Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Хасанова Лилиана Фаниловна

проект педагога-психолога в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_skazkoterapii.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Познавательно-творческий  проект
«По следам сказочных героев»

(использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)


                                                             

                                                                             Выполнил:

                                                                                        педагог-психолог      

                                                                                   Хасанова Л.Ф.

                                                                                                   

                                                                                           

Туймазы, 2019


Направленность:. развитие эмоционального интеллекта

Предпосылки: подвести к пониманию причин эмоционально-личностных, поведенческих проблем у детей.

Проблема : наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.

Вид проекта: коррекционно-развивающий, краткосрочный

Продолжительность: 1 неделя (10-21 июня 2019 г.)

Актуальность: Тема социального и эмоционального  интеллекта привлекает в последнее время все больше внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм. Занятия, основанные на сказкотерапии, это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности. Посредством сказки происходит эмоциональное очищение ребенка. Пережив чувства героя, он идентифицирует их у себя, таким образом, очищая то, что у него накопилось. Те же страхи, те же переживания, те же горести – все это через сказку ребенок может осознать, пережить в волшебной игровой форме без ущерба эмоционального внутреннего мира. Это значит, что эмоциональный фонд ребенка будет очищен, вылечен.

Применение методов сказкотерапии помогает ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страха и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений.

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагог-психолог, воспитатель группы, родители детей.

По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.

Цель:. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью форм и методов работы со сказками.

Задачи проекта : 

  • Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу.
  • Формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями.
  • Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации.
  • Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

- Формы работы с родителями:

-консультация  

Формы совместной деятельности с детьми:

- познавательная: прослушивание сказок «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» , «Рукавичка»; ООД «Путешествие в сказку»

- коммуникативная: беседы на тему «Что случилось с колобком» «Как пережить трудности и неудачи?»;  

- продуктивная: театрализация сказки «Заюшкина избушка» ,рисование «Мой любимый сказочный герой»

- игровая: дидактические «Разыграй свою сказку»,«Расскажи сказку по серии картинок»,«Составь сказку»,«Назови сказку»«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку иллюстрациям).

Ожидаемый результат:

  • Ребенок с адекватной самооценкой
  • Ребенок с развитой эмпатией
  • Ребенок с положительным отношением к себе и сверстникам
  • Ребенок, умеющий свободно выражать свое «Я»

Материальная база:  учебно – методические пособия, компьютер, фотоаппарат, техническое оснащение, кабинет педагога-психолога,  материал для продуктивной деятельности ,костюмы ,атрибуты к сказкам, световой песочный планшет.

Организация проекта.

План –график мероприятий в рамках реализации проекта «По следам сказочных героев»

Тема

сроки

цели

средства

способы

I этап подготовительный  

10.06-12.06

        

Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта

Имеющаяся методическая литература,интернет ресурсы

Планы,консультации

1

Разработка плана реализации проекта «По следам сказочных героев»

2

Анализ психолого-педагогической литературы об использовании сказкотерапии

3

Подготовка консультаций, буклетов и презентаций

II этап основной     (Приложение № 1)

1

Первичная диагностика

13.06

Оценить первичный уровень эмоционального интеллекта у детей

Проективная методика

«Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Дорисовывание фигур

2

 «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

14.06

Повышение уровня социально-коммуникативной компетенции педагогов по вопросу развития социального и эмоционального интеллекта ребёнка.

Методическая литература

консультация

3

«Сказка о детском саде»

17.06

Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.

 Повышение самооценки детей по средствам сказкотерапии

Кукла-фея

ООД

4

Театрализация по тексту сказок и свободная театрализация с целью понимания чувств и переживаний персонажей;

18.06

Понимание детьми чувства и переживания персонажей

Костюмы,атрибуты к сказке

Театрализованная игра

5

«Мой любимый сказочный герой»

19.06

Учить свободно выражать чувства и эмоции в рисунке после прочтеничя сказок

Световой планшет, листы ,карандаши ,раскраски

рисование

6

 «Разыграй свою сказку»

«Расскажи сказку по серии картинок»

«Составь сказку»

«Назови сказку»

«Угадай настроение колобка»

20.06

Закрепление полученных знаний об эмоциях

Серия картинок ,иллюстраций к сказкам

Дидактические игры

7

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности»

21.06

Повышение уровня социально-коммуникативной компетенции родителей

буклет

консультация

III этап заключительный      

1

Создание презентации для проекта «По следам сказочных героев»

21.06

Наглядная демонстрация проекта

компьютер

слайды

2

Итог проекта:Диагностика развития эмоционального интеллекта.(Приложение № 2)

21.06

Анализ результатов проекта,оценивание уровня развития социальных эмоций у старших дошкольников.

Проективная методика

«Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Дорисовывание фигур на специальных бланках

Итог проекта «По следам сказочных героев»

Проект получился интересным, информативным и творческим. В ходе реализации основной части проекта дети вновь пережили знакомые сказки и примерили на себе эмоции и чувства героев сказок. Упражнялись в выражении эмоций в рисунках на песке ,выражали свое отношение к героям в ходе их иллюстрирования. Родители и педагоги получили интересную информацию о возможностях сказкотерапии .Если первичная диагностика показала ,что только у 55 %детей высокий уровень эмоционального интеллекта,45 %-средний уровень, то вторичная диагностика в заключительном этапе проекта показала у 74 % детей высокий уровень эмоционального интеллекта ,а у 26 %-средний уровень.

        Литература

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  8. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников.- СПб.: Речь, 2008.
  9. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. -М.: Амрита, 2010.

        

Приложение №2

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

(консультация для воспитателей)

  Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (А.С. Пушкина, Ш. Перро,  Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, сказка бы лишь правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» — скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, можно понять ее правдивое содержание буквально.

Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднений, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боли и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят реку. А если совет будет совершенно нереальный, фантастический, нелогичный, новый взгляд на проблему — возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема решена.

Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время препровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они — существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку - «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах», пугливому и робкому — «О трусливом зайце». Шаловливому и доверчивому помогут - «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Капризному — «Принцесса на горошине». Активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей, и т.д.

Поймите эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен — и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут решить ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте и фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей для преодоления препятствий. Он сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ему, усвоенным им в реальном общении с родителями.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ему добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом, поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте сказки, близкие и полезные именно вашему ребенку.

Наиболее ценные, «целебные» сказки те, что передавались из поколения в поколение. Существуют сюжеты, встречающиеся практически у всех народов мира. Это вариации Золушки, Красной Шапочки, Спящей красавицы. Живут в веках легенды о подвигах богатырей и доблестных рыцарей, о злых драконах и могучих волшебниках. Отбор временем прошли сказки, которые не только развлекали, но учили жизни и врачевали душу. Старенькая бабушка со своими сказками была для внучат одновременно участковым терапевтом, невропатологом и психологом. Поэтому, читая детям хорошие книги современных писателей, не стоит забывать и старые добрые сказки. Несмотря на детский интерес к черепашкам-ниндзя или телепузикам, этих героев не назовешь равноценной заменой семи богатырям.

Существует целое направление психотерапии, которое так и называется — «сказкотерапия», или «сказкокоррекция». Психолог сочиняет сказку, помогающую ребенку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, освоить другую модель поведения и т.д. Сказкотерапия бывает особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими…

Лучше сочинять сказку вместе с детьми. Ребенок сам направит сюжет в сторону тревожащих его проблем, а вы, вероятно, откроете что-то новое в его душевном мире. Чтобы сказка получилась интересной и полезной, необходимо соблюдать несколько правил.

 Сказку надо сочинять в хорошем настроении, никуда не торопясь.

 Прекрасно, если ребенок воспримет это как новую увлекательную игру. Не стоит отрывать его от любимого занятия, иначе сказкотерапия не принесет плодов. Такая сказка уместна перед сном, во время прогулки.

 Герой или героиня должны быть близки ребенку. Если ему нет еще 5 лет, лучше сочинить сказку про симпатичного зайчика, мышку, львенка. Для детей постарше главным персонажем может быть ребенок одного с ним пола и возраста. Но не стоит давать герою сказки имя вашего малыша. Ребенок и сказочный персонаж — не одно и то же.

События, происходящие с героем сказки, его переживания должны быть похожи на те, которые травмируют ребенка в реальной жизни, но не в мелких деталях. Полезно в сказке преувеличить трудности или даже довести ситуацию до абсурда. Например, если вы решили побороться с излишней плаксивостью, можно сочинить историю о маленьком инопланетянине, который так «заплакал» свою планету, что на ней буквально сухого места не осталось. Ее жители прилетели на Землю, чтобы земляне научили их строить лодки, а люди придумали, как успокоить плаксу. В сказке должны быть волшебство, вымысел, юмор.

 Не стоит помещать в сказку предметы и персонажей из реальной жизни (современный транспорт, оружие, ваших знакомых). Правда и вымысел должны быть разделены четкой границей. Но если сам ребенок включает в сказку жизненные реалии — пусть они остаются.

 Не подвергайте критике то, что придумывает малыш. Все, что он говорит, — ценно и обязательно должно быть включено в сказку, даже если выглядит слишком кровожадным или неприличным.

 И, конечно же, счастливый конец обязателен. Герой всегда находит выход из трудных обстоятельств, становится сильнее и красивее, а чудища оказываются смешными и нестрашными.

Сочинение сказки дает радость совместного творчества, сопричастности к общей тайне. Вы налаживаете теплый эмоциональный контакт с ребенком, учитесь понимать друг друга. Ощущение вашей любви и безраздельного внимания делает его более счастливым и уверенным в себе. Ребенок учится связно и интересно выражать свои мысли. Он тренирует логическое мышление, ведь в сказке одно вытекает из другого, все взаимосвязано. Воспитывается творческая личность с развитой фантазией и воображением. Конечно, сказка - не панацея от всех трудностей воспитания, но хорошая альтернатива наказаниям, нотациям и уговорам.

                              Консультация для родителей на тему:

«Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности."

 Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.  Несмотря на ироничную улыбку серьезных людей, практика сказкотерапии применяется не менее серьезными професϲᴎоналами - педагогами, пϲᴎхологами и пϲᴎхотерапевтами.
Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета.

Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Великие пророки говорили притчами. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор.

Сказкотерапевт (а им может стать любой родитель) рассказывает истории (есть целые подборки сказок определенного направления, например, сказки о доброте), обсуждает сказки или придумывает их вместе со слушателем. Последние особенно часто применяют в коррекционной психотерапии. Ведь обычный любимый ребенком мишка teddy может многое рассказать на вопрос мамы, что его беспокоит или чего мишка боится.

Исходя из выше сказанного, дети через игрушки рассказывают про свои страхи и свои опасения. Сказкотерапия для детей, используя такой подход, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сакзкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого ребенка те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. К примеру, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.

                                           Занятие по сказкотерапии

Тема :«Сказка о детском саде»

Программное содержание:

1.Развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир.

2.Воспитать положительное отношение к детскому саду.

3.Научить понимать текст сказки и проявлять свое отношение к героям.

 4.Научить детей приему раскатывания для образования формы удлиненного столбика-колодки.

Материалы к занятию : кукла-фея, платки для танцев, запись тихой спокойной музыки,

Ход занятия:

Введение

- Дети, сегодня у нас с вами будет не обычное занятие, а волшебное. Представьте себе, что к нам в гости пришла фея Доброта. Взгляните на нее, какая она? (ответы детей).

Сегодня она пришла к нам для того, чтобы рассказать нам сказку о детском саде. Коснувшись любого своей рукой, фея Доброты может перенести его в любое место, на любое расстояние.

Вход в сказку

А теперь я приглашаю вас в сказку «О детском садике». Закройте глаза и ждите прикосновения феи Доброты. К кому она прикоснется рукой, тот сразу садится на коврик и ждет начала сказки. (Под музыку трогает детей, они садятся на коврик).

Сказка

Когда-то, очень давно, на свете существовала волшебная страна и жили в ней много-много детей.

Упражнение «Один - много»

Дети сидят в кругу, показывают на себя - «один», разводят руки в стороны - «много».

Все было бы хорошо, но они не знали друг друга, потому что некоторые были очень застенчивые, другие - боязливые, и, поэтому, никто не хотел подойти первым познакомиться и подружиться.

Упражнение «Стыд - страх»

Дети, стоят на ногах, имитируют стыд, голова и плечи опущены вниз. Затем изображают страх. Открывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею. Несколько раз упражнение чередуется. После выполнения каждого упражнения дети расслабляются, отпускают страх и напряжение.

И вот, однажды, над этой страной пролетала фея, и звали ее Доброта. У нее было столько тепла, добра и любви, что там, где она пролетала, солнце сияло ярче, птички пели громче, все вокруг оживало и расцветало.

Упражнение «Танец феи»

Детям предлагается потанцевать, как фея: хорошо, мягко, плавно. Движения рук легкие, лицо спокойное, с улыбкой.

Итак, когда она пролетала над этой страной и увидела, что дети грустные и невеселые, она не смогла продолжить свой путь и решила им помочь.

Упражнение «Печаль и слезы»

Детям предлагается представить состояние детей, у которых нет друзей, например, горько плакать.

Воспитатель берет куклу-фею и от ее имени спрашивает каждого: «Тебе грустно играть самому?».

Дети, сквозь «слезы», отвечают: «Да-а-а-а-а».

Все расслабляются, можно легко погладить себя по лбу, бровям, щекам, шее, руки от локтя до кончиков пальцев.

Фея кружилась и думала: «Что же можно сделать, чтобы в этой красивой стране, вместо слез, раздавался веселый смех, вместо грусти - было радостно и весело. И вот, пролетая над высоким холмом, фея решила построить большой, красивый, просторный дом и назвать его «Детский сад». Затем собрать всех детей вместе, чтобы у них было место, куда они смогут приходить каждое утро и дружить друг с другом.

Она взяла волшебную палочку, взмахнула ею в воздухе, и дом вырос, как грибок, на удивление всем жителям города.

Упражнение «Удивление»

Дети берутся за руки, ходят по кругу, словно возле дома. Затем останавливаются, хлопают в ладоши и замирают от удивления.

Сначала дом был маленький, потом стал немного больше, а затем вырос большим, красивым, светлым и просторным.

Упражнение «Дом растет»

Дети садятся - дом «маленький», на присядки – дом становится больше, скачком выпрямляются – дом вырос и стал большим.

Затрубили трубы, призывая всех детей в детский сад.

Упражнение «Трубы трубят»

Дети приставляют руку ко рту, выдыхают воздух - «трубят».

Фея Доброта рассказала детям о том, что этот дом необычный - это детский сад. Каждое утро все дети будут собираться здесь, вместе играть и дружить. Дети были в восторге и сразу решили помочь фее обустроить свой ​​дом. Через некоторое время детский сад был готов встречать детей каждое утро, что он делает и по сей день.

Вопросы воспитателя:

- Понравилась ли вам сказка? А о чем в ней рассказывалось?

- Куда вы ходите каждое утро?

- Да, в детский сад, значит, пора туда возвращаться.

- Закройте глаза и наша гостья, коснувшись вас рукой, вернет нас в детский сад.

- Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте посмотрим на нее и скажем: «Какая она?».

- Хорошая, светлая, просторная.

 Итог занятия.

Приложение №2

Проективная методика

«Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

Обработка результатов.

  • 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;
  • 1 балл – изображено человеческое лицо;
  • 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).

Уровень развития эмоционального интеллекта:

  • Низкий: 0 баллов;
  • Средний: 1 – 2 балла;
  • Высокий: 3 – 6 баллов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Данный материал посвящен вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....

Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...

Презентация "Использование метода сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы , детей дошкольного возраста".

Одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в ск...