Мастер – класс: «Поддержка детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Участники мастер-класса: Педагоги дошкольного образования.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности в поддержке детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы поддержки  детской инициативы в ДОУ;

  -прокомментировать эффективность применения приемов;

 - отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_situatsiya_k_master-klassu.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс:

«Поддержка детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка»

Учитель-дефектолог:

Шестакова Ирина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 45»

ЭМР Саратовской области

2018г.

Участники мастер-класса: Педагоги дошкольного образования.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности в поддержке детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы поддержки  детской инициативы в ДОУ;

  -прокомментировать эффективность применения приемов;

 - отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 -наборы  канцелярских  принадлежностей  для проведения игровой ситуации «Паспортный стол»; плакат «Права ребенка», образцы детских «паспортов», картинки сказочных героев.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

     1. Постановка педагогической проблемы.

     2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

     3. Рефлексия.

 Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с вопроса:

- Как вы думаете, чем отличается «инициативность» от «самостоятельности» ребенка? Хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка - это самоосуществление какой-то деятельности, это процесс.

 Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Инициативность – частный случай самостоятельности. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, именно поэтому так важно создавать условия поддержки детской инициативы. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Важно научить ребёнка делать самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Инициативность достаточно легко формируется, если не злоупотреблять указаниями ребёнку – что-то сделать, а создавать проблемные ситуации.

Следующий вопрос: - В каких видах деятельности проявляется инициативность ребенка? (Инициативность проявляется во всех видах деятельности).

 В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы для создания условий поддержки детской инициативы при ознакомлении воспитанников с правами ребенка.

II.               ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

Мне как тифлопедагогу, ведущему социально-бытовую ориентировку, часто приходится сталкиваться с непониманием детьми таких понятий как «фамилия», и особенно «отчество», домашний адрес и т.д.  Формирование представлений о самом себе и своей семье, мы с воспитателями группы начинаем со знакомства воспитанников с «Правами ребенка».  Беседы, игровые упражнения, игры, общение, подбор художественных произведений по этой теме, чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и т.д.  помогают  воспитанникам усвоить основные понятия.  На примерах сказочных героев мы рассказываем  о возможных нарушениях прав детей.  «Право на жизнь»  Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", "Колобок», «Право на имя, фамилию» «Красная шапочка»,  «Право на семью»  «Гуси-лебеди»», «Право на образование» «Золотой ключик», «Право на медицинскую помощь» К. Чуковский "Айболит", «Право на отдых» «Золушка»», «Право на жилье» Лиса и заяц», Р. Н. С. "Теремок".

Нами создан  плакат «Права ребенка». Данное наглядное пособие помогает в игровой форме  сформировать и закрепить  представления детей. Следующим этапом  работы стала игровая ситуация в совместной деятельности «Создание паспорта сказочного героя». Игровая ситуация включает все основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность. 

Сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги,  поучаствовать в игровой ситуации «Создание паспорта сказочного героя».

(Проведение практической части по «Плану-конспекту игровой ситуации совместной деятельности  с воспитанниками  подготовительной к школе группы компенсирующей  направленности (нарушение зрения)».

Комментарии: Формы  работы по поддержке детской  инициативы являются:  выбор сказочного персонажа, выбор роли в игре,   общение, работа в группе, представление «паспорта».

III.            РЕФЛЕКСИЯ.

- Как вы считаете, где в своей работе вы можете использовать данные приемы ? (выслушать каждого).

 Благодарю всех за внимание, мой мастер-класс закончен.

Спасибо.

План-конспект игровой ситуации совместной деятельности

с воспитанниками  подготовительной к школе группы

компенсирующей  направленности (нарушение зрения).

I.        Организационная информация (Согласно ФГОС ДО)

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативное  развитие

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, продуктивная(изготовление паспорта сказочного героя)

II.        Методическая информация

Тема игровой ситуации

«Создание паспорта сказочного героя».

Методы и приемы

Мотивирование детской деятельности, инициативы, беседа, создание воображаемой игровой ситуации.

Цель

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом удостоверения личности, паспортом, с  работой «Паспортного стола» и  профессией «паспортист».

Задачи

Коррекционно-развивающие:

1.создание  условий социализации детей в современное общество и развитие инициативы в игровой обучающей ситуации;

2.формирование  представлений о работе паспортной службы в игровой ситуации;

3. закрепление  знаний  о имени, отчестве, фамилии человека (сказочного героя).

Воспитательные:

1. формирование  чувства собственного достоинства, осознания своих прав, гражданственности, чувства ответственности;

2. воспитывать умение работать в коллективе.

Активизация словаря

паспорт, паспортный стол, паспортист, титульный лист,  герб, гражданин РФ, печать.

Планируемые результаты

С помощью игры закрепить знания детей о фамилии, имени и отчестве, домашнем адресе, возрасте, вспомнить алгоритм заполнения паспорта сказочных героев.

Организация среды для проведения  индивидуального занятия

демонстрационный: паспорт  гражданина РФ, презентация, компьютер, печати, мяч.

раздаточный: комплект сюжетно-ролевой игры: «Паспортный стол»: картинки (фотографии) сказочных героев, бланки паспортов, фломастеры, карандаши, резинки, линейка, клей, ножницы., фонарик.  Бейджики по количеству детей.

Предварительная работа

Беседы: «Зачем человеку имя?», «Известные люди России», «Мои права», создание плаката «Права ребенка»,  д/и «Назови себя», «Если папа…,то  я…», знакомство с персонажами, составление алгоритма личных данных человека.

Ход игровой  ситуации

Мотивация: Сказочные герои хотят получить  свой личный паспорт.

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность детей

1.Орг.момент.

Приветствие в стихотворной форме:

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

«Всем привет! и «Добрый день!».

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется. Доброе утро!

- Ребята, сегодня я пригласила вас поиграть и  потрудиться, но чтобы попасть в игру вам нужно назвать пароль.

Пароль нашей игры «профессии взрослых»

Дети называют профессии взрослых и хлопают учителя- дефектолога по ладони.

2. Д/и «Кому что нужно для работы»

- Передайте мяч по кругу  и называйте предметы необходимые в каждой профессии, н/р: водителю – автомобиль.

Дети берут мяч и называют инструменты и предметы для выбранной профессии.

3. Знакомство с паспортом гражданина РФ

-Ребята, как вы думаете, что это такое?

- Зачем человеку паспорт?

- Какое право человека защищает паспорт?

(право на имя)

Ответы  детей;

4.Работа с презентацией по теме

-Так выглядит паспорт гражданина РФ: титульный лист, на котором изображен герб РФ, на первой странице– главные символы: Кремль, герб, и название документа.

- На следующей странице паспорта приклеивают фотографию, пишут фамилию, имя, отчество человека, возраст, пол, место рождения.

Как вы думаете, а где человек может получить паспорт?

Дети рассматривают изображение на экране.

Ответы детей

5.Зритльная гимнастика

6.Создание игровой ситуации

Как вы думаете, а где человек может получить паспорт?

Сегодня я хочу познакомить вас с профессией паспортист.

-Когда паспорт не заполнен, он просто бланк. Только когда запишут  Ф.И.О. и поставят печати - паспорт становится документом..

-Как выдумаете, что нужно паспортисту для работы?

Я -директор паспортного стола.  К  нам обратились сказочные  герои, которым  тоже нужен паспорт.

-Разделитесь на две команды, выберите паспортиста, кто у вас будет клеить фотографию, приготовьте свое рабочее место,

для этого возьмите необходимые вам предметы.

-Выберите фотографию сказочного героя и можете приступать к оформлению паспорта, а помогать вам будут  ваши воспитатели.

Дети выполняют

Ответы детей

Дети делятся на две команды, раскладывают принадлежности на своем столе.

Дети обсуждают, «заполняют» паспорт, записывают печатными буквами.

7.Обсуждение результатов деятельности каждой команды

-Расскажите, какому сказочному герою вы оформили паспорт, какую Ф.И.О. вы придумали и т.д.

7. Подведение итогов

-Наше паспортный стол  сегодня закрывается.

-Как вы думаете,  понравятся паспорта сказочным героям?

-Ребята, а зачем человеку паспорт?»

Команды представляют  самостоятельно продукт своего труда.

Ответы детей

Литература

1. Примерная  основная  образовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.-25с.3.Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-251с.

Интернет-ресурсы:1. Сидорчук Т.А. «Современные образовательные технологии». WWW Volga-triz.ru/