Методические рекомендации проведения пальчиковых игр
методическая разработка по коррекционной педагогике

КАДЫРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_palchikovyh_igr.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

проведения пальчиковых игр

Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье» муниципального образования город-курорт Геленджик Кадырова Татьяна Сергеевна

В жизни человека существует не долгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.

        На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки»-не что иное, как массаж в игре. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «сорока-белобока кашу варила, деток кормила» стимулирует работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони-проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги-по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

        Дальше-внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки-белобоки» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием «этому дала, этому дала» каждого «детку», то есть каждый пальчик надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный-для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки им среднего пальца стимулирует работу печени; указательного-желудка. Большой палец (которому «не дала», потому что дрова не рубил, кашу не варил-тебе ничего нет») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит итак называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

        Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

        Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры»-это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

            Что же происходит, когда ребенок занимается  пальчиковой                            гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать руками» целую историю.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

               Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5-ти раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав 2 или 3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

                                        Сказка «Пальчики»

        Жили-были на одной поляне пять братьев-пальчиков. Были они розовыми и пухленькими, очень похожими друг на друга. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало, и поэтому каждый раз попадал в неприятные истории. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном и очень обидчивым, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был мизинчик. Все его любили и, когда он проходил мимо, говорили: «Какой красивый маленький пальчик», а мизинчик только вздыхал и мечтал поскорее подрасти.

        (при рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речь. Так же  можно раскрасить пальчики на руке себе и малышу. Каждый пальчик определенным цветом. Затем спросить: «Где большой пальчик?», и одновременно с ребенком приподнимать или показывать нужный пальчик. Если он приподнял нужный пальчик, то цвет, которым окрашен палец, совпадет с цветом взрослого. Ребенок учится на примере)

                                          Используемая литература:

  1. М.С.Рузина. С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр». Санкт-Петербург 1997 г.
  2. Е.Косина «Гимнастика для пальчиков». Москва 2009 г.
  3. О.В.Узорова. Е.А.Нефедова «Игры с пальчиками». Москва 2003 г.
  4. О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», «Стихи на развитие речи». Санкт-Петербург 2007 г.
  5. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург 2009 г.
  6. Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры». Москва 2008 г.
  7. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ярославль 1997 г.
  8. Ю.Соколова «Речь и моторика» Москва 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Пальчиковые игры"

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления,...

методическое пособие "Пальчиковые игры " 2мл.группа

  Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.       ...

методическое пособие "Пальчиковые игры" средняя группа

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.         ...

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

«Птички».Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).«Цветок». Набухай  скорей, бутон,...

Учебно-методическое пособие: "Пальчиковая гимнастика по лексическим темам"

Учебно-методический материал: "Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам"....

Учебно — методическое пособие «Пальчиковая игротека»

  Занятия пальчиковыми играми способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, ...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...