«Система коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Васильева Алена Александровна

Направления работы с детьми с ОНР дошкольного возраста с целью предупреждения дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Система  коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста»

     Анализ имеющейся литературы и методических материалов по предупреждение дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи показывает, что для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении. По данным А.Н.Корнева, Лалаевой Р.И. и других авторов, распространенность специфических нарушений письма (дисграфии)  велика (свыше 30%)  у детей на начальном этапе обучения.

    Выявление предпосылок  к  дисграфии у дошкольников старшего возраста с ОНР через диагностические задания и упражнения очень важно в период диагностического обследования (в первые две недели сентября). Для того, чтобы  как можно раньше спланировать коррекционную  работу. Использую комплексную методику при обследовании в два этапа. Уровень развития устной речи выявляются уже при первичном обследовании ребенка:

-строение артикуляционного аппарата;

-темп, ритм речи, интонационная выразительность, голос, тембр;

-звукопроизношение;

-фонематические представления, фонематическое восприятие ,навыки звукового анализа и синтеза;

-обследование слоговой структуры;

-обследование грамматической стороны речи.

При повторном обследовании рекомендую использовать МРВД (методику раннего выявления дислексии) Корнева А.Н.:

  • «Рядоговорение».
  • «Ритмы».
  • Тест «Кулак-ребро-ладонь».
  • Субтест «Повторение  цифр».
  • Ориентировка в «право-лево».
  • Речевая проба Хеда.
  • Составление рассказа по серии картинок.

   Все данные обследования фиксируются в таблицах (А.,Б. и С.), что помогает проведению мониторинга результативности коррекционно-логопедической работы.

А. Методика раннего выявления дислексии в старшей логопедической группе.

№ п/п

Ф.И.реб.

Диагностика выявления дисграфии у дошкольников (тесты по Корневу)

Определение латер. Фенотипа

1

2

3

4

5

6

7

Б. Диагностика уровня сформированности речевых функций.

Ф.И

Ре-бенка

Слуховая дифференциация акуст. близких звуков

Наличие звуковых замен в речи

Фонематический анализ

Грамматич.сторона речи

Словарь

т.м

зв.гл.

св. шип

соноры

Уд.гл.

На фоне сл.

К. согл

Место зв. в сл

Словоиз.

Словообр.

В. Диагностика уровня сформированности неречевых функций.

ФИ

Ребенка

внимание

мышление

Мелкая моторика

Графомоторные навыки

Пространственные представления

3.Основными  направлениями  коррекционно - развивающей работы с детьми  являются:

 - воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

- устранение звуковых замен в устной речи;

- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;

- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

- формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;

- обогащение словарного запаса;

Развитие неречевых функций и операций:

  • пространственно-временных ориентировок, представлений;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.

Моторно-кинестетический компонент.

  • развитие мелкой моторики рук;
  •  подготовка руки к письму;
  • развитие артикуляционной моторики;
  •  формирование системы четко дифференцируемых

артикулем;

  • совершенствование общей моторики и

пространственно-ориентировочных функций;

  •  формирование ассоциативных связей.

        (кинема — графема, кинема — артикулема)

           Зрительный компонент.

  • развитие гностических функций зрения;
  • развитие моторных функций зрения;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие сукцессивных  функций.

           Слуховой компонент.

  • формирование слуховых дифференцировок акустически близких звуков, слогов, слов;
  • развитие сукцессивных функций .

4.Направления работы с детьми с ОНР с учетом возрастных особенностей.

Направления работы с детьми 4-5 лет:

  • Артикулирование  гласных звуков (а,о,у,ы,э);
  • «артикуляционная гимнастика»;
  • биоэнергопластика;
  • мелкая моторика пальцев рук;
  • воспитание простейших видов фонематических представлений;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматических систем.

Направления работыс детьми 5-6 лет:

  • Артикулирование  гласных и согласных звуков;
  • «артикуляционная гимнастика»;
  • биоэнергопластика;
  • совершенствование более точных движений пальцев рук;
  • воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование основных  грамматических систем языка.

Направления работыс детьми 6-7 лет:

  •        воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
  •        устранение звуковых замен в устной речи;
  •        воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
  • развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса.

5.Специальные игры и упражнения по основным направлениями  коррекционно - развивающей работы и с учетом возрастных особенностей для профилактики нарушений на письме у дошкольников.

1) Слуховая дифференциация звуков речи.

      Нормально развивающийся ребенок различает на слух все звуки речи, в том числе и акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста. Проверку акустически близких звуков можно начинать в 3-4 года. Обязательной проверке подлежат: твердые - мягкие (15 пар); звонкие - глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Если в результате проверки окажется, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то предпосылки акустической дисграфии отсутствуют.

Если же те или иные пары или группы звуков не дифференцируются ребенком на слух, то необходимо приступить к профилактической работе с ними. Начинать работу именно с 3- 4 летнего возраста важно для предупреждения не только акустической дисграфии, но также и «задержанного возрастного косноязычия».

        В 3-4 года должна начинаться работа по слуховой дифференциации звуков. Она должна быть закончена до начала обучения грамоте.

В этом возрасте дети научаются четко артикулировать гласные звуки (а.о,у,ы,и).Так как многие ошибки письменной речи связаны с нарушением артикуляции данных звуков. Из своей практики хочу отметить, что детям дошкольного возраста трудно правильно произносить звук - ы-.

      Для того, чтобы правильно формировать артикуляционный уклад необходимо с раннего возраста проводить  «Артикуляционную гимнастику».

 Рекомендую  использовать  «Сказочные истории из жизни Язычка» Е.Г. Карельской, адаптируя их по возрастным категориям и по лексическим темам.

Например, изучая тему «Продукты» мы «Месим тесто язычком», чтобы испечь «Блинчик», «Лошака» по теме «Животные» и тд.

      Важно уже на данном возрастном этапе применять  биоэнергопластику. Это сочетание движений органов артикуляции с движением руки. Например, в средней группе при произнесении гласных, руки выполняют различные движения: при проговаривании звука А- руки поднимаем вверх, звука Э- руки широко округлены  в стороны, О-руки округлены перед собой- руки отведены в сторону, У-руки вытянуты вперед. Этот прием хорошо использовать при автоматизации звуков в слогах.Например,произнося звук С дети вытягивают руки вперед, произнося длительно У-У-У. Ребята незаметно для себя преодолевают так называемый барьер неуверенности произнесения недавно поставленного звука. Научить детей данному приему непросто, поэтому  алгоритм действий таков:

-словесная инструкция с показом;

-словесная инструкция.

 Для усиления кинестетических ощущений:

- с открытыми глазами;

- с закрытыми глазами.

 На занятиях  с детьми старшего возраста  произнесении свистящих звуков сопровождается движением ладони  вниз, при произнесении шипящих-вверх (в соответствии с движением языка).

     Хорошей речевой моторике способствует достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук.  Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием хорошо использовать Су-Джок терапию  в коррекционных целях. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. Игры с  шариком: «Покатился колобок…», с колечком: «Этот пальчик наш большой…», «Надеваем перчатки…».

 Очень полезно детям на индивидуальном занятии рисовать  соответствующему звуку предмет.Например,ребенок или рисует «комарика» или же разукрашивает нарисованный взрослым  рисунок,признося соответственно з-з-з. А так же любимы детьми игры на «музыкальных инструмента»: металофоне, барабане, пианино с пропеванием слогов и слов. Это сопряженная гимнастика языка и рук ,когда пальцы и рот стимулируют друг друга. Данные упражнения совершенствуют статическую и динамическую координацию движений кисти и пальцев рук, активизируя ручную моторику, подготавливая детей к овладению грамотой и помогают в предупреждении специфических нарушений письма и чтения.

2)Устранение звуковых замен в устной речи.

   Полные замены одних речевых звуков другими является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое в норме должно исчезнуть к 5–6 годам.

Если такие замены сохраняются, то они являются предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии.

Профилактическую работу с ребенком чаще всего начинают с воспитания у него слуховой дифференциации заменяемых звуков. Затем правильное произношение заменяемого им звука самими родителями по подражанию и с привлечением логопеда.

Для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии недостаточно простой «постановки» звука его полной автоматизации в речи. Работа завершается дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука-заменителя, до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребенка. Предлагаются упражнения на фонематический анализ слов. В процессе этих упражнений ребенок должен определять наличие или отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место в этом слове (в начале, в середине, в конце). Если ребенок научится безошибочно «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме.

Игры и упражнения;

  •  «Дуем на шарики»;
  • «Игры на «музыкальных инструментах»;
  •  «Су-Джок терапия»;
  • Игры на автоматизацию звуков:
  •  «Лабиринт» (автоматизация звука с движением руки по лабиринту, «Самолет»( (автоматизация звука с движением руки по дорожке к облакам);
  •  «Цветочная полянка» (подбор цветочков на заданный звук: с - синий цветок - зеленый; «Послушай внимательно» (с зеленым цветочком дети ставят рядом точку, если услышат звук, слог, слово на звук –з-, и соответственно со звуком –с- проводится работа аналогичная);
  • «Проведи дорожку» (к звукам с картинками-символами);
  • Нахождение места звука в слове: «Собери букет» (серединка каждого цветка содержит определенный звук, а  к лепесткам необходимо подобрать картинки с данным звуком), 2подбери картинки» (к буквам подобрать картинки, содержащие данный звук);
  • Дифференциация звуков: «Каким звуками (звуком ) отличаются ?».

3) Предупреждение дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Воспитание простейших видов фонематического анализа слов начинаем с пятилетнего возраста.

Необходимость овладения ребенком простейшими формами фонематического анализа слов до начала его школьного обучения связана с тем, что членение речевого потока на отдельные составляющие его и фрагменты представляют сложность. Затруднительным оказывается уже разделение на слова, так как в процессе восприятия и порождения устных высказываний у ребенка никогда не возникает такой необходимости. Ему трудно переключить свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую. Особенно трудные для звукового анализа слова:

- слова с безударными гласными; (собачка, петух);

- слова с закрытыми слогами; (кабачок, бросил);

- слова со стечением согласных - слова, в которых один и тот же согласный выступает то в твердом, то в мягком варианте; (пригорок, прекрасный);

- слова с глухими и звонкими согласными, отличающиеся друг от друга по одному существенному признаку (коза-кожа);

Согласно исследованиям А.Р. Лурия, с трудом усваивается последовательность звуков в слове. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий - это самый распространенный вид дисграфии.

Согласно исследованиям В.К. Орфинской, дошкольного возраста должны быть доступны виды фонематического анализа слов:

- узнавание звука на фоне слова;

- определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, начале, в конце слова;

- выделение звука из начала и конца слова.

Необходимо подчеркнуть, что полным фонематическим анализом слов ребенок постепенно овладевает лишь в процессе обучения его грамоте. По данным исследования Л.Г. Парамоновой 25% детей подготовительной группы массовых детских садов не владеют простыми видами фонематического анализа слов. Хуже дела обстоят у детей, не посещающих детский сад. Профилактическая работа с детьми способна предупредить проявление у них дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

Профилактикой нарушений ритма у детей, начиная с раннего возраста, является воспитание чувства ритма через качания на качели, прыжки  на батуте, а затем уже детей учат ритмам простым  и сложным.

Игры и упражнения;

  • «Подумай и скажи» (определение места звука в словах), «Подари слова» (ребенок должен постараться определить на слух звук в произнесенном взрослым слоге, слове и поставить точку рядом с картинкой-символом).
  • «Буквы спешат подружиться» (формирования  навыка чтения)
  • Звуковые схемы слов.
  • «Определи место звука в слове», «Фишки», «Лабиринт».
  • «Назови место звука», «Звуко-буквенный состав слов»
  • «Слоговые кубики», «Посчитай и выложи количество слогов фишками».
  • «Посели картинки в свой домик» (в соответствии с количеством слогов)

4) Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.

Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний, по исследованиям А.Н. Гвоздева  заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.

По исследованиям А.Н. Корнева если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию.

Таким образом, для профилактики аграмматической дисграфии у детей с отставанием в речевом развитии необходима целенаправленная и продолжительная работа с использованием большого количества подобранного однородного типа материала.

Функция словоизменения

- образование множественного числа имен существительных; (кубик-кубики)

- согласование существительных с числительными; (один кубик, два… и тд.)

- согласование прилагательных с существительными; (красное яблоко, красный фонарь и тд.)

- правильность употребления предлогов. (перешел через дорогу)

Задача профилактики аграмматической дисграфии состоит в обеспечении правильного употребления окончаний имен существительных в предложных конструкциях.

Функция словообразования.

Дети с нормальным речевым развитием овладевают всеми способами словообразования к 7-8 годам. В дальнейшем у них не возникает трудностей и с написанием этих слов. Однако у детей даже с небольшим отставанием в речевом развитии начинают проявляться трудности словообразования, выражающиеся в основном в неправильном употреблении суффиксов и окончаний, неизбежно отражаются на письме.

У ребенка старшего дошкольного возраста проверяют состояние основных способов словообразования:

- образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (диванчик);

- образование глаголов при помощи приставок (у -,при - летел);

- образование относительных прилагательных (стакан из стекла - стеклянный стакан);

- образование притяжательных прилагательных (хвост лисы - лисий хвост).

Каждый из этих способов предлагают как выявление их сформированности, так и для устранения возможных отклонений, используя речевые упражнения и задания О.С. Ушаковой .

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме.

Обогащение словарного запаса.

В профилактике аграмматической дисграфии невозможно без обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста, именно с этого возраста должна начинаться профилактическая работа.

Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно ранее познакомить ребенка в доступной для него форме. Имеющиеся в языке слова систематизированы по частям речи:

- предметы (имена существительные);

- признаки (имена прилагательные);

- действия и состояния предметов (глаголы);

- признаки этих действий и состояний (наречия).

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме, (умение с опорой описать предмет, затем и без опоры, составление рассказов по схеме, сюжетным картинам, сюжетной картине, пересказ и тд.)

Весь комплекс упражнений проводится в игровой форме. Достаточно в полном объеме представлен материал в пособии Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»; В.В. Интересны пособия – помощники : «Артикуляционные модели на занятиях», «Учим слова и предложения», «Речевые игры и упражнения для дошкольников» ,автор Сидорова У. М. , издательство  «ТЦ Сфера»; Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи»

 Для успешного усвоения лексико - грамматического строя речи эффективны игровые упражнения:

  • «чей хвост?» (закрепление формы родительного падежа);
  • упражнение «Упрямые дети» (использование слов с противоположным значением);
  • «моя, мой, мое ,мои»;
  • «найди родственные слова»;
  • «большой - маленький»;
  • «из чего варят компот, варенье?».

      При формировании навыков разных видов словообразования и словоизменения у дошкольников рекомендую  методику Л. В. Лопатиной,  Н .В. Серебряковой.

Эффективны дидактические игры и задания:

«Что в магазине?» (на дифференциацию существительных  единственного и множественного числа ), «Убираем урожай» (закрепление форм винительного падежа существительных) и другие. Как средство обучения  словообразованию помогает наглядное моделирование (предметное ,графическое ,предметно-схематичное). С помощью моделей можно представить звуковую структуру слова , поупражняться в употреблении грамматических форм языка, расширить словарный запас. Для словесного анализа использую модель «Живые слова» (инсценирование  ситуаций на словообразование). 

5)Профилактика оптической дисграфии

Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки, о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой .

Игры и упражнения;

Формирование зрительного гнозиса:

  •  назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;
  • распределить предметы по величине;
  • соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
  • срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;
  •  дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;
  •  составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает .

Развитие зрительной памяти:

  •  «что изменилось?»; «Чего не стало?»;
  • зрительные диктанты «Продолжи строку»;
  • «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

 

Формирование буквенного гнозиса:

  • «веселый алфавит»;
  •  найти заданную букву среди других;
  • сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
  • назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;
  • определить букву в неправильном положении;
  • обвести контур буквы, заштриховать ее;
  • дописать букву;
  •  конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;
  •  найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

 

Формирование зрительно – пространственного восприятия:

  • показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;
  •  с опорой на картинки рассказать, что где находится;
  • определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;
  • работа над пространственными предлогами.

 

        Уточнение пространственного расположения букв:

  •  написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;
  •  найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;
  •  реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;
  • достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;
  • соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;
  •  тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);
  • срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина.

     Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как все они как в печатном, так и в рукописном шрифте из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв.

6)Игры на развитие воображения, зрительного внимани, памяти, сукцессивных функций ,мелкой моторики:

       

Игры на  развитие воображения ( обучая приемам воображения, совершенствую все психические процессы):

  •  «собери картинку» (Предлагаются в качестве образца картину целую и разрезанную на 4,8 частей эту же картинку. Затем «собрать эти части, что получилась целая картинка;
  • «разрезные картинки» (разрезанные на 2 части), затем постепенно усложняются задание;  
  • «узнай, что хотел нарисовать художник?» (Закончить словами рисунок);
  • «нарисуй словами»

«Представьте, что вы – «маленькие художники», вам нужно описать осень. Выберите краски, которыми будете «рисовать»».. Читаю рассказ – описание и вывешиваю план – это схематично изображенные облака, солнце, деревья, земля. Детям предлагаю «разукрасить», опираясь на план, золотую осень;

  • «на что похоже это пятно?» (Пятна, как кляксы на бумаге черн6ого цвета – что увидит в них ребенок?);
  • «чего не бывает?» (несуществующие  картинки животных) ;
  • «стихи – небылицы» (исправление детьми услышанных ошибок в стихотворениях);

Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания:

  • «Назови предметы»

Назвать предметы, наложенные друг на друга. Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема «Фрукты»).

  • «Узнай меня»

Узнать предметы по части (материал: предметные картинки с учетом лексических тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у кастрюли).

  • «Назови меня»

Назвать предметы по их контурам.

  • «Назови перечеркнутые изображения»
  • «Назови недорисованные предметы»

Определить, что неправильно нарисовал художник, какие части не нарисованы художником.

Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение.

  • «Нелепые картинки»

Анализировать нелепые картинки. Рассмотреть картинки, определить, что на них нарисовано неправильно.

  • «Журналист»

Предложенные игровые задания связаны с поиском «спрятанных» художником на сюжетной картинке изображений, объединенных одной лексической темой.

  • «Цветные лужайки»

Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны: «лужайки» разного цвета (красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета (арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники). Дается задание положить картинку на свою «лужайку».

  • «Геометрическое лото»

У детей большие карты, на каждой из карт - геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Педагог показывает нарисованный предмет, дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

  • «Парные картинки»

Подбор парных карточек с геометрическими фигурами, отличающимися по цвету, размеру.

  • «Дорисуй предмет»

Дорисовывание симметричных изображений (елочки, матрешки, космонавты, петрушки и т.д.

Игры на развитие зрительной памяти:

  • «Чего не стало»

Дети должны запомнить и отгадать,  какой игрушки не стало (количество предметов увеличивается от 5 до 10).

  • «В гостях у Незнайки»

Запомнить и назвать предметы, увеличивая количество предметов

от 5 до 10.

  • «Что изменилось»

Определить изменения местонахождения игрушек, предметных картинок, используя предложенные конструкции: между, за, до, после, перед и т.д..

  • «Сказочный город букв»

Нахождение букв по заданию педагога: «Нади самую яркую,  веселую, грустную, худенькую, толстенькую, нарядную».

Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.

  • «Где правая и левая рука»
  • «Одень колечко на правую (левую) руку»
  • «Попрыгай на правой (левой) ноге»

Определение пространственных соотношений между предметами.

  • «Разноцветные дорожки» 

Определение правой и левой части цветных полосок.

  • «Каждому предмету  свое  место»

Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.

  • «Бабочка» 

Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем правом (левом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.

  • «Новоселье» 

Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до, после, перед, между, за, около и т.д.

  • « Мы пришли в супермаркет» 

Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов «товара» на полках витрин относительно друг другу. Использование простых и сложных предложных конструкций.

Игры по развитию мелкой моторики рук.

  На  занятии предлагаются упражнения по развитию тонкой моторики кисти и пальцев рук в определенной последовательности: сначала по подражанию, затем по словесной инструкции с показом, потом только по инструкции.

  • Работа с геометрическим лото (лото благотворно влияет на развитие и зрительного восприятия, и пространственной ориентировки)
  • Графические опыты  (Обводка контуров, лекал дорисовывание предметов, штриховка в различных направлениях, рисование по клеткам орнаментов по заданию)
  • Пальчиковая гимнастка с использованием художественного слова.              

Упражнения по развитию просодической стороны речи.

  • Дыхательные игры (поддувать вверх снежинку, ватку, сдувать пушинку и т.д.; «звуковые дорожки» - проговариваем на выдохе гласные звуки, а затем – и небольшие фразы (из 5 слов)
  • Занятия по развитию голоса. («Телефон» - произнести соседу шепотом слово, слово передается до конца; «Эхо» - логопед произносит громко слово, а дети повторяют тихо и наоборот; произношение стихов, чистоговорок с различной силой голоса (тихо, громко, очень громко, умеренно). «Чей голосок?» - узнать водящему (он стоит спиной к ребятам), кто из детей произнес фразу. «Кто как кричит?» - логопед предъявляет картинки с изображением животных и птиц, а дети должны воспроизвести, какие они издают звуки.
  •  «Докажи словечко». (самостоятельно подобрать рифму в коротких стихотворениях)
  •  «К кому пришел, от кого ушел волк?» На доске выставлены три картинки: волк, козлята, волчата, охотники. Дети должны определить, кто с какой интонацией произнес: «Волк пришел» (с испугом, радостью, с удивлением). Так же дети произносят скороговорку восклицательно, вопросительно и обычным голосом, выделяют голосом поочередно каждое слово.

Формирование сукцессивных функций:

  • «выложи по порядку» (предлагаются предметы разной величины,толщины,ширины);
  •  «будь внимателен, повторяй старательно!» (предлагаются различные кинезеологические упражнения с постепенным усложнением;
  • «азбука по телеграфу» (воспроизведение ритмов: от простых к сложным);
  •  «дорисуй в той же последовательности»;
  •  «фотограф» («сфотографировать  глазами» в ряд выложенные предметы, а затем попросить ребенка закрыть глаза и поменять последовательность, попросить восстановить начальную последовательность).

Здоровьесберегающие технологии.

Использование коррекционной работе необходимо использование здоровьесберегающие технологий. Во время упражнений на релаксацию дети  расслабляются  под красивые звуки живой природы ,а во время мимической гимнастики учатся  управлять своими эмоциями. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать  в разные моменты коррекционной работы:

  • дыхательная гимнастика. («Очищающее дыхание»- стимулирует работу мозга), «горка растаяла» - отработка речевого дыхания);
  • гимнастика для глаз «Фигуры бесконечности» (тренируют зрительно-моторную координацию);
  • релаксирующие упражнения (« Любопытная Варвара», «Волшебный фонарик» (снимают напряжения с области мышц шеи и артикуляционного аппарата);
  • музыкотерапия (общее расслабление);
  • мимическая гимнастика («Я люблю, когда ты улыбаешься…»);
  • определи крупу (развивает сенсорику, кинестетические нарушения);
  • кинезеологические упражнения  (Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»);
  • самомассаж кистей и пальцев рук (нормализуют мышечный тонус, формируют координированные движения).

    Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте.

      В результате  целенаправленного  и систематического использования  специально подобранных игр и упражнений для профилактики нарушений письменной речи у дошкольников формируются навыки учебной деятельности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность, формируется красивая и грамотная речь, что является залогом успешности в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

презентация на тему: " Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста".

Предлагаю Вашему вниманию интересные виды работ по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .

Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой   у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...

Презентация "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста посредством совместной работы с родителями"

Физические упражнения – ведущее средство устранения нарушений осанки.Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, си...