • Материалы для декорирования.
  • Объемные предметы определенного цвета.
  • Аудио записи.
  • Подбор материала для формирования вкусовых, обонятельных образов.
  • Художественно-изобразительный материал для творческой деятельности.
  • Спортивное оборудование.
  • Иллюстрационный материал.
  • Демонстрационный материал.

Ожидаемые результаты

  • Оказание помощи в  предупреждении трудностей  развития  детей с нарушением зрения.
  • Накопление чувственного и эмоционального опыта детей об окружающем.

Показатели  эффективности

  • Положительная динамика коммуникативных умений и навыков.
  • Уровень развития сенсорики  и готовность сохранных анализаторов  ребенка к дальнейшему обучению.

Возможности проекта «Путешествия в страну цвета» неограниченны. Главное – чтобы такой вид совместной деятельности доставлял радость и  детям, и  педагогам. 

Содержание игровых занятий может быть самым разнообразным, и использовано  в  дошкольном образовательном учреждении любого вида.  Ведь каждый педагог – творец, и ему решать, в каком виде предлагать детям игровые занятия по цвету. Нет двух похожих педагогов, как и нет двух одинаковых коллективов детей. Для одних будет достаточно и половины игрового занятия, для других окажется необходимым изменить структуру или внести дополнительные материалы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения»....

Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в зн...

Мастер-класс для педагогов «Витражная роспись как один из способов формирования сенсорных эталонов цвета для детей с нарушением зрения»

Цель мастер-класса: -повышение компетентности педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения;- обмен опытом между педагогам...

«Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения»

В этой статье вы познакомитесь с тем, как происходит восприятие цвета удетей с нарушением зрения. Какая бывает патология зрения. Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения из опыта рабо...