Влияние социализации дошкольников на формирование готовности ребенка к школе
статья по коррекционной педагогике

Эклер Елена Владимировна

Данная статья рассматривает аспекты социализации дошкольников. В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Материал будет интересен педагогам и родителям детей-дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Эклер Елена Владимировна

педагог-психолог

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 72

г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района

Волгоградской области, Российская Федерация

Влияние социализации дошкольников на формирование готовности ребенка к школе

На современном этапе дошкольного образования, исходя из требований, выдвигаемых школой, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Социальное развитие ребенка во многом определяет длительность его социально-психологической адаптации к школе. Успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении, овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование рефлексивных представлений о себе.

В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. «Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений» [1, с.5]. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», лишь по мере личностного развития у них формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения.

В эмоциональном развитии детей дошкольного возраста может помочь программа С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая уже несколько лет используется в практике нашего детского сада. Работа по тренинговой программе эмоционального развития позволяет научить детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние, свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию. В работе с детьми по данной программе используются этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка; элементы сказкотерапии, психодрамы, психогимнастики, а также игры на развитие психических процессов и навыков общения. Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, двигательные упражнения с попеременным или одновременным выполнением движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию), чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи. Приветствия и прощания детей на занятии носят ритуальный характер. Как правило, они индивидуальны в каждой группе. Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах окружающих людей. Кроме того, дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что поможет в дальнейшей адаптации детей в школе.        

Адаптация дошкольников к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам является принципиальной задачей,  ориентированной на развитие личности и позитивное вхождение ребенка в социальную среду. Задача формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе является частью единого комплекса работы по психолого-педагогической подготовке детей к обучению в школе. Для решения этой задачи в нашем детском саду используется развивающая психолого-педагогическая программа формирования у старших дошкольников мотивов учения и положительного отношения к школе (авторский коллектив Хлаповой И. С., Полянской О. С.). Опираясь на один из основных принципов ФГОС ДО, воспитательно-образовательный процесс осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно поэтому в развивающие занятия с детьми включены сказкотерапевтические методы. Через сказки происходит подкрепление положительного отношения к школе, создание положительного образа школьника, формирование внутренней позиции школьника. Для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности вводятся экспрессивные этюды. Также используются: коммуникативные игры, развивающие игры и упражнения, арт-терапия, ритуалы приветствия и прощания, релаксация с элементами психотренинга. Предполагаемым результатом использования данной программы является положительное отношение ребенка к учебной деятельности, стремление достичь успеха,  познавательная активность, социализация детей  и в результате -  повышение мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе.

Результатом работы по данным программам является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование социальной зрелости, в том числе достижение детьми старшего дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

В социальной адаптации ребенка принимают участие родители, педагоги, сверстники. При их непосредственном участии формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды (семья, ДОУ), в которой он растет и развивается.   Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребенка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации, в которых ребенок становится успешным. В целях раскрытия и поддержки интеллектуальных способностей детей, формирования познавательной учебной мотивации детей-дошкольников в нашем детском саду ежегодно проходит межрегиональный Турнир сообразительности «РостОК». Турнир — это праздник для детей, одна из интересных и необычных форм организации деятельности.  

Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей помогает открывать и познавать окружающую действительность, влияет на позитивное вхождение ребенка в социальную среду и, как следствие, формирует готовность ребенка к школьному обучению.

Список использованной литературы:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – 6-е изд. - М.: Генезис, 2011. – 208 с.
  2. Сборник программ победителей III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» - М.: Федерация психологов образования России, 2011. – 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи...

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школе

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в ...

Консультация для родителей "Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО"

В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС"...

Консультация для родителей: «Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Детский сад, семья и школа- это триединство, которое можно образно назвать «тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жиз...

Консультация для педагогов Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

Тема: Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО.Детский сад, семья и школа- это триед...