Приобщение дете с ОВЗ к миру художественной литературы
консультация

Николичева Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_miru_chhl.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида»

«Приобщение детей дошкольного возраста с нарушением зрения к миру художественной литературы»

Николичева Елена Васильевна

Воспитатель 1категория

город Мончегорск

2018 год

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В. А. Сухомлинский.

Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми дошкольного возраста является один из актуальных.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

В нашем дошкольном образовательном учреждении воспитываются дети, имеющие разную зрительную патологию (преимущественно, косоглазие и амблиопию).

Практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

У большей части наших воспитанников ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность), связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими.

В работе с детьми с нарушением зрения приходится учитывать их особенности и создавать определенные условия для развития эмоционально – познавательной деятельности.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость поиска новых форм, методов и средств обучения   и разработке проекта   по приобщению к чтению художественной литературы детей   дошкольного возраста.    Результатом работы стало создание инициативной площадки по реализации проекта «Вместе с книжкой мы растем». Цель работы: создание условий для формирования общечеловеческих ценностей, культуры человеческого общения средствами художественной литературы. В основе   проекта лежит разработанная система работы по приобщению детей к чтению художественной литературы.

В группах нашего детского сада организована соответствующая предметно – развивающая среда.

«Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу, спокойно рассмотреть и перечитать ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Большой дидактический потенциал для полноценного развития и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения имеют тактильные книги. Благодаря книгам серии «Атлас восприятия иллюстраций», которые наш детский сад ежегодно получает в дар от Фонда и меценатов Программы «Книжки в подарок» при поддержке спонсоров АО «Кольская ГМК» наши воспитанники могут увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображений, познакомиться с искусством книжной графики. Тактильные рукодельные книги занимают всё большее место в процессе приобщения ребёнка к чтению, к получению знаний через книгу. Тактильная книга помимо того, что даёт возможность восприятия книги как предмета быта в дошкольном возрасте, выполняет и множество других функций в процессе воспитания. В рамках инновационной площадки был проведён конкурс рукописной тактильной книги. В нем принимали участие как педагоги, так и родители.

Использование тактильной книги в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

 формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

 развитие литературной речи;

 приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Наше дошкольное образовательное учреждение тесно сотрудничает с центральной детской библиотекой.

Здесь уделяется большое внимание работе с семьей, семейному чтению. Наш детский сад посещают дети со слабым зрением, но уже не один год они под руководством воспитателей регулярно посещают городскую детскую библиотеку. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники детской библиотеки. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники библиотеки наряду с родителями и воспитателями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности наших самых маленьких читателей. Воспитателями и работниками библиотеки разработан совместный план работы и тематические циклы мероприятий «Мореплавание Почемучки». Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей:  литературная гостиная «Творчество писателей – натуралистов» (М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Бианки, Н. Сладков),  игровое шоу «Времена года в стихах, рассказах, сказках русских писателей» (К. Чуковский, С. Маршак),  зооботаническая викторина «Наши соседи - жуки да медведи, орлы и козявки, деревья и травки»,  экологическая игра «Лесная азбука: голоса птиц, повадки лесного зверя, литературная викторина «Ради жизни на Земле!», посвященная Дню Победы,  «Путешествия Капельки».

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организован процесс чтения дома и насколько поддержан интерес к прочитанному в детском саду. Однако, если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать интерес к чтению в начальной школе будет трудно, а в ряде случаев – невозможно.

Одним из важных путей решения этого вопроса является системная работа приобщения ребёнка к чтению детской литературы как в ДОУ, так и в семье. Именно семья с её неповторимой атмосферой родственных, стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей обеспечивают детям психологический комфорт. А любовь и доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Необходимо поддерживать постоянное сотрудничество семьи и детского сада и быть логическим продолжением работы. Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

В работе воспитателя с родителями решаются следующие воспитательные задачи.

- Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.

- Расширить их представления о детской литературе.

-  Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Формы работа с родителями

 1. Анкетирование на тему: «Ребенок и книга», «Знаете ли вы, какие книги читать детям?»

 2. Знакомство с печатными консультациями;

 3. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, пошив одежды для драматизации; книжек-малышек

 4. Участие родителей в конкурсе рукописной книги

 5. Проведение родительского собрания, тренингов

Работа с родителями проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях, на которых педагоги знакомят родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. 

Так на общем    родительском собрание «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи» были освещены вопросы: как привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее эффективны? Приглашенный на встречу, библиотекарь МБУ ЦБС, Бань Ольга Николаевна рассказала о пользе чтения, о том, как правильно подбирать книги для домашнего чтения и какие ошибки можно допустить при их выборе. Родители приняли активное участие в дискуссии по данной теме, разобрались в часто возникающих спорах и вопросах. А семьи, где существует традиция семейного чтения, поделились своим опытом приобщения ребенка к чтению, к книге.

Таким образом, система работы по приобщению детей дошкольного возраста с нарушениями зрения к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

-Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей

- Создает предпосылки для реализации творческих способностей

- Помогает воспитанникам войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Список литературы

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. –М.: «Просвещение»,2011.-190с.

2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. -  №12. – С.88 - 94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью  усиливается эмоциональное воздействия на детей. ...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".

эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....

Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...