Адаптированная образовательная программа для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня) 6-7 лет группы комбинированной направленности
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Зароченцева Ирина Дмитриевна

Адаптированная образовательная программа для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня)  6-7 лет группы комбинированной направленности                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_soboleva.docx73.74 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 2 имени Героя Российской Федерации Е.А. Зеленова п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное  подразделение «Детский сад»

ПРИНЯТА

на заседании ПМПк

СП «Детский сад» п.г.т. Смышляевка

Протокол №1 от «__» ___________ 2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора                                                                    ГБОУ ООШ  №2 п.г.т. Смышляевка

 №____ от ______________

                    ________________Ю.А. Лоцманова

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Для воспитанницы с ТНР (ОНР III уровня)  6-7 лет

группы комбинированной направленности                                                                             в СП «Детский сад» п.г.т. Смышляевка

на 2019-2020 учебный год

                                                                         Составители:

Старший воспитатель: Писнова Е.Н.

Учитель-логопед: Вдовкина О.Д.

Педагог-психолог: Морева М.А.

Воспитатели: Ветрова Н.М., Зароченцева И.Д.

Ответственные за реализацию:

Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители.

Основание Программы – заключение ПМПК

Согласовано с родителями  мама____________

 папа_____________

Смышляевка, 2019

Содержание:

  1. Целевой раздел (введение):
  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи Программы
  3. Общие сведения о ребёнке.
  4. Планируемые результаты  освоения АОП.
  1. Содержательный раздел:
  1. План взаимодействия в разработке, реализации коррекционных мероприятий педагогов.
  2. Задачи  и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию  речи.
  3. Основные формы взаимодействия с семьёй.
  1. Организационный раздел:
  1. Индивидуальны учебный план по реализации Программы.
  2. Расписание индивидуальных занятий учителя-логопеда с ребёнком по реализации Программы.
  3. Условия развития ребёнка.
  1. Методическое обеспечение программы:
  1. Особенности формирования развивающей предметно-пространственной  среды по развитию речи.
  2. Методическое обеспечение для реализации Программы.

  1. Целевой раздел (введение)

  1. Пояснительная записка

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Адаптированная образовательная программа (АОП) для ребёнка разработана на 1 год обучения на основе  «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также  частично  использовалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР 3-7лет) Е.В. Мазановой.

  1. Цель и задачи Программы:

Цель: Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе  для детей с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей ребёнка.

Задачи:

  1. Создать условия  для развития коммуникативных навыков и социализации ребёнка.
  2. Формировать грамматически правильную чёткую речь.

  1. Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О. ребёнка:  Софья С.(1)

Возраст ребёнка: 5 лет 11 месяцев

Домашний адрес: ул. Краснополянская, д.18

Софья воспитывается в многодетной семье, пятый ребенок и последний.  Воспитанием занимаются мама и бабушка. Мама и бабушка проявляют заинтересованность в воспитании ребёнка, рекомендации педагогов выполняют. Физическое состояние (2 группа здоровья) соответствует возрасту. Детский сад посещает регулярно, пропускает ДОУ редко. Отношение к детскому саду положительное.

По заключению ГПМПК Софье поставлен диагноз ОНР III уровень, стёртая дизартрия и  рекомендовано обучение  и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с нарушением речи и занятия с логопедом.

 Девочка общительная, ласковая, доброжелательная, воспитанная. Нарушения движений нет, имеет чувство равновесия, медлительная. Ребёнок уверенно действует в быту: ест ложкой, одевается, раздевается. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. Ведущая правая рука, действие рук согласовано, сформирована способность работы на листе бумаги. Координация движений в пределах нормы. Затрудняется определить правую, левую сторону. Зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно. Причино – следственные связи (отношения) выстраивает с ошибками. София любознательная. Внимание привлекается легко, но переключение с одного вида деятельности на другой происходит не сразу. Не решительна. Усидчива, послушна. Объем памяти снижен (воспроизводит 4 картинки из 7; 4 слова из 7). Собирает картинки из 8 частей. Выделяет «4-лишний».

Планируемые результаты освоения АОП

Целевые ориентиры в обязательной части и части, формируемой участниками АОП.

Ребенок адаптировался в детский коллектив, при общении с детьми и взрослыми может выразить свои желания, сдерживать эмоциональные всплески.

Ребенок испытывает потребность в общении; стремится к расширению понимания речи; пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы, активно включается в игры и игровые упражнения совместно со сверстниками, проявляет интерес к изучению нового материла. Темп и ритм речи, паузация нормальные ребёнок употребляет основные виды интонации; ребёнок без ошибок  повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов.

  1. Содержательный раздел

Реализация  АОП  осуществляется следующими специалистами:

учителем-логопедом,  педагогом-психологом, воспитателем,  музыкальным руководителем при участии и взаимодействии  с родителями ребёнка. Взаимодействие осуществляется в соответствии с планом индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка и его интеграцию в социуме.

  1. План взаимодействия в разработке, реализации коррекционных мероприятий педагогов

Специалист

Основные области деятельности специалистов

Основные направления

совместной работы

Учитель – логопед

Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребёнком; педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и  фронтальных (групповых) занятий с детьми по коррекции речи.

Развитие основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи.

Педагог - психолог

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики, проведение тренинговых, психо-коррекционных форм работы.

Коррекционно-развивающая  работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций

Воспитатель

Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций логопеда, психолога, организация режима развивающих и коррекционных игр, обеспечение индивидуальных и групповых занятий.

Реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро–и микро-пространстве. Подбор индивидуальных упражнений  для занятий  с детьми, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитие двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.

Решение общеразвивающих и коррекционных задач; логопедизация всей жизнедеятельности детей в группе; создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей; взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.

Закрепление лексико-грамматических средств языка и автоматизация по возможности звуков путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы; развитие физиологического и речевого дыхания; развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением.

Музыкаль-ный руководитель

Реализация используемых программ музыкального воспитания с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога, представление для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

Развитие фонематического слуха, музыкального слуха, фонематического восприятия; основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны; формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста; обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным учителем-логопедом лексическим темам;

В ходе педагогической диагностики (наблюдения) и диагностики речевого развития («Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной) были выявлены следующие  речевые потребности:

в начале года

в середине года

в конце года

  1. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Фонематическое восприятие

Различать неречевые звуки (звук бубна, гармошки,…)

Дифференцировать на слух существительные названия которых

- Отличаются одним звуком (мышка-миска..)

- Несколькими звуками (осёл-козёл….)

- Глаголы, сходные по звучанию (кто катает – кто купает,…)

Звуковой анализ  и синтез

- различие на слух гласных звуков

- различие на слух согласных звуков

- выделение заданных звуков

  из ряда звуков

  гласных из начала слова

  согласных из конца слова

  согласных из начала слова

- отхлопывание слов из 2-х слогов

- 3-х слогов

- различие гласные-согласные звуки

  1. Развитие речи и коммуникативных  навыков

Формирование слоговой структуры

Учить называть слова:

- трёхсложные слова (скамейка)

- трёхсложные слова (ботинки)

- односложные слова  (мост)

- четырёхсложные слова (самокаты)

- четырёхсложные слова (велосипед)

Формирование грамматического строя речи:

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (-онок-,енок-,-ат-, -ят-

- образовывать притяжательные прилагательные

- относительные прилагательные

- различать приставочные глаголы

- образовывать сложные слова (самолёт)

- слова с противоположным значением (включить-выключить)

-изменять существительные по числам

-употребление глаголов:

   по временам

   совершенного и несовершенного вида.

- согласовывать числительные с существительными

- понимать  лексическое значение падежных окончаний

- дифференцировать простые предлоги (на-под, в-на, с-со, от-к, в-из).

Формирование словарного запаса

- называть и обобщать предметы

- различать слова близкие по значению

- употреблять слова:

  синонимы

  антонимы

- употребление приставочных глаголов

- различать слова близкие по значению

- называть признаки предметов

Формирование связной речи

- Рассказывать об окружающем;

- составлять предложения на вопросы

- пересказ рассказов:

   с опорой на картинку

   с опорой на серию картинок

- составлять рассказ с опорой на картинку

Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:

- рассказам,

- стихам,

- потешкам,

- песенкам.

Формирование звукопроизношения

- произношение звуков

    Ш

    Ж

    С

    Щ

    З

    Л

    Р

Рь

Самомассаж языка:

- верхними зубами «причёсываем» нижнюю губу

- нижними зубами «причёсываем» верхнюю губу

- язык погладить губами

-пошлёпать по языку губами

- язык погладить зубами

- язык покусать зубами

  1. Развитие письменной речи

Чтение:

- звуко-буквенное обозначение

- послоговое чтение

Письмо:

- овладение письмом  букв

Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-   не выполняет

Для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом разработаны «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет» и стимульный материал для проведения обследования.

Диагностика проводится воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, специалистами детского сада с 1 по 14 сентября и с 17 по 31 мая.

Результаты диагностики фиксируются в протоколах обследования, диагностических картах, речевых картах, которые в соответствии с Законом о персональных данных находятся не в открытом доступе.

В соответствии с заключением ГПМПК, характеристикой на ребенка, составленной специалистами детского сада и решением ПМПК детского сада рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психо – физического развития и индивидуальных возможностей ребенка (характеристика храниться в закрытом доступе).

Социально-коммуникативное  развитие  ребёнка осуществляется  в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Непосредственно образовательную деятельность по коммуникативной деятельности организует учитель-логопед.

С 17 сентября по 18 мая осуществляется организованная образовательная деятельность в соответствии АОП. Логопедическая помощь ребёнку осуществляется  на индивидуальных занятиях.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  1. Развитие артикуляционного праксиса;
  2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
  3. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  4. Автоматизации и дифференциация звуков в речи;
  5. Развитие просодических компонентов речи

Развитие артикуляционного аппарата:

  • Выполнять самомассаж языка.
  • Выполнять артикуляционные упражнения.

Развитие речи:

  • Учить выполнять двухсложные инструкции.
  • Учить слушать тексты, узнавать и показывать знакомых героев.
  • Учить формировать обобщающие понятия (игрушки, транспорт,..)
  • Формировать практические навыки словообразования и словоизменения.
  • Формировать правильное произношение звуков (ш, ж, л, р, рь).
  • Развивать фонематический слух.
  • Подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  • Формировать навык  самостоятельно высказываться о чём-либо..
  • Учить пересказывать содержание сюжетных картин и их серий.

Развитие письменной речи

  • Формировать понятие буквы и звука, уметь их отличать.
  • Выкладывать буквы из палочек, шнурков, лепка их из пластилина и т.д. учить узнавать «зашумлённые»  изображения пройденных букв, находить знакомые буквы в ряду.
  • Учить читать слоги с пройденными буквами.
  • Сформировать  навык осознанного чтения слов с пройденными буквами.

Развитие ручной моторики:

  • Учить выполнять движения кистями и пальцев рук по подражанию действиям взрослого.
  • Учить выкладывать детали мозаикой.
  • Учить проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаш от бумаги.
  1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию речи

Развитие фонематического слуха

Задачи работы

Методы и приёмы

1. Развивать умение узнавать неречевые звуки.

2.Различать высоту, силу, тембр, голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний  слов и фраз.

3. Развивать различать на слух слоги, слова отличающиеся звуками.

4. Развивать навыки элементарного звуко-буквенного анализа и синтеза.

5. Дифференцировать глаголы сходные по звучанию

Ткаченко. Т.А. «Развитие фонематического восприятия». – М.:ГНОМ и Д, 2001г.

1.Игры: «Скажи, что ты слышишь», «Кто , что услышит?» «Улиточка».

2.Игры: «Что звучит?»,  «Угадай, чей голос?»

3.упр.9,10,11.

4.упр. 11-23.

5. упр.24-34.

Развитие артикуляционного аппарата

Задачи работы

Методы и приёмы

Развивать умение выполнять полноценные движения и определённых положений органов артикуляционного аппарата, объединять простые движения в сложные.

О.И. Крупенчук, Т.А Воробьева «Исправляем произношение» комплексная методика коррекции артикуляционных растройств. – СПб, 2010.

Артикуляционные упражнения:

- «Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Наказать непослушный язычок», «Иголочка», «Качели», «Почистим зубы», «Загнать мяч в ворота»,  «Грибок», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка».

Формирование слоговой структуры слова

Задачи работы

Методы и приёмы

1.Развиать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса.

2..Работать над ритмом речи.

3.Воспроизвдить слова:

- трёхсложные со стечением согласных (ботинки)

- трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (скамейка)

- односложные слова  со стечением со стечением согласных  (ткань, мост)

- четырёхсложные слова из открытых слогов (самокаты)

- четырёхсложные слова с закрытым слогом ( (велосипед)

4. Отработать слоговую структур слов на материале чистоговорок, фраз, стихов и других текстов.

1.Игры «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударил барабан?» Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой  структуры слов у детей». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., «Практическая логопедия», 2002г.

2.Отхлопывание в ладоши заданного ритмического рисунка , отстукивание мяча, использование музыкальных инструментов. Игры: «Сосчитай, сколько раз хлопнули в ладоши», «Узнай (сравни) ритм», «Долгие и короткие звуки»

Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

3.Игры «Телеграф», «Мяч», «Разрезные картинки», «Магазин», «Исправь ошибку».

Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

Игры: «Договори словечко», «Испорченный телефон», «Отгадай загадку»,  разрезные картинки. Четверушкина Н.С. «Слоговая струкура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном Пресс, 2006г.

4.Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» - М., «Практическая логопедия», 2002г.

Формирование словарного запаса

Задачи работы

Методы и приёмы

Развитие словаря

1.Существительные:

- учить называть предметы и их обобщать (назови одним словом)

- учить называть детёнышей животных

- учить называть профессии людей

- учить называть части предмета для определения целого (машина – кузов, кабина, руль, колесо).

- учить различать слова близкие по значению (вагон-поезд)

- обогащать словарь антонимами (день-ночь).

- обогащать словарь синонимами (врач-доктор).

2.Действия;

- расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий; выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению действий.

- обогащать словарь антонимами (завязывает – развязывает).

- учить подбирать слова близкие по значению (жарит – печёт).

3.Прилагательные

- учить различать и называть признаки по цвету, форме.

- обогащать словарь антонимами (длинный-короткий).

Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г.

 Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г.

1.Игры: «Назови одним словом»,  «Нади детёныша», «Кто кем работает?», «Части и целое»,  «Отгадай загадку», «Скажи наоборот», «Скажи по другому».

Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения. Глаголы во множественном числе. Существительные.», М.: ТЦ Сфера, 2014.

ИП Бурдина С.В. Папка дошкольника «Находим противоположности»

Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые предлоги. Существительные во множественном числе., М.: ТЦ Сфера, 2014.

Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №3. Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные. М.: ТЦ Сфера, 2014.

2.Игры «Что делает зайчик?», «Кто как передвигается?», «Чем отличаются слова?», «Кто, что может делать?», «Кто как голос подаёт?», «Что  чем делают?»

3.Игры: «Назови по цвету, форме?», «Скажи наоборот», «Какой на вкус?».

Формирование грамматического строя речи

Задачи работы

Методы и приёмы

1.Словообразование, словоизменение

- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-  учить образовывать притяжательные прилагательные (лиса – лисья морда).

- обогащать словарь относительными прилагательными (кожаная, обеденный, лимонный).

- учить различать приставочные глаголы (шьёт, пришивает, вышивает, зашивает).

-  учить образовывать сложные слова из двух корней (пылесос).

- учить образовывать глаголы с противоположным значением (включить – выключить).

- учить изменять слова по числам (гриб – грибы).

- учить согласовывать числительные с существительными (один дома, два дома, пять домов).

- совершенствовать употреблять в речи  глаголы совершенного и несовершенного вида (поливал – полил).

- упражнять в использовании в речи существительных в падежах единственного  и множественного числа.

- упражнять употребление предлогов (в, на, под, в, из, к, от) в рчи.

- формирование словоизменения закрепляется в словосочетаниях, предложениях (распространенных-нераспространённых), предложения с однородными членами, сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях, связной речи.

1.Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г.

   Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г.

Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 д 7 лет

    Шалаева Г.П «Русский язык» - М.: Аст:Слово, 2010г.

Нищева Н.В. «Картотека предметных картинок. Имена прилагательные» - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.

Игры: «Скажи ласково», «Чей дом?», «Что из чего сделано?», «Какой листочек?», «Машина едет, едет…», «Сложи, разложи слово», «Скажи наоборот», «Кому сколько?»

Игры: «Один – много», «Парные картинки», «Посчитай предметы», «Что делал и сделал?»

Упражнения в использовании предлогов и падежей: Новикова Е.В. «Секреты предлогов и падежей» - М.,  ГНОМ и Д, 2001г.

   Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г.

Коррекционная работа по преодолению недостатков звукопроизношения

Задачи работы

Методы и приёмы

1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемых  звуков: Ш,Ж,Щ,С,З,Л,Р,Рь.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Постанвка звуков.

4.Автомация звуков.

5.Дифференциация звуков в произношении.

6.Закрепление навыка произношения формируемых звуков в разных видах самостоятельной речи ребёнка.

     Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг» - М.: Вентана-Граф 2004г.

Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж, С, З, Л, Р» - Ярославль: Академия развития, 1996г.

О.И. Крупенчук, Т.А Воробьева «Исправляем произношение» комплексная методика коррекции артикуляционных растройств. – СПб, 2010.

Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации и правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – Спб., ДЕТСТВО-Пресс 20015г.

Комарова Л.А. «Автоматизация звукаЛ», «Автоматизация звука ЛЬ»,

«Автоматизация звука Ш»,

«Автоматизация звука Р»,

«Автоматизация звука РЬ», М.: Издательство ГНОМ, 2012.

Развитие умений и навыков связной речи

Задачи работы

Методы и приёмы

1.Учить рассказывать об окружающем.

2.Составлять предложения сложной конструкции, на вопросы взрослого.

3.Формировать навыки пересказа:

- составление рассказа по демонстрации действий.

- пересказ рассказа с опорой на предметные картинки.

- пересказ рассказа с опорой  на картинно-графический план

- пересказ рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- пересказ рассказа с опорой на серию сюжетную картинку.

4.Формирование навыка составления рассказа с опорой  на серию сюжетных картин.

5. Формирование навыка составления рассказа с опорой  на  сюжетную картину.

«Игра», «Дежурные».

«Вечер», «Кот-задира», «Щенок Бимка», «Лена и щенок» Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Формирование  и развитие связной речи» - СПб.: Детство – ПРЕСС.1999г.

«Про кота Кузю», «Лакомка»

Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи  у детей с системным недоразвитием речи» - М.: АСТРЕЛЬ. 2006г.

«Попугай Петруша», «Петя и волки»,  «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Как Алёша хотел белку напугать», «Это я виноват», «Заботливая сестра».

«Незнайкин подарок», «Страшный зверь», «Надёжный помощник», «Друзья», «Случай в лесу».

Картинный материал для развития связной речи. М,: Издательство Скрипторий 2003, 2009.

Развитие письменной речи

Задачи работы

Методы и приёмы

1.Учить писать печатные буквы (А, Э, О, Ы, И, Я; М, Н, К, Т, П, С, З, Х)

2.Учить читать слоги (ма, та, са,…)

3.Чтение слов (мак, сок, нос; ноты, коса, Таня).

Григоренко Н.Ю. «Гласные звуки и буквы » - М.: Прометей 2003г.

В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» - М.: «Гном и Д», 2005г.

Е.В. Колесникова «Ну-ка буква отзовись» для детей 6-7 лет

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.», М.:Издательство Скрипторий 2003.

  1. Основные формы взаимодействия с семьей:

1Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.

2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Использование современных устройств, для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи. Размещение информации на сайте учреждения.

3.Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов).

4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

  1. Организационный отдел

Ребёнок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.

  1. Индивидуальный учебный план (на неделю) по реализации Программы

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (учитель-логопед, воспитатель)

4

Понедельник, вторник, среда, четверг

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

2

Вторник и пятница

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Понедельник, Среда

Индивидуальные занятия педагога-психолога

1

Понедельник

Индивидуальные занятия музыкального руководителя

1

Вторник

Индивидуальные занятия   по физической культуре

1

Среда

  1. Расписание индивидуальных занятий учителя-логопеда с ребенком  по реализации Программы

День недели

Время занятий

Вторник

7.45-8.05(1и 3 неделя месяца)

10.15-10.35(2 и 4 неделя месяца)

Пятница (1и 3 неделя месяца)

8.35-8.55(1и 3 неделя месяца)

10.40-11.00(2 и 4 неделя месяца)

Режим дня на холодный период

7.00 – 8.10

Прием детей, игры, самостоятельная деятельность детей

8.10-8.30

Утренняя гимнастика, формирование КГН 

8.30 – 8.50

Завтрак

8.50-9.00

Формирование КГН, подготовка к НОД, самостоятельная деятельность 

9.00 – 9.30

9.40 – 10.10

10.20 – 10.50

Непрерывная образовательная деятельность

9.30-9.40

10.40-11.00

Самостоятельная деятельность

10.10-10.20

Второй завтрак

10.40-10.50

Подготовка к прогулке, формирование КГН 

10.50-12.10

Прогулка

12.10-12.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.20-12.40

Обед

12.40-12.50

Формирование КГН, подготовка ко сну

12.50 -14.50

Сон

14.50-15.00

Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.30

НОД (старшая и подг. к школе группы), досуг      (1 раз в неделю).

15.30-16.05

Самостоятельная деятельность детей

16.05-16.20

Чтение художественной литературы

16.20-16.30

Подготовка к уплотненному полднику, формирование КГН 

16.30 – 16.50

Уплотненный полдник

16.50-17.00

Подготовка к прогулке, формирование КГН 

17.00-18.30

Прогулка, самостоятельная деятельность детей, игры на участке

18.30 – 19.00

Уход детей домой

Режим дня на теплый период

Прием детей самостоятельная деятельность, игры

7.00-8.20

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

8.20-8.32

Подготовка к завтраку, формирование КГН

8.35-8.45

Завтрак

8.45-9.00

Подготовка к прогулке, формирование КГН , прогулка (совместная игровая, двигательная, опытно-экспериментальная деятельность, трудовые поручения)

Физкультурно-оздоровительная работа (по графику)

9.00-12.35

Второй завтрак  

10.30-10.40

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду, формирование КГН

12.15-12.30

Обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, формирование КГН

13.00-13.10

дневной сон

13.10-15.15

Бодрящая гимнастика, воздушные и водные процедуры

15.15-15.30

Совместная  деятельность детей и взрослых,  чтение художественной литературы,   игры

15.30 – 16.20

Подготовка к уплотненному полднику, формирование КГН

16.20-16.30

Уплотненный  полдник

16.30-16.50

Подготовка к прогулке, прогулка,  самостоятельная деятельность детей, игры на участке, уход детей домой

16.50-19.00

  1. Условия для развития ребёнка

Предполагают создание специальной группы, состоящей из 9 человек  6-7 лет: дети имеют диагноз ОНР II или III уровня с различными вариантами (дислалия, дизартрия).

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая среда в группе построена с учётом требования ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ. При организации развивающей среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда в группе безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.

Доступность среды обусловлена возрастным и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе.

В группе функционируют различные виды зон: игровая, познавательная, художественная, театрализованная, конструктивная, творческая, двигательная, трудовая и речевая. Все зоны соответствуют возрастным потребностям детей.

В группе имеется спальное пространство, которое может использоваться детьми как место для спокойной деятельности.

Помещение группы оформлено эстетично и педагогически целесообразно. Есть плакаты по лексическим темам и фотографии различной тематики.

Методическое обеспечение Программы

  1. Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды  по развитию речи

  • Книжный уголок: художественная литература
  • столик для общения с книгой
  • детские журналы
  • иллюстрированные альбомы
  • аудиоматериалы
  • дидактические пособия
  • настольно-печатные игры
  • наборы картинок для группировки: животные, птицы,  овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки и т.д
  • «Лото», «Домино» по изучаемым темам
  • разрезные кубики с предметными картинками
  • серии картинок для установления последовательности действий
  • серии из 4 картинок: части суток
  • серии из 4 картинок: времена года
  • сюжетные картинки
  • карты по мнемотехнике
  • книги – произведения малых фольклорных форм.
  • игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание, сигнальные карточки
  • картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры)
  • логопедический альбом для обследования звукопроизношения
  • настольно-печатные дидактические игры для автоматизации звуков всех групп
  • настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи
  • настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • разрезной алфавит, магнитная азбука
  • слоговые таблицы
  • тетради для индивидуальных занятий
  • ребусы, кроссворды, изографы

  1. Методическое обеспечение для реализации Программы
  1. Образовательная программа «Мир открытий» науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
  2. Е.В. Мазанова «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР 3-7лет). - Спб; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
  3. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина  «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
  4. Ткаченко. Т.А. «Развитие фонематического восприятия». – М.:ГНОМ и Д, 2001г.
  5. О.И. Крупенчук, Т.А Воробьева «Исправляем произношение» комплексная методика коррекции артикуляционных растройств – СПб, 2010.
  6. Агронович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой  структуры слов у детей». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
  7. Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» – М., «Практическая логопедия», 2002г.
  8. Четверушкина Н.С. «Слоговая струкура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном Пресс, 2006г.
  9.  Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Формирование  и развитие связной речи» - СПб.: Детство – ПРЕСС.1999г.
  10.  Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г.
  11.  Скворцова И.В. «Логопедические игры для детей 4-6 лет» - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008г.
  12.   Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения. Глаголы во множественном числе. Существительные.», М.: ТЦ Сфера, 2014.
  13.  ИП Бурдина С.В. Папка дошкольника «Находим противоположности»
  14.  Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые предлоги. Существительные во множественном числе., М.: ТЦ Сфера, 2014.
  15.  Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь №3. Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  16.  Теремкова Н.Э «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» - ГНОМ и Д, 2005г.
  17. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 д 7 лет
  18.   Шалаева Г.П «Русский язык» - М.: Аст:Слово, 2010г.
  19. Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи  у детей с системным недоразвитием речи» - М.: АСТРЕЛЬ. 2006г.
  20.  Григоренко Н.Ю. «Гласные звуки и буквы » - М.: Прометей 2003г.
  21. В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» - М.: «Гном и Д», 2005г.
  22. Е.В. Колесникова «Ну-ка буква отзовись» для детей 6-7 лет
  23. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.», М.:Издательство Скрипторий 2003.
  24.  Нищева Н.В. «Картотека предметных картинок. Имена прилагательные» - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
  25.  Новикова Е.В. «Секреты предлогов и падежей» - М.,  ГНОМ и Д, 2001г.
  26.  Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг» - М.: Вентана-Граф 2004г.
  27.  Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж, С, З, Л, Р» - Ярославль: Академия развития, 1996г.
  28.  Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации и правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – Спб., ДЕТСТВО-Пресс 20015г.
  29.  Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л», «Автоматизация звука ЛЬ»,

«Автоматизация звука Ш», «Автоматизация звука Р»,  «Автоматизация звука РЬ», М.: Издательство ГНОМ, 2012.

  1.  Е. и С. Железновы Музыка с мамой:  Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до 7 лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.
  2. Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
  3. Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет. - М.: Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6 - 7 лет подготовительная к школе группа комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»

Рабочая  программа деятельности воспитателей  с детьми  6 - 7 лет  подготовительная к школе группа комбинированной направленности № 8 «Тюльпанчик»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной  направленности...

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности.

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 6 - 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности....

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 6 – 8 лет (подготовительной к школе группы комбинированной направленности).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 1 – 2 ЛЕТ (ПЕРВАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА № 2 "КОЛОКОЛЬЧИК" КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6 – 8 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 6 "РОМАШКА")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 6 – 8 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА           ...