Использование приемов нейрокоррекции в логопедической практике
презентация по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна

Данная презентация и комментарии к ней использовались мной в финале регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель-дефектолог России - 2019".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход мастер - класса

Этапы

мастер-класса

Содержание этапа

Подготовительно-организационный, мотивационный

 

Добрый день!

Уважаемые участники мастер-класса прошу вас встать, обернуться назад и зафиксировать за собой самую дальнюю точку. Вернитесь в исходное положение. Вытяните правую руку вперед, сожмите пальцы в кулак, поднимите большой палец вверх и сделайте им восьмерку. При этом глазами смотрите на палец. Опустите руку. Сделайте восьмерку носом, глазами.  Вернитесь в исходное положение. Обернитесь еще раз и попробуйте взглянуть еще дальше. Получилось? Я желаю сегодня всем нам расширить свои знания и возможности.

Из моего вступления вы наверняка поняли, что поговорим мы с вами о нейрокоррекции.

А начнем мы с повторения. Скажите, пожалуйста, что вы видите на этой картине? А теперь? (Джузеппе Арчимбольдо картина перевертыш корзина с фруктами - голова в шляпе). Скажите, пожалуйста, почему ваш второй ответ не совпал с первым (Мы изменили точку зрения на предмет, посмотрели под другим углом…). А значит ли это то, что ваш первый ответ был хуже, чем второй? (нет) Абсолютно верно.

Подобные оптические иллюзии наглядно демонстрируют возможность существования двух различных, но в тоже время истинных суждений об одном и том же объекте.

Скажите, пожалуйста, кто никогда не применял в своей работе нейропсихологические упражнения? Кто применяет данный метод работы? (выдаю каждому нейроскакалку и прошу провести с ней действия сначала первого человека, потом второго). Хорошо! Отлично! Кто еще хочет попробовать?

Основная часть.
Презентация педагогического опыта

Мы все знаем о росте детей с проблемами в развитии, каждый из здесь сидящих, наверняка сталкивался с проблемой поведения, нарушений эмоций, нарушения или снижения саморегуляции.

Не смотря на то, что мы, как логопеды, дефектологи призваны заниматься развитием речи, психических функций, нам приходится  заниматься коррекцией поведения, внимания, того, что бы ребенок нас слушал, слышал, запоминал, соблюдал инструкцию, и мы часто учим этому родителей.

Что же такое нейрокоррекция?  Это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга.

ИНФОРМАЦИОННО!!! Методологической основой моей работы в данном направлении являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о  возможностях «замещающего онтогенеза».

При реализации программы использовались кинезиологические упражнения (адаптированный вариант) — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, упражнения направленные на мозжечковую стимуляцию, сенсомоторные упражнения.

Работа в данном направлении ведется мной с 2004 года и успешно использовалась, показав свою эффективность в работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях группы компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием. Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ. Упражнения проводились во время различных занятий. Обязательное условие это систематичность, не менее трех раз в неделю и выполнение всех блоков: система растяжек (учим чувствовать свое тело), система дыхательных упражнений (насыщение мозга кислородом и произвольная саморегуляция), глазодвигательные упражнения (расширение полей зрения, подготовка к чтению и письму). Использую упражнения и приемы, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, на разных  этапах. Ну, а теперь, перейдем к непосредственному выполнению упражнений.

Синдром несформированности теменно-височно-затылочных отделов (пространственные представления):

  • Неустойчивость ориентировки в собственном теле и в окружающем пространстве (право-лево; верх-низ и пр).
  • Трудности освоения письма и счета
  • Замедленное освоение ориентировки в картах, схемах, знаках (цифрах, буквах и пр)

Непонимание логико-грамматических конструкций, освоение только простых предлогов, невозможность построения грамматически сложных, развернутых фраз, трудности словоизменения и пр.

Каждый первый, заведите руки за голову и расставьте локти в сторону, а каждый второй поставьте руки на бедра, локти разведите в стороны, поздоровайтесь с как можно большим количеством людей. Так мы поделились на две команды. Первая команда может присесть, а вторая останьтесь. Предлагаю выполнить вам упражнение «Сороконожка».

Вам нужно выстроиться  друг за другом лицом в затылок, держась руками за плечи предыдущего, но по определенному признаку:

- по цвету глаз  (от самых темных к самым светлым; от самых светлых к самым темным)

- росту

- по весу

- по возрасту

- по настроению и т.д.

А теперь идут по кругу и выполняют задания педагога или ведущего, «сороконожка» не должна порваться.

  • *выполнять ходьбу:

- на носочках

- на пяточках

- гуськом

- прыжками

- зигзагом

- на правой ноге

- на левой ноге

- прыжок вперед, два назад

- и др.

  • *темп движения:

- бегом

- шагом

-прыжками

- медленно

- быстро

- и др.

  • «сороконожка» выполнить восьмерку вокруг стульев

  • Во время выполнения всех упражнений можно менять голову «сороконожки», ход направления движения.
  • Устали? Какие ощущения вы испытывали при выполнении этого упражнения? Понравилось? Отдыхайте.
  • Прошу выйти вторую группу.
  • Припомним, какие есть у человека органы чувств? Пять - те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание (Аристотель).  Какое чувство развивается меньше и реже всего? ОСЯЗАНИЕ (тактильная дискриминация!) Какие вы знаете игры и упражнения по развитию осязания и одновременно ориентировке в своем теле и в пространстве (рисование букв на спине, изображение буквы в паре или самостоятельно, физические упражнения)? Сейчас мы это исправим.
  • Встаем в круг, надуем его, повернемся друг за другом лицом в затылок и нужно просто бегать по кругу под музыку и собирать с себя наклейки (наклейки - это кусочки цветного скотча). Итак, побежали.
    Скажите, пожалуйста, какие еще задачи решает данное упражнение? Какие ощущения испытывали при выполнении упражнения? Понравилось? Устали?  Присаживайтесь.
  • Кто не устал? Выходите. Мне нужна пара помощников. На сегодняшний день ученые выделяют у человека ещё четыре чувства. Из них нам интересна проприоцепция — или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела. Многие дети этого не умеют, а некоторые вообще боятся делать что-то с закрытыми глазами.
  • Показываю балансир и мяч фитбол. Кто знает что это? Предлагаю вам придумать пару игр на балансире и с мячом фитбол по нашей теме (развитию сенсомоторики или мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия).
  • Фитбол: развитие проприоцептивной чувствительности;
  • воздействие на вестибулярную и тактильную системы;
  • развитие пространственных представлений (восприятие пространства собственного тела, окружающего пространства), благотворное влияние на психоэмоциональное состояние.
  • Пока коллеги думают, мы с вами будем развивать свои межполушарные связи. Кто знает, какое полушарие у него доминирует? Хотите себя проверить? Выдаю карточки.
  • Методика И.П. Павлова 
  • Перед Вами 9 слов.
  • Расположите их в три группы по три слова в каждой.

КАРАСЬ БЕГАТЬ ШЕРСТЬ ОРЁЛ ПЛАВАТЬ ОВЦА ПЕРЬЯ ЛЕТАТЬ ЧЕШУЯ

1 группа: ___________________________________________

2 группа: ___________________________________________

3 группа: ___________________________________________

Анализ результатов вы видите на слайде (12):

Возможны два способа группировки:

1 способ

2 способ

1 группа: карась, орел, овца

2 группа: бегать, плавать, летать

3 группа: шерсть, перья, чешуя

1 группа: карась, плавать, чешуя

2 группа: орел, летать, перья

3 группа: овца, бегать, шерсть

В данном случае группировка осуществляется на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и обобщение по этим признакам.

В данном случае предметы и явления группируются по их фактически наглядным связям без глубокого анализа.

Доминирует левое полушарие

Доминирует правое полушарие.

Если же Вы сгруппировали слова одновременно и 1-м и 2-м способом, то Вас можно отнести к равнополушарному типу.

А это упражнения для развития межполушарных связей. Выполняем упражнения.

Вы все знаете пробу «кулак-ребро-ладонь». Какие ещё вам приходят на ум? «Зайчик-лисичка», «мизинец левой – указательный правой», «Блинчик с начинкой», «Яблоко - червячок», «Колечки», «Кошечка», «Бабочка – цветочек», «Мышеловка», «Зайчик – колечко» («Победа – о’кей»).

Возвращаемся к группе. Какие у вас получились игры.

Предлагаю вам следующие игры:

*Положение сидя или стоя. Выполняются круговые вращения руками:

  • Обе руки в одну сторону
  • Обе руки в разные стороны
  • По очереди в одну сторону
  • По очереди в разные стороны

* Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:

  • Обе руки положить на грудь
  • Поднять руки над головой
  • Прямые руки в сторону
  • Нагнуться, достать до пола.

* Разного веса мешочки с крупой или мячи разного размера, разные на ощупь кидаются ребенку:

  • Можно принимать мешочки от ведущего одной рукой, двумя;
  • Кидать и ловить мешочки одновременно;
  • Подкидывать мешочки вверх двумя руками;
  • Использовать мишень на полу, мишень на стене;
  • Подкидывать вверх каждой из рук;
  • Подкидывать мяч вверх и пока он возвращается хлопнуть в ладоши – 1, 2, 3 раза.
  • Можно использовать мишень на полу, мишень на стене;
  • Отбивать мяч от наклонной доски;
  • Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

Еще одно упражнение. Стоя на балансире. Вокруг разложены коврики. Прыгнуть на указанный коврик с балансира. Вернуться обратно.

 Рефлексия

 

Любой человек с радостью делает то, что у него получается! Но почти любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов короче.  В личной жизни человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления и самопознания.

Важным завершающим этапом моего мастер-класса является рефлексия – мне очень важны ваши чувства, эмоции, опасения, ощущения, возникшие в процессе нашей совместной деятельности.

Предлагаю выйти к карте и нарисовать маркером (наклеить стикер) свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает эмоциональное состояние после мастер-класса.  (Примерные острова: Радости, Грусти, Недоумения, Тревоги, Ожидания, Просветления, Вдохновения,  Удовольствия, Воодушевления, Интереса, Бермудский треугольник...) Каждый участник имеет право нарисовать какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. Если участников немного выслушиваются мнения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов нейропсихологии в коррекционной работе мастер – класс в рамках регионального этапа II Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2019» 28.08.2019 Анцыгина Лариса Анатольевна, учитель – логопед МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО

Слайд 4

Джузеппе Арчимбольдо «Перевертыш голова и корзина с фруктами»

Слайд 5

ЗАДАЧА переменная результат

Слайд 6

ЗАДАЧИ Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ПМПК . Развитие индивидуальных особенностей; ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, физическом и личностном развитии детей.

Слайд 7

Высшие психические функции Произвольный контроль за деятельностью и поведением; Произвольное внимание; Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное); Речь; Произвольное запоминание; Оптико-пространственное восприятие; Счет; Интеллектуальная деятельность

Слайд 8

2011 2019

Слайд 9

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению.

Слайд 10

Игры и упражнения направленные на мозжечковую стимуляцию 10 Варианты упражнений: Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивается, пытаясь удержать равновесие. 2. Ребенок в положении сидя на полу. Выпол - няет упражнения для рук – имитация плава- ния . Можно двумя руками поочередно – левой, правой. 3. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете Круговое вращение головой. 4. Ребенок в положении стоя или сидя медленно Покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку. 5. Положение сидя. Выполняются круговые вращения руками: обе руки в одну сторону; обе руки в разные стороны; по очереди в одну сторону; по очереди в разные стороны. 6. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коле- нях , «по-турецки»: обе руки положить на грудь; поднять руки над головой; прямые руки в сторону, нагнуться достать до пола.

Слайд 11

11 Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве: - по вертикали (прыжки на батуте, прыжки на мягкие маты, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям (горка); - по горизонтали (прыжки на фитнес мячах); - вращение вокруг своей продольной оси («бревнышко» - ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную - прокатывание «солдатиком» Ребенку предлагается лечь спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную; прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную); вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед, вращения на дисках). Стоя, ребенок также может выполнять задания педагога или мамы, например, обмениваясь со взрослым мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п.

Слайд 12

1 способ 2 способ 1 группа: карась, орел, овца 2 группа: бегать, плавать, летать 3 группа: шерсть, перья, чешуя 1 группа: карась, плавать, чешуя 2 группа: орел, летать, перья 3 группа: овца, бегать, шерсть В данном случае группировка осуществляется на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и обобщение по этим признакам. В данном случае предметы и явления группируются по их фактически наглядным связям без глубокого анализа. Доминирует левое полушарие Доминирует правое полушарие. Если же Вы сгруппировали слова одновременно и 1-м и 2-м способом, то Вас можно отнести к равнополушарному типу .

Слайд 13

Игры и упражнения по сенсомоторной коррекции Основные составляющие сенсомоторной коррекции: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; растяжки и массажи; «ползания»; формирование межполушарного взаимодействия; формирование пространственных представлений;

Слайд 14

14 Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад. Процесс психического развития детей происходит при условии их высо - кой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количест - во нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Слайд 15

15 Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми летнего возраста.

Слайд 17

17 «Ребро-кулак-ладонь», «Заяц-коза-вилка», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Лягушка», «Велосипед», «Рисующий слон», перекрестное марширование; прыжки; развитие ритма; упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения по развитию артикуляционной моторики Всего в «Гимнастике мозга» 26 упражнений. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ

Слайд 18

За 15 лет работы над этой темой разработаны, апробированы и внедрены в практику работы: 1. Программа коррекции психологической базы речи и развития умственного развития детей посредством упражнений, игр и приемов методик сенсомоторной коррекции, мозжечковой стимуляции и образовательной кинезиологии «Нейропсихология для дошколят» для воспитанников 5-7 лет срок реализации 2 года (реализуется с 2007 года). 2. Утренний комплекс упражнений сенсомоторной коррекции. 3. Комплекс кинезиологических упражнений (развитие межполушарных связей, логического, творческого мышления) Рекомендуется для детей 7-9 лет. Полезен для учителей начальных классов. 4. Коррекционно-развивающий комплекс «Скорая помощь» 5. Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие). 6. Картотека игр.

Слайд 19

МОИ КОНТАКТЫ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа Анцыгина Лариса Анатольевна ancygina69@mail.ru http://nsportal.ru/ancygina-larisa-anatolevna http://xn--e1aaphkjm.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai/stranitsa-uchitelya-logopeda/ http:// теремок.садикасб.рф /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Использование приемов самомассажа в коррекционно- логопедической работе с детьми....

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффект...

Памятка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов а...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж —это массаж,выполняемый самимребенком, страдающим речевой патологией....