Советы, как развивать память у дошкольников.
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сергеева Тамара Дмитриевна

Советы помогут узнать, как и с помощью каких игр развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Ведь память помогает нам лучше усваивать новые знания, и сохранить то, что  мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pamyati.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

     Память позволяет  нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому надо с раннего возраста развивать память детей.

           Старайтесь при этом, развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние, осязание тоже помогут ребёнку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.

           Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребёнок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребёнку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный  под деревом мяч. После прогулки спросите ребёнка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объяснить близкое по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес-гриб, стол-чашка, вода-).    Это поможет припоминанию, и ребёнок в последующих заданиях будет использовать такой приём.

           Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приёмами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить.

  • Разложите,  с учётом возраста ребёнка, 4 – 5 (до 10 – 12) картинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того, чтобы их легче было запомнить, ребёнок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Слова для запоминания: мяч, ложка, кровать, собака, дерево и т.д. через 20 – 30 минут вы даёте ребёнку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и шесть слов и т.д. чем старше ребёнок, тем больше можно предъявлять картинок и слов для запоминания.
  • Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой рассказ, а ребёнок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести  текст по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть с ребёнком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы легче было вспомнить текст.

           Таким же осмысленным надо сделать и заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребёнком. Используйте составление плана.

          При заучивании стихотворения с голоса надо повторить его 2 – 3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и про себя. Повторяют 3 – 4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребёнок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

          В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие:

  • Разложите перед ребёнком 8 – 10 картинок (или игрушек). Пусть он рассмотрит их в течение 30 – 40 секунд, а затем накройте салфеткой и предложите ребёнку перечислить их. Чтобы тренировать долговременную память, попросите ребёнка перечислить то, что вы показали, через час и на следующий день.
  • Покажите ребёнку картинку с изображением 9 знакомых предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых будут и эти 9 предметов. Ребёнок должен назвать или показать их.
  • Предложите ребёнку рассмотреть картинку, а затем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке.
  • На полке стоят 6 предметов. Ребёнок их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а вы производите замену одного-двух предметов и спрашиваете, что изменилось.
  • Взрослый производит действия, а ребёнок должен их воспроизвести.
  • Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:  окно – цветок, чашка – молоко, нога – палец, лыжи – холод, книга – учитель, дорога – машина. После этого он поочерёдно называет первое слово из пары и просит ребёнка вспомнить второе слово.
  • «Угадай – кА!» взрослый даёт словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький,  пушистый зверёк прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки»

Мы привели лишь некоторые игры и упражнения, развивающие память и активизирующие речь детей. Советуем чаще проводить подобные занятия, чтобы облегчить ребёнку дальнейшее обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Памятка для родителей "Развиваем память у дошкольников"

Несколько советов, которые помогут родителям в развитии у детей памяти....

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

развиваем память у дошкольников (28.07.16)

развитие памяти под средством игр...

Развиваем память у дошкольников

Развивать память малышей необходимо с раннего возраста. Вы можете помочь своему ребенку освоить методы и способы запоминания. Игры и упражнения  для развития памяти....

Развиваем память у дошкольников

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников»Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявля...

Как развивать память у дошкольников.

Методы и упражнения для развития памяти....