Возрастные особенности детей от 0 до 1 года
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Лапина Ирина Андреевна

Возрастные (психические и физические) особенности развития детей от 0 до 1 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_0_do_1.docx427.88 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы физического развития

1 - 2 месяца
-
В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
-
В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
-
При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.
-
К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
-
Хватательный рефлекс - захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд).

3 месяца
-
Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
-
Хорошо держит голову в вертикальном положении.
-
Переворачивается со спины на бок.
-
Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
-
Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

4 месяца
-
Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
-
Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
-
Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
-
Исчезает физиологический гипертонус ног.

5 месяцев
-
Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
-
Уверенно переворачивается со спины на живот.
-
Берет игрушку из рук взрослого.
-
Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
-
Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-
В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев
-
Сидит без поддержки.
-
Пытается ползать.
-
Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
-
Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

7 месяцев
-
Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
-
При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
-
Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

8 месяцев
-
Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
-
Простое подражание в игре: стучит, катает.
-
Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить

9 месяцев
-
Ходит, держась за опору.
-
Встает на колени.
-
Садится из вертикального положения.
-
Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
-
С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

10 месяцев
-
Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
-
Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
-
Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
-
Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

11 месяцев
-
Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
-
Хорошо ходит за одну руку.
-
Нагибается при поднимании предмета без приседания.
-
Приседает без опоры.
-
Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

12 месяцев
-
Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
-
Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу

 

Нормы нервно-психического развития (общение, умения и навыки)

1 месяц
-
Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
-
Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
-
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
-
Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-
Крик приобретает эмоциональные оттенки.

2 месяца
-
За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
-
Ищет источник длительного звука поворотом головы.
-
При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
-
Становление речи – начинает гулить.
-
Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

3 месяца
-
Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
-
Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
- «
Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
-
Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
-
Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
-
Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
-
Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
-
Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-
Положительные звуки при музыкальных звуках.

4 месяца
-
Узнаёт мать, радуется при её виде.
-
Находит глазами невидимый источник звука.
-
Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
-
При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
-
Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.

-Неудовольствие выражается хныканьем.
-
Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
-
Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

5 месяцев
-
Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
-
Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
-
Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
-
Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
-
Не берет чужую грудь.
-
Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

6 месяцев
-
По-разному реагирует на свое и чужое имя.
-
Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
-
Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
-
Может пить из блюдца.

7 месяцев
-
На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
-
Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
-
Долго занимается игрушками.
-
Тянется к своему отражению в зеркале.
-
Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.
- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

8 месяцев
-
Громко, четко и повторно произносит слоги.
-
Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
-
Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
-
Сам держит и ест сухарик, печенье.

9 месяцев
-
Под музыку совершает плясовые движения.
-
Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
-
Находит предмет, независимо от его местонахождения.
-
Знает свое имя, оборачивается на зов.
-
Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-
Спокойно садится на горшок.
-
Различает цвета и форму предметов.
-
Ищет упавший предмет, запоминает его название.

10 месяцев
-
Повторяет за взрослыми слоги.
-
По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
-
Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
-
Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
-
Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

11 месяцев
-
Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кискис», «авав».
-
Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачкаприносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
-
По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). 

12 месяцев
-
Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
-
Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
-
Указывает части тела.
-
Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
-
Сам без помощи пьет из чашки.
-
Пытается участвовать в одевании, умывании.

Развитие речи

(0 – 3 мес.) 
Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения совзрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

(3 – 6 мес.) 
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гулениеГуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметомПолное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общенииВ 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

Страхи до года.

1. Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойстваТаким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

Психологическая диагностика развития ребенка

Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни.

Описание диагностических ситуаций 

Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков:  

  • взгляда в глаза взрослого,  
  • ответных и инициативных улыбок,  
  • двигательного оживления и вокализаций,  
  • стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Ситуации

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель: выявить уровень развития параметров общения (инициативность) при наименьшей коммуникативной активности взрослого.  

Методика выполнения. Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столике. Младенца нужно распеленать или одеть так, чтобы одежда не стесняла его движений. Взрослый становится или садится рядом, повернув лицо к младенцу, не смотрит на него, не улыбается и не разговаривает, выжидая, когда младенец проявит инициативу. Поведение ребенка фиксируется в протоколе (приложение 1).  

 

Запомни!

А. Если ребенок сразу начал проявлять комплекс оживления с нарастающей интенсивностью, т.е. все сильнее размахивает ручками, громче вскрикивает и т.п., то следует отметить этот факт в протоколе и, не дожидаясь истечения 30 секунд, ответить на призыв малыша улыбкой и ласковыми словами, и перейти к следующей диагностической ситуации.

Б. Если ребенок слишком сосредоточился на своих внутренних ощущениях или его внимание привлечено к чему-то другому, и он не замечает взрослого. То тогда нужно попытаться привлечь его внимание движением, голосом, покашливанием (но не адресоваться к малышу лично) и подождать каких-либо действий с его стороны после того, как он обратит внимание на взрослого. Регистрация поведения ребенка производится с этого момента.  

В. Если ребенок проявил недовольство пассивностью взрослого, а именно, хмурится, отворачивается, хныкает, то тогда следует зафиксировать эти проявления в примечании, прекратить пробу до истечения 30 секунд и вступить с ребенком в общение, успокоить.  

В этом случае ситуацию «Пассивный взрослый» можно повторить после ситуации «Чистое общение».  

 

Ситуация 2. «Чистое общение»

Цель: выявить уровень развития параметров общения при коммуникативной активности взрослого, т.е. наличие чувствительности ребенка к воздействиям взрослого, умение чередовать инициативное и ответное поведение.  

Методика выполнения. Проба «Чистое общение» представляет собой чередование периодов активных воздействий взрослого и пауз. В период активных воздействий взрослый обращается к ребенку с улыбкой, глядя в глаза, ласково называет его по имени, произносит нежные слова, побуждает улыбнуться, сказать «агу» и т. д. Во время паузы взрослый воспринимает ответ ребенка и ожидает воздействий с его стороны.

Первый вариант. Период активных воздействий взрослого.  

Ребенок находится в кроватке или на пеленальном столе. Взрослый склоняется над ним, пытается встретиться взглядом и в течение примерно 15 секунд с улыбкой ласково разговаривает с ним, хвалит, побуждает к общению. Например, «Оленька, агу! Скажи, Оленька, «агуМолодец Оленька, умница». Затем: «Это Оленька у нас такая красивая, веселая, румяная? Какие у Оленьки замечательные глазки, какие ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо умеешь ручками размахивать, а как хорошо ножками «бегать»! Вот так, вот так, какая умница» и т. п.

Поведение ребенка фиксируется в протоколе (приложение 1). 

Второй вариант. Период паузы.  

Психолог делает паузу: слегка отстраняясь, с улыбкой смотрит на ребенка. В период паузы также регистрируется выраженность компонентов комплекса оживления.  

Чередование активных воздействий и пауз следует осуществить несколько раз в течение 1–2 минут, фиксируя в протоколе поведение младенца в каждый период. Временные интервалы жестко не задаются, так как темп общения у разных детей может существенно отличаться.

Запомни!

А. Для диагностики уровня развития общения у младенцев старше 2 месяцев этих двух ситуаций бывает достаточно.

Б. Для более маленьких детей или в тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию «Общение на руках у взрослого». 

В. Речь взрослого должна быть негромкой, отчетливой, неторопливой, с паузами. 

 

Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого» 

     Цель: выявить параметры общения при максимальной коммуникативной активности взрослого.  

   Методика выполнения. В этой ситуации основная «коммуникативная задача» ребенка достигнута, его потребность во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется, он спокойно выражает свое удовольствие от общения.  

Ребенок находится на коленях у взрослого или на руках в позе «под грудью». Взрослый смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым голосом обращается к нему, слегка приближая и удаляя свое лицо. Проба длится 1 минуту. Поведение ребенка фиксируется в протоколе (приложение 1).

В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления.

Запомни!

Если ребенок остается пассивным, следует усилить воздействия, стараясь вызвать у малыша сосредоточение и улыбку: слегка потормошить, пощекотать щечку или подбородок, погладить.  

 

 

Анализ результатов

Уровни развития параметров общения, ребенка первого полугодия жизни

 

Уровень развития параметров 

общения 

Качественные и количественные характеристики  параметров общения 

1. Инициативность 

(определяется в ситуации «Пассивный взрослый») 

Отсутствие или низкий уровень 

Ребенок не проявляет интереса к взрослому или пассивно выжидает обращения. Оценки 0 баллов или 1 балл 

Средний уровень 

Ребенок эпизодически проявляет инициативу. Оценка 2 балла 

Высокий уровень 

Характерно для ребенка старше 3 месяцев. Оценка 3 балла 

2. Чувствительность к воздействиям взрослого 

(определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках взрослого») 

Отсутствие чувствительности  

Ребенок ни в одной ситуации не проявляет комплекса оживления в ответ на воздействие взрослого 

Низкий уровень  

Ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО) и теряет интерес к взрослому. Оценка 1 балл 

Средний уровень 

Ребенок изредка проявляет КО. Оценка 2 балла 

Высокий уровень 

Ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого. Оценка 3 балла 

3. Средства общения 

(определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях) 

Отсутствуют 

Ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.  

В период становления общения – до 2,5 месяцев – состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов – слабой 

Недостаточный репертуар коммуникативных действий 

В составе КО присутствуют все четыре компонента, но максимальная выраженность их равна 1 баллу. Ребенок отвлекается, теряет интерес, кратковременная улыбка, рассеянный блуждающий взгляд, слабые, эпизодические движения ручек и ножек 

Достаточный уро-

вень 

В составе КО присутствуют все четыре компонента. Каждый оценивается в 2 или 3 балла 

Взаимосвязь уровня развития общения с психическим развитием ребенка в возрасте от 0–6 месяцев

Нормальное  развитие 

Задержка в развитии. Причины 

Глубокая задержка.  Причины 

1. До 1,5 месяца отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения 

считается нормой 

1. После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения.  

Обычно наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воздействиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе 

1. Отсутствие комплекса оживления или своеобразие протекания его компонентов (оживляется, двигается, но не улыбается и др.) Свидетельствует об органическом поражении мозга различной этиологии или психической патологии 

Нормальное  развитие 

Задержка в развитии. Причины 

Глубокая задержка.  Причины 

2. От 1,5 до 2,5 месяца нормальными являются низкие и средние показатели 

2. Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого до 3-х месяцев.  Это как следствие невысокой чувствительности 

взрослых к проявлениям ребенка 

2. Отсутствие чувствительности у ребенка старше 1,5 месяцев.  

Может свидетельствовать как о дефиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу 

3.Начиная с 3–3,5 месяца для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения.  

В возрасте до 3-х месяцев считается нормой отсутствие или низкий уровень инициативности.

4.К 3 месяцам в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента и с высокими значениями 

3.Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев. Обусловлено нарушениями деятельности какого-либо анализатора. 

 

4.Сохранение комплекса оживления после 6 месяцев в ситуативно-личностной форме.

Свидетельствует о нарушениях воспитания или состояния здоровья ребенка 

 

 

 

Диагностика уровня развития познавательной активности ребенка первого полугодия жизни. Описание диагностических ситуаций

Ситуации

Ситуация 1. «Разные игрушки»

Цель: выявить параметры познавательной активности младенца в ситуации свободного поиска ребенком внешних впечатлений.  

Оборудование. Четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением человеческого лица, например, кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка – животное, волчок, мяч с узорами.  

Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень маленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рассматривания и безопасными для ребенка.

Методика выполнения. В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются наличные возможности ребенка актуализировать познавательную активность.

Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Психолог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разные игрушки, по две с каждой стороны.  

Внимание!  

В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки (приложение1). В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка.  

 

Ситуация 2. «Одна игрушка»

Цель: выявить параметры познавательной активности младенца в ситуации предъявления игрушек, организованной взрослым.  

Оборудование: для ребенка до 2-х месяцев лучше всего использовать блестящий металлический колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3–5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку.  

Методика выполнения. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой возможности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.

Внимание!

Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты. Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе.  Пробы 

  1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30–40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.
  2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) перемещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.
  3. В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.
  4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает, пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1–2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.
  5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.  Запомни! 

Отмечаются в протоколе компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки.  

Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет.  

Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»).  

В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе.  

Анализ результатов

Уровни развития параметров познавательной активности ребенка первого полугодия жизни 

 

Уровень развития параметров позна-

вательной активности 

Качественная и количественная оценка параметров   познавательной активности

1. Интерес ребенка к предметам 

Отсутствие 

Ребенок не проявил внимания к предметам ни в одной из проб, не ищет внешних впечатлений, безразличен. 0 баллов 

Низкая степень интереса 

Определяется, если интерес ребенка к предметам ни в одной пробе не превышает 1 балла. Ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается 

Средняя  степень  

Ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. Отмечается, если его максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам 

Высокая  степень  

Смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, ребенок выражает интерес или удивление, не отвлекается. Если оценка достигает 3 баллов хотя бы в одной пробе 

2. Положительные эмоциональные проявления 

Отсутствие 

Констатируется, если они не отмечены ни в одной из проб 

Слабая  выраженность 

Констатируется, если во всех пробах оценка улыбки, двигательного оживления или вокализаций не превышает 1 балла. Улыбка кратковременная, слабая мимика, слабые эпизодические движения ручками или ножками, тихий однократный голосовой звук 

Средняя  степень 

Отмечается, когда их максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам. Довольное лицо, вскидывание ручек, повороты на бок, эпизодические голосовые звуки 

Высокая  степень 

Если хотя бы в одной из проб значения улыбки, двигательного оживления или вокализаций достигают 3 баллов. Оживленная мимика, радостный взгляд, смех, многократные, разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики, энергичные шагающие движения ножек. Вовлечение в движение корпуса 

3. Познавательные действия 

(Анализируется каждый вид действий отдельно. Например, у ребенка могут быть хорошо развиты зрительные действия, но развитие мануальных действий задерживаться. Необходимо выявить, какие действия отсутствуют, и в соответствии с этим рекомендовать консультации других специалистов)

Зрительные действия 

Отсутствие фиксации взгляда ребенка на предмете может отмечаться в первые недели жизни.

До 3 месяцев нормальными оценками являются 1–2 балла: ребенок фиксирует взгляд на предмете или прослеживает взглядом движение предмета.  

После 3 месяцев – 3 балла: ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за перемещением 

Оральные  действия 

Присутствуют в поведении ребенка с первых дней жизни.

 

Мануальные действия. 

 

До 1,5–2 месяцев пальцы младенца обычно сжаты в кулачки, поэтому мануальные действия могут отсутствовать, хотя, если удастся вложить предмет в ручку, малыш рефлекторно схватит его.  

После 2 месяцев нормальными оценками являются 1–2 балла. 1 балл: ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает.  

2 балла: ощупывает, похлопывает, царапает предмет, приложенный к руке.,  

После 4 месяцев – 3 балла: ребенок протягивает руку к предмету. Манипулирует игрушкой 

Отсутствие  

Констатируется, если ни одно из познавательных действий не наблюдается ни в одной из проб 

Заключение  об уровне развития познавательной активности 

(делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров)

Высокий  уровень 

Отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла 

Средний  уровень 

Определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие – более низкие развития познавательной активности 

Отсутствие         и 

низкий уровень 

Констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку 

Взаимосвязь уровня развития познавательной активности с психическим развитием ребенка в возрасте от 0–6 месяцев

Нормальное  развитие 

Задержка в развитии Причины 

Глубокая задержка Причины 

  1. Высокая степень интереса к предметам. 
  2. До 2,5 месяца низкая степень интереса.  
  3. До 3,5 месяца средняя степень интереса.  

Средняя и высокая степень         выраженности положительных         эмоциональных         проявлений при         восприятии предметов         свидетельствуют об общем         эмоциональном благополучии ребенка и нормальном ходе развития его познавательной активности.  

  1. До 2,5 месяца отсутствие или слабая выраженность положительных эмоций при восприятии предметов считается нормой.
  2. Наличие познавательных действий с балльными оценками от 1 до3 баллов
  1. После 2,5 месяцев отсутствие или низкая степень интереса ребенка к предметам может настораживать как симптом задержки в развитии познавательной активности.  
  2. После 3,5 месяца средняя степень интереса. Может означать, что взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания. 
  3. После 3-х  месяцев отсутствие или слабая выраженность положительных эмоций при восприятии предметов. Может расцениваться как один из симптомов задержки в развитии познавательной активности, особенно в совокупности с другими признаками.  

В этом случае необходимо проанализировать, какие именно компоненты комплекса оживления представлены слабо 

4. Недостаточно развиты мануальные действия.  

Вследствие педагогической запущенности (дефицит общения или спеленывание ручек), органического поражения центральной или периферической нервной системы 

либо другого заболевания

  1. Отсутствие познавательных действий у младенца в конце первого месяца (чрезвычайно 

тревожный признак). Может свидетельствовать о неврологической патологии, а в более позднем воз-

расте – о серьезной педагогической запущенности.  Следует немедленно обратиться за консультацией к соответствующим специалистам (невропатологу, окулисту, отоларингологу и др.).

Отсутствие или низкий уровень познавательной активности ребенка  по итогам диагностики.

  1. Рекомендации указаны выше 

Диагностика развития общения ребенка второго полугодия жизни.

Описание диагностических ситуаций

Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед незнакомцем», поэтому необходимо выполнять следующие условия:  

  • перед тем как проводить диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке, познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше находиться на руках у матери;  
  • выразить доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы со стороны ребенка;  
  • если ребенок проявляет настороженность, не следует непосредственно обращаться к нему, лучше попытаться привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их соответствующими комментариями;  
  • демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к диагностике.

Ситуации

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель: выявить предпочитаемый вид деятельности и формы общения.  

Оборудование: на столик выкладываются несколько игрушек погремушка, два кубика, маленький мячик, машинка, небольшая куколка, ложечка, чашечка.

Методика выполнения. В этой ситуации ребенку предоставляется возможность инициировать ситуативно-личностное, ситуативно-деловое общение со взрослым или играть в игрушки самостоятельно.

Ребенок находится на высоком стульчике перед столом, на котором лежат игрушки. Взрослый сидит рядом, повернувшись к младенцу лицом, но, не обращается к нему.  

Внимание!

  1. Если младенец начинает манипулировать игрушками, взрослый наблюдает за его действиями в течение 3 минут, не вмешиваясь в деятельность ребенка и регистрируя его поведение в протоколе.  

Затем проводится следующая проба – «Ситуативно-деловое общение».

  1. Если младенец обращается к взрослому, следует ответить ему, но инициативных действий не совершать. В течение 1 минуты регистрируются коммуникативные проявления ребенка.  
  2. Если младенец начинает выражать недовольство, следует сразу же перейти к очередной пробе.  

Порядок проведения последующих проб зависит от того, какое общение инициировал ребенок.  

  1. Если он протягивает предмет, показывает на него взрослому или обращается за помощью, проводится проба «Ситуативно-деловое общение».  
  2. Если ребенок просится на руки, улыбается, прижимается ко взрослому, то проводится проба «Ситуативно-личностное общение».  
  3. Если младенец предпочитает одиночную игру, применяется диагностика предметно-манипулятивной деятельности.

 

Ситуация 2. «Ситуативно-деловое общение»

       Цель: определить уровень развития параметров общения.  

Методика выполнения. Взрослый демонстрирует простое действие с предметами: двигает кубик по столу, изображая звук мотора и сигнал «би-би», катает мячик или баюкает куколку, предлагая ребенку поиграть вместе, повторить показанное действие. Проба длится 3 минуты. Поведение ребенка регистрируется в протоколе (приложение 1).

Внимание!

  1. Если младенец выхватывает игрушку и начинает играть с ней в одиночку, взрослый старается присоединиться к ребенку: просит дать ему игрушку, предлагает действовать поочередно, показывает другое действие с ней. На случай быстрой потери интереса ребенка к игрушке следует иметь наготове несколько запасных предметов и предложить малышу выбрать то, что ему интересно.  
  2. Если ребенок не берет игрушку, взрослый сам вкладывает ее в руку младенца и поощряет его действия.  
  3. Если ребенок включается в совместную деятельность, взрослый подбирает моменты для похвалы и порицания действий ребенка, предлагает образцы новых действий.  

Запомни!  

Поощрений должно быть больше, чем порицаний (достаточно одного порицания, если ребенок реагирует на него; если – не реагирует, то можно через какое-то время повторить его); за порицанием обязательно должно следовать поощрение. 

Ситуация 3. «Ситуативно-личностное общение»

Цель: установить наличие желания и возможностей ребенка вступать в ситуативно-личностное общение.  

Методика выполнения. Данная ситуация необходима для тех детей, которые предпочитают одиночную предметно-манипулятивную деятельность, а также для детей, инициирующих ситуативно-личностное общение.

Ребенок находится на детском стульчике за столом или сидит на ковре, на диване рядом со взрослым. Взрослый обращается к ребенку с улыбкой и ласковыми словами, называя малыша по имени, поглаживает его, глядя в глаза, приглашает сесть на колени, взять на руки, обнимает, прижимает к себе. Поведение ребенка фиксируется в протоколе (приложение 1).

 Внимание!

  1. Если ребенок охотно идет на эмоциональное общение, ему предоставляется инициатива, а взрослый подстраивается под обращения ребенка.  
  2. Если младенец не отвечает взрослому в течение 3 минут, следует возобновлять воздействия, варьируя их. Можно предложить поиграть в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и вновь попытаться приласкать ребенка.  
  3. Если малыш уклоняется от общения, отталкивает взрослого, отползает, хнычет, пробу следует завершить и переключить внимание малыша на игрушки.  

 

Анализ результатов

Уровни развития общения ребенка второго полугодия жизни

Уровень развития пара-

метров общения 

Качественная и количественная оценка параметров общения 

1. Инициативность ( Оценивается по совокупности всех трех проб)

Отсутствие 

Констатируется, если ребенок ни в одной из проб не проявил инициативы в общении, демонстрируя только ответное поведение 

Низкий  уровень 

Отмечается, если ребенок не проявил инициативности в первой ситуации, но в других пробах (или в одной из них) после обращения взрослого начал сам инициировать общение 

Средний 

уровень 

 

Отмечается, когда ребенок не проявляет ее в первой ситуации, но в других пробах после обращения взрослого сам начинает инициировать общение (средний уровень инициативности может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает смущение перед посторонним взрослым)  

Высокий  уровень 

Считается в том случае, когда ребенок проявил настойчивость в привлечении взрослого к общению в первой ситуации и при ситуативно-деловом общении 

2. Чувствительность 

(Оценивается отдельно во второй и третьей ситуациях)

Отсутствие 

Отмечается, если ни в одной из ситуаций ребенок не проявил чувствительности к воздействиям взрослого. (Если у ребенка отсутствует чувствительность к воздействиям взрослого при наличии инициативности, следует проанализировать характер инициативности ребенка) 

Низкий  уровень 

Ребенок изредка отвечает на инициативу психолога (подает ручки, игрушку, улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая манипулировать  предметами)  

Средний  уровень 

Ребенок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует 

Высокий уро-

вень 

Ребенок откликается на любое обращение взрослого, пытается подражать его действиям, радуется похвале, огорчается при порицании  

3. Вовлеченность в общение 

(Оценивается по всем трем ситуациям в совокупности)

Отсутствие 

Ребенок отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого  

Низкая 

Фиксируется в том случае, когда ребенок проявляет слабый интерес к взрослому и его действиям, часто отвлекается от обще-

ния 

Высокая 

Ребенок проявляет радость, удовольствие от общения со взрослым (смотрит, улыбается, смеется, вскрикивает, лепечет)

4. Средства общения 

(Оценивается по всем трем ситуациям)

Отсутствие  Ребенок не использует:  

(экспрес-– экспрессивно-мимические средства (не обращается взглядом, сивно-не выражает голосом и мимикой свои переживания);  мимические, – предметно-действенные (не протягивает предмет);  предметно-– предречевые (не обнаруживает понимание речи взрослого) действенные, предречевые)

5. Предпочитаемая форма общения (СДО, СЛО).

(Предпочтение той или иной формы общения определяется по совокупности всех трех проб)

А. Если в первой пробе ребенок инициирует ситуативно-деловое общение, оно считается предпочитаемым 

Б. Если в первой ситуации ребенок разворачивает индивидуальную предметноманипулятивную деятельность, то производится сопоставление характеристик ситуативно-делового и ситуативно-личностного общения. На основании этого сопоставления делается заключение о предпочитаемой форме общения 

В. Если ребенок инициирует ситуативно-личностное общение и не проявляет чувствительности к ситуативно-деловому общению, то предпочитаемой формой является ситуативно-личностное общение  

 

Заключение выводится на основании обобщения полученных данных по всем параметрам:

  • высокий уровень: констатируется при высоких показателях всех или большинства параметров; 
  • средний уровень: отмечается при преобладании средних показателей значений всех или большинства параметров;
  • низкий уровень: констатируется при преобладании низких показателей параметров или отсутствии какого-либо параметра.

Взаимосвязь уровня развития общения с психическим развитием ребенка второго полугодия жизни

 

Нормальное развитие

  1. Высокий или средний уровень чувствительности ребенка к воздействиям взрослого (свидетельствует о нормальном развитии и общем эмоциональном благополучии)
  2. Высокий уровень развития общения 
  3. Ребенок проявил среднюю или высокую чувствительность к воздействиям взрослого в ситуативно-деловом общении.  
  4. Низкая чувствительность к воздействиям взрослого в ситуативно-деловом общении до 8 месяцев считается нормой и может свидетельствовать о начале становления ситуативно-делового общения.  
  5. Для ребенка до 9 месяцев средний уровень развития чувствительности является нормальным на этапе перехода от ситуативно-личностного к ситуативноделовому общению.  
  6. Высокая вовлеченность в общение  
  7. Низкая вовлеченность в ситуативно-личностное общение при высокой вовлеченности в ситуативно-деловое общение считается нормальной.  
  8. До 7 месяцев предпочтение ребенком ситуативно-личностного общения считается нормальным, если при этом он обнаруживает интерес и к ситуативно-деловому общению.

Задержка в развитии. Причины

  1. Отсутствие инициативности или ее низкий уровень 

Вследствие педагогической запущенности, уходящей корнями в первое полугодие жизни ребенка.

 

  1. Если у ребенка отсутствует чувствительность к воздействиям взрослого при наличии инициативности, следует  проанализировать характер инициативности ребенка.  

Это может свидетельствовать:  

  • о задержке ребенка на этапе ситуативно-личностного общения;
  • об отсутствии опыта ситуативноделового общения со взрослыми.
  1. После 10 месяцев низкая чувствительность к воздействиям взрослого в ситуативно-деловом общении.
  2. После 11 месяцев средний уровень чувствительности в ситуативно-деловом общении.  

Может свидетельствовать о недостаточном опыте совместной деятельности со взрослыми.  

  1. Отсутствие вовлеченности в общение свидетельствует об  эмоциональном неблагополучии ребенка. Связано с каким-либо заболеванием или отсутствием теплоты во взаимоотношениях с близкими взрослыми.
  2. Вовлеченность в ситуативно-деловое общение при высокой вовлеченности в ситуативно-личностное общение после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии общения на ситуативно-личностном этапе 

  1. С 7 до 9 месяцев предпочтение ситуативно-делового общения или переходная форма (достаточный уровень развития ситуативно-личностного общения сочетается с наличием отдельных характеристик ситуативно-делового общения).  
  2. После 9 месяцев в норме ребенок обычно предпочитает ситуативно-деловое общение, хотя охотно включается и в ситуативно-личностное общение, особенно с близкими взрослыми.

Не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым, или сформирована потребность во внимании и доброжелательности  взрослого, но недостаточно удовлетворяется взрослыми.

  1. При наличии экспрессивно-мимических средств общения и понимании речи взрослого отсутствие предметно-действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии ситуативноделового общения.  

Вследствие педагогической запущенности. 

  1. Низкий уровень развития общения по итогам заключения.

Свидетельствует о задержке в развитии ребенка 

Глубокая задержка в развитии. Причины 

  1. Отсутствие инициативности в сочетании с отсутствием чувствительности.
  2. Отсутствие предметно-действенных средств общения, понимания речи взрослого и лепета у ребенка после 8 месяцев.  

Это может быть вызвано органическими нарушениями ЦНС, нарушениями слуха, педагогической запущенностью.  

Показано обращение к невропатологу, психиатру и к другим специалистам 

 

Диагностика предметно- манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия. Описание диагностических ситуаций 

Ситуация 1. «Разные игрушки» 

Цель: определить параметры предметно-манипулятивной деятельности со знакомыми ребенку предметами.  

Оборудование. Психолог подбирает и складывает в мешочек или пакет набор игрушек. В него должны входить игрушки, с которыми ребенок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки. Этот предмет позволит ребенку осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), так и специфические (катать, надевать на палец через отверстие), а также игровые, культурно-фиксированные действия (использовать как «руль» или «тарелку»).

Погремушка, резиновая игрушка «пищалка», мяч, телефонная трубка позволят ребенку производить специфические действия (греметь, размахивать  погремушкой, сжимать резиновую игрушку, катать мяч). Мягкая игрушка  (животное или кукла с разнообразными деталями одежды), ложечка, чашечка позволят ребенку производить исследовательские, игровые, культурно-специфические действия («баюкать», «кормить» куклу, самому «пить» из чашечки и т.д.).

Методика выполнения. Ребенок сидит на специальном стульчике перед столом, а взрослый рядом с ним. Он последовательно, по мере угасания у ребенка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. В данной ситуации взрослый не инициирует общения.  

Внимание!

  1. Если ребенок проявит инициативу (например, протянет игрушку), следует взять игрушку, но не продолжать общение.
  2. В случае, когда ранее уже проводилась диагностика развития общения ребенка, психолог может выложить ту игрушку, которая обыгрывалась им в процессе ситуативно-делового общения. Это позволит проследить, пытается ли младенец воспроизводить полученный ранее образец и побуждает ли к этому взрослого.  
  3. Данные, полученные при диагностике общения, можно использовать для характеристики предметно-манипулятивной деятельности. Если при проведении диагностики общения психологу удастся одновременно регистрировать показатели предметно-манипулятивной деятельности, эти пробы можно объединить. В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности (приложение 2).  

 

Ситуация 2. «Незнакомая игрушка»

Цель: выявить возможности ребенка исследовать незнакомый предмет, проявить изобретательность в обследовании и манипулировании.

Оборудование. На столике помещается незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей. Например, такой предмет можно сконструировать, изготовив цилиндр с отверстиями, в которые вставляется стержень с привязанными к нему разноцветными лентами. Можно использовать старый будильник (предварительно удалив стекло, покрывающее циферблат), небольшой транзисторный радиоприемник с выдвигающейся антенной, коробочку для дискет и т.д.

Методика выполнения. Ребенок сидит на детском стульчике за столом. Перед ним помещается незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребенка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров предметноманипулятивной деятельности регистрируются в протоколе (приложение 2).

 

Анализ результатов

Характеристика уровней развития параметров ПМД ребенка второго полугодия жизни

 

Уровень развития            параметров 

      ПМД 

Качественно-количественная характеристика   параметров и правила их анализа 

1. Виды действий с предметами 

(оценивается отдельно по каждому виду действий) 

А. Ориентировочноисследовательские Б. Неспецифические В. Специфические и культурнофиксированные 

Выраженность данного параметра оценивается по максимальному значению в обеих ситуациях.  

Например, если в первой  стоит оценка «1 балл», а во второй – 2 балла, то максимальное значение равно 2 баллам.  

Если какой-то вид действий получает оценку «0» в обеих пробах, значит в заключение отмечается, что ребенок не владеет, например, специфическими действиями с предметами 

Отсутствие 

Соответствует 0 баллам 

Мало 

Наличие 1–2 действия – 1 балл 

Достаточно 

Наличие более 2 действий – 2 балла 

2. Познавательная активность 

А. Разнообразие действий с предметами 

Выраженность данного показателя оценивается по максимальному значению в обеих пробах 

Отсутствие 

Ребенок держит игрушку в руках и не производит действий – 0 баллов 

Слабая 

Ребенок совершает 1–2 действия (стучит игрушкой по столу) – 1 балл 

Достаточная 

Совершает разнообразные действия (стучит, лижет, возит по столу и т.д.) – 2 балла 

Б. Эмоциональная вовлеченность в 

деятельность 

Выраженность данного показателя оценивается по максимальному значению в обеих пробах 

Отсутствие 

Ребенок боится или проявляет недовольство, отворачивается или отталкивает предметы, не проявляет интереса, безучастно скользит взглядом – 0 баллов 

Слабая 

Испытывает интерес к предметам, протягивает руку, но не решается взять, не интересуется упавшей игрушкой – 1 балл 

Средняя 

Проявляет интерес к игрушкам. Редко отвлекается, пытается достать упавшую игрушку, но не проявляет интереса – 2 балла 

Высокая 

Ребенок полностью поглощен действиями с игрушкой, сосредоточен на предмете. Настойчиво пытается достать игрушку, сопровождает действия лепетом, радуется – 3 балла 

 

Высокий уровень. Если все параметры ПМД имеют высокий уровень, то это свидетельствует о нормальном развитии ребенка. У ребенка, находящегося в благоприятных условиях воспитания, предметно-манипулятивная деятельность окрашена яркими положительными эмоциями, он активно ищет и находит себе занятие, умеет извлечь интерес даже из внешне непривлекательного предмета.  

Средний уровень. Если хотя бы один из параметров ПМД имеет средний уровень развития какого-то параметра, то это свидетельствует о незначительной задержке в развитии ПМД, вероятнее всего вследствие педагогической запущенности.  

Низкий уровень. Ребенок проявляет боязнь или недовольство, отворачивается, безразличен или проявляет кратковременный интерес к предметам, не интересуется упавшей игрушкой и т. п.  

Отсутствие или слабая эмоциональная включенность ребенка в деятельность свидетельствует о слабой познавательной активности ребенка (держит в руках игрушку, не производя с ней действий, или совершает 1–2 действия).  

О задержке в психическом развитии ребенка свидетельствует:

если хотя бы один из параметров ПМД имеет низкий уровень.  

Причины: Неблагоприятные условия воспитания, органическое поражение ЦНС. В этом случае ребенка следует обследовать дополнительно.

О незначительной задержке в развитии ПМД свидетельствует: 

отсутствие специфических действий с предметами у ребенка после 8 месяцев,  – отсутствие культурно-фиксированных действий у ребенка старше 11 месяцев.  

Причины: дефицит общения со взрослыми. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости. 

 

 

Приложение 1

Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка 

 

Фамилия, имя ребенка.

Возраст.  

Дата обследования.

 

Ситуации

 

 

 

Сосредоточение

Улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Отвлечения

Примечания

Оценка в баллах

«Пассивный взрослый»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чистое общение»

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

«На руках у взрослого» 

 

 

 

         

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

Воздействия

 

 

 

 

 

 

Пауза          

 

 

 

 

 

 

                                             

Шкалы оценки выраженности компонентов  комплекса оживления 

 

 

Приложение 2

Протокол регистрации параметров познавательной активности в первое полугодие жизни

 

Фамилия, имя ребенка.

Возраст.

Дата обследования.

 

Ситуации, пробы

Интерес

Положительные эмоциональные проявления

Познавательные    действия

Примечание

Улыбка

Двигательное

оживление

Вокализации

Зрительные действия

Мануальные

действия

Оральные

действия

«Разные игрушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кукла

 

 

 

 

 

 

 

 

Машин-

ка

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкая игрушка

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамидка

 

 

 

 

 

 

 

 

«Одна игрушка» 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-я проба

 

 

 

 

 

 

 

 

2-я проба

 

 

 

 

 

 

 

 

3-я проба

 

 

 

 

 

 

 

 

4-я проба

 

 

 

 

 

 

 

 

5-я проба

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация род.собрания "возрастные особенности детей 3-го года жизни"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ,ВЫДЕЛЕНО ВСЕ ОСНОВНОЕ,ВСЕ ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ.ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ,БЫСТРО,ДОСТУПНО И НАГЛЯДНО ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ВСЕ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ...

Возрастные особенности детей 4-5 года жизни

В возрасте 4 –5 лет у ребенка появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского о...

Возрастные особенности детей 3-4 года

Возрастные особенности детей 3-4 года...

Возрастные особенности детей 3-4 года

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет"...

Презентация для родительского собрания «Вот и стали мы на год взрослей»-возрастные особенности детей 5-6 года жизни.

Анатомо-физиологические особенности¢Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения»¢Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям¢К пяти годам у ...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 года.

1.     Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.2....