Проект "Кубигород"
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

Развитие речедвигательных навыков у дошкольников в логопедической группе через использование кубиков с символами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubigorod.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Кубигород»

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Технология.
  3. Работа с детьми.

- Тематическое планирование.

- Диагностическое исследование.

- Работа с детьми по темам проекта.

- Итоговая совместная деятельность.

4. Работа с родителями.

     - План работы с родителями.

     - Самостоятельная работа родителей с детьми.

     - Совместная деятельность родителей и сотрудников ДОУ.

     - Практикум для родителей.

Тип проекта – практический, долгосрочный.

Исполнители – воспитанники, учитель-логопед и родители логопедической группы.

Характер проекта – практическая  работа.

Практическая направленность проекта в коррекции речевых и неречевых процессов у детей с ОНР.

Структура – игровая практическая деятельность.

Доминирующая деятельность в проекте –  игровые упражнения.

Метод проектов целесообразно было применить, так как:

  • Существуют проблемы в звукопроизношении, развитии мимики, развитии связной речи, неречевых функций у детей с ОНР.
  • Есть значимость результата ( практическая).
  • Обучение проходит в игровой форме.
  • Этапность проекта.
  • Используются наглядные методы, способствующие развитию памяти, активизации внимания, воображения, зрительного восприятия, мотивации к обучению.

Результат – развитие артикуляционной и мимической мускулатуры,

воспитание звукоподражания, слухового внимания,

развитие речи, коррекция звукопроизношения,

коррекция грамматического строя речи

Актуальность.

У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушено функционирование языковой способности, что проявляется в виде:

-нарушения звукопроизношения,

-пониженной речевой активности (Б.М.Гриншпун, Г.И.Жаренкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина ),

-пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности (Т.Г.Визель, Ж.М.Грозман, Р.Е.Левина, А.К.Маркова),

-в речевой беспомощности при решении вербальных задач,

-сочетание речевых проблем с неврологическими нарушениями, недоразвитием процессов восприятия, памяти, мышления.

 Цель проекта: развитие речедвигательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная работа направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование у детей зрительного внимания, памяти, мышления, воображения.
  2. Развитие органов артикуляции, мимики, мелкой моторики рук, эмоциональной сферы, речевых навыков.
  3. Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (символов, заместителей, схем, моделей).
  4. Повышения мотивации к логопедическим занятиям.

      Работа с   игровым пособием актуальна, так как может использоваться с детьми 3-7 лет, т.е. в разновозрастной группе, как в нашем ДОУ. Игровое пособие многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании, по усмотрению педагога. Работа может проводиться на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

                                     Степень новизны.

В данном проекте предлагается проводить коррекцию речевых и неречевых процессов через использование игрового пособия, представляющего собой набор многофункциональных кубиков.

                                                    Технология.

Работу  с детьми с общим недоразвитием речи следует выстраивать по следующей схеме:

1. Работа с детьми: -поэтапное знакомство с кубиками, -работа с игровым пособием на логопедических занятиях.                    

3. Работа с родителями: - знакомство с игровым пособием,  - обучение родителей и организация совместной деятельности по расширению дидактического материала.

Рассмотрим более подробно работу по изучаемой теме в каждой категории участ-ников педагогического проекта.

                                               Работа с детьми.

   На индивидуальных или подгрупповых занятиях дети поэтапно знакомятся с кубиками из игрового пособия и выполняют упражнения по заданию логопеда.

Сначала логопед объясняет символику, изображенную на кубиках, показывает действия, которые необходимо выполнить ( рассказать ). Затем дети должны выполнять действия, самостоятельно опираясь на предъявленные логопедом символы  (картинки) на кубиках. Повышение интереса к работе может быть вызвано тем, что ребенок, бросая кубик, не знает какой гранью он упадет и до последнего момента для малыша остается тайной  выполнение конкретного задания (какое артикуляционное упражнение придется выполнить, какую мимику изобразить, какое звукоподражание воспроизвести, сколько раз хлопнуть или топнуть, куда положить игрушку, сколько раз повторить автоматизируемый слог, в каком порядке рассказать о признаках времени года и т.д.)

                                              Работа с родителями.

    Предполагается знакомство родителей с игровым пособием, работе с кубиками. Объяснив актуальность работы с ними, вызвать заинтересованность в расширении “Кубигорода”. Планируется предложить изготовление дидактического материала родителями совместно со своими детьми в домашних условиях из пластмассовых, деревянных или картонных кубиков по любым разделам Программы логопедической группы. Возможно оказание помощи учителю-логопеду для расширения пособия в виде красивых картинок, подсобного материала для оформления кубиков. Заинтересовать родителей в закреплении изучаемого материала через использование кубиков дома.

На этапе совместной работы родители выступают не только как слушатели и зрители,  но и  как активные участники. Совместные мероприятия -дети-родители-учитель-логопед способствуют установлению неформальных, доверительных отношений. Происходит сближение педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей стойкого познавательного интереса.

                                 Описание игрового пособия.

Представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений.

 Изготовлены и используются на практике кубики:

-артикуляционная гимнастика,

-звукоподражания,

-мимика (настроение),

- “Сосчитай-ка”,

- “Предлоги”,

- “Времена года”,

- гласные-согласные.