Проект «Создание речевого центра «Сказка из диафильма»»
проект по коррекционной педагогике

Кищукова Валентина Владимировна

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – эта одна из важнейшей образовательных областей дошкольников. Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Конечно же, нет. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом

развитии воспитанников  № 9 «Колокольчик»

Проект «Создание речевого центра «Сказка из диафильма»»

Выполнила:

Кищукова Валентина Владимировна

учитель-логопед МКДОУ № 9 «Колокольчик»

г. Канск 2019 г.

Актуальность

МКДОУ № 9 - единственное специализированное учреждение восточного округа Красноярского края, деятельность которого полностью посвящена коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.  На итоговом педсовете 2018 года старший воспитатель, поставил задачу перед учителями-логопедами ДОО «Поиск новых форм и методов стимулирования речевой активности, развитие связной речи детей с нарушением интеллекта».

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – эта одна из важнейшей образовательных областей дошкольников. Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Конечно же, нет. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.

И мы начали работу творческой группой учителей-логопедов по поиску новых форм и методов речевого развития. Но, наряду с поиском современных методов обучения и воспитания, мы сочли, что необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Изучая различные технологии, методы речевого развития, мы, конечно же, не забывала делать упор на специфику нашего детского сада.

И совершенно случайно, мы нашли в интернете исследование М.Л. Варшавской, которая изучала проблему использования диафильма, как средства развития связной речи у детей дошкольного возраста. И, конечно же, мы вспомнили свое детство, ведь  просмотр диафильмов для нас был целый ритуал, это особая форма общения. Устроить импровизированный экран, вставить пленку, подождать, пока нагреется диапроектор, погасить свет в комнате и…Начало удивительной сказки из диафильма!  Сейчас обычно родители сажают перед телевизором ребенка и уходят по своим делам.  А ребенок общается с телевизором. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Диафильм — вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология. Изучая данное исследование Л.М. Варшавской мы сделали вывод: просмотр диафильма в работе с детьми не только можно использовать, но и нужно!

       Диафильмы для детей стимулируют:

речь, потому что диафильм можно обсудить в процессе просмотра, уделить внимание - произношению слов, пересказу; 

-воображение ребенка, можно придумать конец сказки, порассуждать, что может произойти в любой момент после смены слайда;

-память и внимание ребенка, потому что нужно отследить развивающийся сюжет;

-доверительные взаимоотношения с взрослым, потому что нет ничего безмятежней, чем сидеть в темноте, слушая историю.

Создание «Речевого центра «Сказки из диафильма»» является важным инструментом в работе логопеда с  детьми ОВЗ, имеющими   проблемы в развитии речи.  Адекватность и полноценность функционирования салона  должны базироваться на соответствующем требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование. Данный проект поможет наиболее полно обеспечить развитие детей по таким направлениям как, речевое, социально-коммуникативное, познавательное. Ведь само пребывание в салоне стимулирует речевую активность, пополняет словарный запас ребенка. Это удивительное место развивает зрительную память, воображение, положительные эмоциональные реакции и уравновешивает психику ребенка. 

Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказки занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений.

Проблема 

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования и развития связной речи детей с нарушением интеллекта, на новом уровне удовлетворить коррекционно-образовательные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. В настоящее время  многие детские учреждения используют в своей работе различные речевые центры, мы же пробуем создать речевой центр, учитывая направленность нашего учреждения.

Идея проекта

Возможности нашего речевого центра позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Созданный проект «Речевой центр «Сказка из диафильма»» имеет не только теоретическую направленность, но и практическую. В основе практической деятельности лежит создание речевого центра. Новизна проекта состоит в разработке и осуществлении особого подхода к развитию речи ребенка. Местом реализации данного проекта является МКДОУ № 9 «Колокольчик». Учитывая специфику нашего учреждения наличие такого центра в учреждении необходимо.

Цель: Создать речевой центр для стимулирования речевой активности, развитие связной речи детей с нарушением интеллекта.

 Задачи:  

  • создать и оформить речевой центр «Сказка из диафильма» в детском саду;
  • разработать расписание пребывания всех детей в данном центре,  программу сопровождения коррекционно-логопедического  процесса в условиях речевого центра;
  • познакомить педагогов и родителей с  работой речевого центра;
  • развивать речевую активность у детей посредствам просмотра «Сказки из диафильма».

Деятельность по реализации проекта

Целевая группа: воспитанники, педагоги, родители.

Этапы проекта:

I этап: подготовительный (сентябрь- ноябрь 2018 г.)

  • изучение нормативно-правовой базы,  методической литературы по созданию в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды для детей ОВЗ;  изучение опыта работы коллег средствами информационных ресурсов;
  • совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов и форм работы (речевые игры и упражнения);
  • подборка сказок с учетом особенностей детей;
  • составление карт наблюдений на выявление заинтересованности и активности детей при посещении речевого центра;
  • изучение возможности участия родителей в реализации проекта;
  • определение личного вклада каждого участника проекта.

II  этап: основной ( декабрь 2018 г. –апрель 2020 г.)

  • создание и оборудование речевого центра «Сказка из диафильма»;
  • разработка расписания, программы сопровождения речевого центра в коррекционно-логопедическом  процессе;
  • совершенствование форм работы в речевом центре;
  • разработка с детьми правил поведения и работы в речевом центре.

III этап: итоговый (май 2020 г.)

Характеризуется подведением итогов.

  •  Анализ устойчивости посещения речевого центра;
  •  Анализ эффективности работы речевого центра.

         Данный проект начал апробацию в нашем дошкольном учреждении в январе 2019 г., а разработанный нами план мероприятий по выбранным направлениям реализуется в настоящее время. 

По сроку реализации: долгосрочный.

Продолжительность проекта: 1 год 8 месяцев.

Бюджет проекта

Ресурсы

Имеющиеся

Необходимые (руб.)

Финансирование

Проектор-фильмоскоп

+

-

-

Диафильмы

+

-

-

Жалюзи

3 500

вне бюджетные средства

Мягкие подушки

-

2 000

вне бюджетные средства

Стенд выбора сказок

1 500

вне бюджетные средства

Итого: 7 000 рублей

Формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Модель деятельности  речевого центра «Сказка из диафильма» МКДОУ №9

 

 

Условия

 (в течение реализации проекта)

Продолжительность работы

январь 2019 – май 2020 г.

Режим дня

1 и 2-ая половина дня

Время

15-20 минутное

Недельная цикличность

5 дней в неделю (за каждой группой закреплён день недели и время)


     Методы работы:

  • Элементы сказкотерапии;
  • Речевые игры;
  • Игры на развитие навыков общения;
  • Формы организации коррекционно-логопедических  занятий.

      Каждый просмотр включает несколько структурных частей. Так в основной части педагог предлагает детям посмотреть диафильм и после просмотра вопросами инициировать обсуждение увиденного. Часто беседы будут иметь проблемный характер, и посвящалась решению той или иной проблеме. Используем такой прием, как «стоп кадр» в какой той проблемный, конфликтный по сюжету момент, приостановить просмотр и предугадать дальнейшие события. С целью задействования мотивационных компонентов деятельности применяем следующую тактику: чтобы узнать завершение сказки, педагог предлагал детям выполнить упражнения на развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Использовались следующие игры и упражнения: «Назови ласково»; «Один — много»; «Слова наоборот»; ««Закончи предложение» и др. После первых наблюдений: у многих детей в ходе просмотра диафильма возникало желание и потребность поделиться с кем-либо впечатлениями, обсудить поступки и характеры героев, и, в первую очередь, со сверстниками. Это объясняем тем, что диафильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства,  которыми детям хочется поделиться. В то же время детям не все остается понятным, и они стремятся получить объяснение взрослых или сверстников, желают, чтобы им прокомментировали отдельные события и ответили на возникшие вопросы.

Карта наблюдений на каждого ребенка.

-проявление внимательности во время инструкций;

- проявление активности при выполнении заданий, бесед, ответов на вопросы;

- проявление речевой активности на протяжении всего просмотра;

- проявление эмоций во время пребывания речевого центра;

- проявление напряженности, уклонение от беседы.

Прогнозируемые результаты:

-улучшится развитие речи дошкольников;

- у детей улучшится звукопроизношение;

- произойдет более успешное овладение связной речью;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- усиление интереса к сказкам, беседам;

- доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу;

-создастся  плодотворное, конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Создание речевого центра «Сказка из диафильма» публиковать опыт работы, распространять его в городе.
  • Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями.
  • Так же после завершения данного проекта, мы видим перспективу появления следующего проекта «Диафильм своими руками».

Эффективность проекта мы будем оценивать:

  • По количеству детей желающих посещать речевой центр.
  • По анализу эффективности работы речевого центра
  • По интересу родителей  (положительные отзывы родителей).
  • По интересу к опыту учреждения других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

Ресурсное обеспечение:

1)  Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», издательство речь, 2007 г.;
2)  Н.М. Сертакова «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста», издательство детство-пресс, 2012 г.;

3) М.Л. Варшавская «Диапозитивные фильмы и их применение в работе для развития речи  детей дошкольного возраста», Дис. канд. пед. наук. М., 1953;

4) В.П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Москва, 2002 г.;

5)  О.С. Ушакова «Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа)», Дошкольное воспитание. - 1984. - N 10. C. 9-14.

6) Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ;

7) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17октября 2013г №1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию "Сказка - ложь, да в ней намёк"

Данный проект предназначен для работы с детьми средней группы по речевому развитию...

Создание речевого центра в группе в соответствии с возрастом детей

Серафима Тарара Создание речевого центра в группе в соответствии с возрастом детейХорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, те...

проект создания сенсорного центра во 2 младшей группе.

Описание проекта:Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг....

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...

Методическая разработка проекта «Создание книжки по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» для детей среднего дошкольного возраста

Идея проекта возникла на утреннем детском круге, когда началась «неделя Маршака». На утреннем круге дети предложили сделать книжку. Позже было выбрано ими и литературное произведение для э...

Проект по речевому развитию "Сказка за сказкой"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Вот почему так важно привив...