Адаптированная программа для работы с детьми 6 лет с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Курепина Нина Анатольевна

                Данная программа предназначена  для работы с ребенком 6 лет с задержкой психического развития, посещающим группу                                             общеобразовательной направленности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_s_zpr.docx70.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Радуга»

                                                                                             

                                                                                                    Утверждаю:

                                                                                                 Заведующая МБДОУ

                                                                                                 детского сада №5

                                                                                                «Радуга»                  

                                                                                               ________Е.В.Куртасова

«______»_______2019г.

Адаптированная программа

индивидуального логопедического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР (сложной структурой дефекта)


Срок реализации 1 год.

                                    Составитель:

 учитель-логопед: Курепина Н. А.

Жердевка

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.2.

Планируемые результаты

5

II. Содержательный раздел

7

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

7

2.2.

Взаимодействие с родителями

7

2.3.

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-развивающего процесса

8

2.4.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

8

III

Организационный раздел

3.1.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

13

3.2.

Финансовые условия реализации программы

13

3.3.

Планирование образовательной деятельности

13

3.4.

Перечень литературных источников

18

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Современная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития  - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки  ее функциональной незрелости.

Данная программа предназначена  для работы с ребенком 6 лет с задержкой психического развития, посещающим группу общеобразовательной направленности.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга  знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за сет реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с модификации общеобразовательных задач и всего комплекса коррекционо-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей с задержкой психического развития.

Планирование данной программы составлено на основе

- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.В.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,

- основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 «Радуга»,

- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г (М.2005)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребенка дошкольного возраста 6 лет с ЗПР. Срок реализации программы рассчитан на 1 год.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы

Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей логопедической работы для ребенка с задержкой психического развития 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена:

-на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;

-предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников для поступления в школу;

- осуществление своевременного и полн6оценного личностного развития, обеспечения эмоционального  благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  2. образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов;
  3. самостоятельная деятельность детей;
  4. взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Задачи

В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР решаются следующие задачи:

- формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических средств языка;

- развитие навыков связной речи;

-развитие коммуникативности и достижение успешности в общении.

 

Помимо задач коррекционно-развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирование базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы:

в основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьей;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, этнокультурной ситуации развития детей).

Система коррекционной работы построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в котором отражены основные принципы обучении:

-принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);

-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи, применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи;

-принцип индивидуальности;

- принцип доступности;

-принцип интеграции.

1.2.Планируемые результаты:

Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

Большую роль в структуре дефекта играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Так,  у детей с ЗПР позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества. В речи дети с ЗРП в основном используют существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР.

Речь детей с ЗПР характеризуется также нарушениями звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звуковым анализом. Следующей особенностью детей данной категории  является своеобразие связной речи. Дети испытывают трудности в составлении рассказов по картинкам, пересказ сложен для них, многим детям не удается выполнение задания на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.

У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функция речи. неполноценность речевой деятельности детей с ЗПР связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания.

отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.

К концу обучения дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-правильно передавать слоговую сторону слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-владеть элементарными навыками пересказа; диалогической речи, словообразования, элементам грамоты в пределах программы;

-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (предложные, родовидовые окончания слов, должны проговариваться четко: простые и почти все сложные предлоги должны употребляться адекватно);

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений…);.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы учителя-логопеда с ребенком с ЗПР.

Интегративные качества

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Любознательный и активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы, способен самостоятельно действовать, обращается за помощью к взрослому.

Эмоционально отзывчивый.

откликается на эмоции близких людей. сопереживает сказкам. Эмоционально реагирует на художественные произведения

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Овладевает диалогической речью и средствами общения.

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах. Понимает требования «хорошо и плохо» взрослых.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Имеет представления о себе, собственной принадлежности,  принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях, традициях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

Система мониторинга

Система мониторинга достижения ребенком планируемых результатов осовения Программы должна:

-обеспечивать комплексные подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы:

-исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;

не приводить к переутомлению и не нарушать ход образовательного процесса;

-позволяет осуществлять объективную оценку динамики достижения детей в оптимальные сроки.

используется сочетание следующих методов получения данных:

-низко формализованные методы (наблюдение, беседа…)

-высоко формализованные (тесты).

подбор диагностических методик осуществляется специалистом и одобряется на педагогическом совете.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. (см. Адаптированную образовательную программу ДОУ)

2.2. Взаимодействие с родителями

основные задачи:

-повышение педагогической культуры родителей;

-наличие теоретических знаний;

-наличие практических знаний, умений и навыков;

-повышение статуса педагога.

Формы работы

-родительские собрания,

-анкетирование

-информационные стенды и папки-передвижки,

-консультации,

-открытые занятия,

-семинары-практикумы.

2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (см. Адаптированную основную программу ДОУ)

Связь с другими образовательными областями

Физическая культура

Развитие свободного общения со взрослым и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования,; игровое общение.

Здоровье

Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека

Безопасность

Развитие свободного общения со взрослым и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи другому..

Социализация

Развитие свободного общения со взрослым и детьми в части формсирования первичных ценностных представлений: о себе, семье, общесте, государстве, а также соблюдение элементарных общепринятых норм поведения

Труд

Развитие свободного общения со взрослым и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомство с трудом взрослых; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми

Чтение художественной литературы

Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи

Художественное творчество

Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

Музыка

Развитие свободного общения со взрослым и детьми по поводу музыки

2.4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

(сентябрь-ноябрь)

Лексика:

1. познакомить с помещением детского сада, расширить представления о труде работников детского сада;

2. углубить представления об осени: состояние погоды осенью, осенние явления природы, поведение птиц и зверей, особенности труда людей осенью;

3. закрепить и расширить обобщающее представления об овощах и фруктах, уточнить название распространенных плодов-овощей и фруктов, сборе урожая, заготовке овощей и фруктов на зиму;

4. закрепить и расширить обобщающее представление об игрушках, уточнить название распространенных игрушек, особенностях их внешнего вида, материала из которого они сделаны; учить игровым действия и правилам обращения с игрушками;

5. расширить представления о названии частей тела и их назначении; учить понимать и осознавать свой возраст и пол, сформировать представления об охране здоровья и гигиене тела; уточнить понятия «предметы гигиены», расширить словарь по данной теме;

6. закреплять понятия «животные», обобщающее понятие «дикие животные», уточнить название распространенных животных леса; познакомить с особенностями внешнего вида, способами защиты от врагов, питания, передвижения, названий детенышей, способах голосоподачи; учит устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведения животных и условиями подготовки к зиме.

Работа над понимание речи.

Развитие понимания устной речи.

  1. развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь;
  2. учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
  3. формировать понимание обобщающего значения слов;
  4. готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Развитие грамматического строя речи:

1.учить составлять простое нераспространенное предложение по демонстрируемому действию по картинке;

  1. учить выявлять действие и лицо, производящее действие, по вопросам кто? Что делает?;
  2. формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  3. учить образовывать мн.ч. существительных в именительном и родительном падежах;
  4. учить подбирать эпитеты и действия к понятиям;
  5. учить подбирать слова антонимы;
  6. учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные;
  7. учить согласовывать существительные с числительным;
  8. формировать навык согласования существительного с местоимением миой, моя, моё;
  9. учить употреблять конструкции винительного падежа

 (кто? –что делает? –что?), дательного падежа (кто? что делает? что? –кому?); творительного падежа (кто с чем?, кто с кем?, чем? кем?);

11.Формировать навык практического употребления в речи предлогов в, на, под, у, с, без;

12.учить согласовывать существительные с прилагательными.

Обучение связной речи:

1.разучивание стихов и загадок по лексическим темам;

2. учить составлять простые предложения по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему;

3. совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них;

4. развивать умение составлять по предложенному алгоритму сравнительное описание двух предметов, рассказы описания по всем лексическим темам; 5.пересказывать небольшие рассказы по плану.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие:

  1. с помощью упражнений общей и специальной  артикуляционной гимнастики, подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков;

2. осуществлять работу по постановке и начальному закреплению отсутствующих звуков;

3. познакомить с неречевыми и речевыми звукаими, ораганами артикуляционного аппарата и понятием «звук»;

4. познакомить с понятием «слово»;

5. уточнить дифференциацию понятий «звук», «слово»;

6. познакомить с понятием «гласный звук»;

7. уточнить произношение звуков: [а], [у];

  1. учить различать звуки на слух и в произношении;
  2. упражнять в умении анализировать сочетания гласных звуков, определять их

количество и последовательность;

  1. упражнять в подборе слов на заданный звук.

 (декабрь-март)

1. углубить представления о зиме, состоянии погоды, явлениях зимней погоды, повадках животных и зимующих птиц;

2. закрепить понятие «птицы», обобщающее понятие «зимующие птицы», уточнить названия распространенных зимующих птиц, особенности внешнего вида, повадки;

3. расширить представления о новогоднем празднике;

4. уточнить и расшить обобщающее понятие «одежда» и ее назначение;

5. уточнить и расшить обобщающее понятие «обувь» и ее назначение;

6. расширить представление об обобщающем понятии «домашние животные»;

7. углубить представление о весне, состоянии погоды весной, явлениях природы.

8. расширить представление о первом весеннем празднике 8Марта;

9. расширить представление о семье, родственных отношениях, обязанностях…;

10.уточнить и расширить обобщающее понятие по теме «мебель»;

11.уточнить и расширить обобщающее понятие по теме «посуда».

Работа над пониманием речи:

  1. развивать умение понимать смысл слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее по смыслу;
  2. учить понимать на слух и в произношении предложения по смыслу.

Развитие грамматического строя речи:

  1. продолжить работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе и падеже;
  2. продолжать учить подбирать действия и признаки к понятиям и наоборот;
  3. познакомить с категориями одушевленности;
  4. учить образовывать приставочные глаголы;
  5. закрепить в речи употребление предлогов;
  6. продолжать учить подбирать антонимы и синонимы;
  7. продолжать учить подбирать и правильно употреблять относительные прилагательные;
  8. закрепить употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных, мн.ч. существительных в именительном и родительном падеже;
  9. учить образовывать прилагательные от существительных;
  10. учить употреблять существительные со словом «много»;
  11. закрепить в речи согласование существительных с местоимениями мой-твой, моя-твоя, моё-твоё;
  12. закрепить в речи навык практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

Обучение связной речи:

1. разучивание стихов и загадок по лексическим темам;

  1. совершенствовать навыки составления и распространения  предложений по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему;
  2. продолжать развивать  диалогическую и монологическую форму речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них;
  3. совершенствовать умение  пересказывать тексты по плану;
  4. обучение составлению рассказов состоящих из 2-3 предложений с использованием плана.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие:

1. с помощью упражнений общей и специальной  артикуляционной гимнастики, подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков;

2. осуществлять работу по постановке и начальному закреплению отсутствующих звуков;

3. познакомить с неречевыми и речевыми звукаими, ораганами артикуляционного аппарата и понятием «звук»;

4. познакомить с понятием «слово»;

5. уточнить дифференциацию понятий «звук», «слово»;

6. познакомить с понятием «гласный звук»;

7. Уточнить произношение звуков: [а], [у].

8. учить различать звуки на слух и в произношении;

9. упражнять в умении анализировать сочетания гласных звуков, определять их количество и последовательность;

10. упражнять в подборе слов на заданный звук

 (апрель-июнь)

Лексика:

1. обобщить и расширить обобщающее представление об перелетных птицах познакомить с особенностями внешнего вида, способами защиты от врагов, питания, передвижения, названий детенышей, способах голосоподачи;

5. обобщить и расширить знания о родном городе его истории и достопримечательностях, учить домашний адрес;

6. обобщить и расширить знания о транспорте в городе. Познакомить с правилами дорожного движения и правилами поведения в транспорте;

7. уточнить представления о характерных признаках весны. познакомить детей с видами весенних работ в огороде, инструментами, условиями, необходимыми для роста растений;

8. обобщить и расширить знания о домашних птицах; познакомить с семьей1         петушка, характерных особенностях, внешнем виде;

9. обобщить представления о насекомых;

10. обобщить и закрепить представления о характерных признаках лета, летних играх;

11. обобщить и расширить знания о деревьях, кустарниках, цветах, условиях их роста, особенностях ухода, учить различать садовые и полевые цветы.

Грамматический строй речи

  1. продолжить работу по  согласованию существительных с числительными в роде, числе и падеже;
  2. учить употреблять существительные мн.ч.;
  3. учить образовывать приставочные глаголы.;
  4. учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
  5. продолжать учить подбирать антонимы и синонимы;
  6. учить употреблять падежные конструкции с предлогами…;
  7. учить употреблять наречия далеко, близко, быстро;
  8. продолжать учить подбирать действия и признаки к понятиям и наоборот;
  9. продолжать учить подбирать и правильно употреблять относительные прилагательные.

Обучение связной речи 

  1. продолжать учить составлять простые описательный и сравнительный рассказы;
  1. продолжать учить составлять рассказ по картинке и серии картин. (2-3);
  2. продолжать учить пересказывать текст с опорой на план;
  3. учить составлять сложные предложения с союзом а, потому что;
  4. учить составлять короткий рассказ из опыта;
  5.   учить составлять предложение с заданными парами (копать-грядка).

Звукопроизношение и фонематическое восприятие

1. продолжить работу по постановке отсутствующих звуков и автоматизации поставленных;

2.уточнить произношение звуков: [х], [н] [с]..;

3.работать над дифференциацией звуков[п]- [т]- [к], [к]-[х];

4. уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках;

5. совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: мак, кот, ток, кнос…;

6. упражнять в подборе слов на заданный звук;

7.учить делить слова на слоги, соотносить количество слогов и гласных звуков.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды

(см.Адаптированную основную программу ДОУ, паспорт логопедического кабинета)

3.2.Финансовые условия реализации Программы (обеспеченность методическими материалами и средствами обучения).

Для реализации программы используются следующие методические материалы и средства обучения:

-методические пособия;

-методическая и художественная литература;

-наглядный и раздаточный материал,

-игровое оборудование;

-ноутбук.

3.3. Планирование образовательной деятельности

№ п/п

Тема

занятия

Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи.

Игры и задания

Формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте. 

1.

«Части тела»

познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные мн. ч.; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

«Угадай».

«Услышь звук «У»

2

«Геометрические фигуры и основные  цвета»

рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные мн. ч. Р.п.; согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление

«Назови одним словом».

«Услышь звук «А»

3.

«Зима»

обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, Р.п., мн. ч.; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.

«Подбери слово».

Помести картинки в

ящики. Звуки «А», «У»

4.

«Зимующие птицы»

закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

«Рассмотри и назови», «Кто как голос подает?»

«Услышь звук «Э»

5.

«Семья»

уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязаннос

тями членов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по теме.

«Закончи предложе

ние».

«Чей? Чья? Чье?»

Игра

«Кто это?

Что   это?»

6.

«Игрушки»

уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкатель

ными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; состав

лять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь.

«Что из чего».

«Услышь звук «Ы»

7.

«День защитника Отечества»

уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать существительные мн. ч. и согласовывать их с прилагательными; составлять предложения с предлогам; закрепить словарь по теме.

"Кому что нужно"

«Услышь звук «И»

8.

«Мебель»

уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные Р.п., уменьши

тельно-ласкательную форму существительных, прилага

тельные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; сос

тавлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память.

 «Подбери

признаки»

«Услышь звук «С»

9.

«8 Марта»

закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

«Подбери признаки»

«Услышь звук «Сь»

10

«Ранняя

весна»

уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существи

тельные, существительные мно.ч.; составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; развивать словарь по данной теме.

«Послушай рассказ»

(серия картинок)

Задание «Помести

картинки в корзины.

Звуки «С», Сь»

11

«Домашние

животные»

закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и семью; образовывать сущест вительные мн. ч., существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагатель ные, существительные с помощью суффикса -ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь.

 «Слово-действие»

«Слово-признак»

«Подбери признаки»

«Услышь звук «Ш»

12

«Дикие  

 животные»

уточнить знания детей о животных; знать названия, их' внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

 «Слово-

  действие»

 «Слово-  

  признак»

 «Послушай    

   рассказ»

    (серия    

   картинок)

Задание «Помести

картинки в корзины.

Звуки «С», «Ш»

13

«Животные Севера»

уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме.

 «Подбери  

 действия»  

 «Подбери  

  признаки»

«Послушай рассказ»

«Подбери картинки»

14

«Животные Жарких стран»

уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме.

"Кому что нужно"

«Паровозик»

15.

«Птицы»

уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются; образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова; подбирать слова-антонимы; упражняться в составлении рассказов; развивать словарь по теме.

«Подбери действия»

Задание «Помести в

ящики. Звуки «Р», «Л»

16.

«Домашние

птицы»

уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовывать притяжательные прилагательные, существительные мн.ч., уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.

«Подбери действия»

«Услышь звук «З»

17.

«Перелетные

птицы»

познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

«Расскажи-ка»

«Услышь звук «Зь»

18.

«Деревья»

закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

 «Подбери

действия»

«Подбери признаки»

Задание «Помести в

домики. Звуки «С», «З»

19.

«Посуда»

уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные Р.п., с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по теме.

«Один и много»

«Услышь звук «Ж»

20

«Лето»

обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.

«Послушай рассказ»

(серия картинок)

Задание «Помести в

ящики. Звуки «Ш», «Ж»

21.

«Насекомые»

познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память.

«Слово-действие»

«Кто как передвигается?».

А) «Услышь звук «Ч»

Б) «Посчитай слоги.

Помести слова в

домики»

22.

«Ягоды»

познакомить детей с понятием «ягоды»; уточнить названия ягод, их внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; составлять описательные рассказы; закрепить словарь по данной теме.

«Назови одним словом».

«Услышь звук «Ц»

23.

«Школа»

уточнить знания детей о школе, закрепить названия назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме.

«Что для чего? «Подбери слова-действия».

 «Помести в

ящики. Звуки «Ц», «С»

24.

«Наша

столица»

уточнить и закрепить знания детей о Москве; Москва — это главный город, столица нашей Родины; Москва — это крупный политический, культурный, учебный, промышленный, торговый центр; воспитывать любовь к главному городу нашей страны; развивать словарь по теме

«Составля ем

описание»

«Помести в

ящики. Звуки «Ц», «С»,

«Т»

25.

«Овощи»

закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь;  развивать внимание, мышление.

«Слово-признак»

«Услышь звук «Щ»

26.

«Овощи» (продолжение)

закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в ед.ч и мн.ч. в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

 «Составля ем

описание»

 «Помести в

корзины. Звуки «Щ»,

«Сь

27.

«Фрукты»

закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

«Слово-

действие»

«Слово-признак»

«Подбери признаки»

«Услышь звук «Л»

28.

«Фрукты» (продолже-ние)

уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существительными в Р. п. ед.ч. и мн. ч.; активизировать словарь; развивать внимание, память.

 «Составля ем

описание»

«Услышь звук «Ль»

29.

«Грибы»

уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

«Считай и называй»

«Расскажи-ка»

«Помести

картинки в корзины.

Звуки «Л», «Ль»

30.

«Одежда»

уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы.

 «Подбери к

предмету признак»

«Услышь звук «Рь»

31.

«Oдеждa»

(продолжение)

закрепить названия одежды и отдельные ее детали; уметь сравнивать предметы одежды; образовывать существительные Р.п., существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их с существительными; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы; обогащать и активизировать словарь по данной теме.

«Назови части предметов»

«Услышь звук «Р»

33

«Осень»

обобщить и систематизировать знания детей об осени: дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомых улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

«Подбирайназывай, запоминай»

Задания с правильно произносимыми звуками.

3.4. Перечень  литературных источников

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой (М.2015)
  2. «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения». Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. –М.: «Баласс» 2004
  3. 15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  5. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
  6. Коненкова И.Д.Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития М.; Гном и Д 2010
  7. 19.Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1987. – 144 с
  8. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965
  9. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения./ Под общей редакцией Т.Г. Неретиной.
  10. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей –– Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  11. Г.В. Дедюхина. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  12. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического  развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
  13. Косинова Е.М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи   Изд.: Эксмо, 2010
  14. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004
  15. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  16.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
  17. Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков    Издательство: Эксмо, 2013 г
  18.  Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
  19. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы)
  20. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 1,2: / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004
  21. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004–– 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР

Адаптированная  рабочая программа  по работе с детьми с ЗПР.  Авторы: Королева Юлия Юрьевна, Рахимьянова Наталья...portalobrazovaniya.ru›servisy/publik/publ&helli...

Адаптированная программа для работы с детьми с синдромом Дауна

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Влияние детского сада можно сравнить с влиянием программы ранней педагог...

Адаптированная программа по работе с детьми ОВЗ

Программа по работе с детьми ОВЗ...