АВТОРСКОЕ НАПОЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
статья по коррекционной педагогике

Лоншакова Лилия Владимировна

АВТОРСКОЕ НАПОЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Н.Я. Борзова,  Л.В. Лоншакова  (Новокузнецк)

 «Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового  вынесем для себя, как сможем применить это в других играх...»  Ричард Бах

Методические рекомендации разработаны к дидактическому пособию «Разноцветные платочки» согласно Программам коррекционной работы в детском саду, разделам: зрительное восприятие, развитие осязание и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально – бытовая ориентировка. Пособие включает апробированные материалы по возрастам: примерное перспективное планирование, задачи и целевые ориентиры, учитывающее интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно – развивающим технологиям позволяет учителям – дефектологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников  в соответствии ФГОС, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКОЕ НАПОЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Н.Я. Борзова,  Л.В. Лоншакова  (Новокузнецк)

 «Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового  вынесем для себя, как сможем применить это в других играх...»  Ричард Бах

Методические рекомендации разработаны к дидактическому пособию «Разноцветные платочки» согласно Программам коррекционной работы в детском саду, разделам: зрительное восприятие, развитие осязание и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально – бытовая ориентировка. Пособие включает апробированные материалы по возрастам: примерное перспективное планирование, задачи и целевые ориентиры, учитывающее интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно – развивающим технологиям позволяет учителям – дефектологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников  в соответствии ФГОС, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.

Дидактическое пособие является средством обучения, поэтому оно может быть использовано при усвоении коррекционного программного материала и проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителей – дефектологов, а также во время обследования зрительного восприятия.  Кроме того, данное пособие можно использовать как занимательный элемент на музыкальных, физкультурных, логопедических, логико-математических занятиях.

Цель дидактического пособия: максимально приблизить  к норме состояние зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, развитие психических функций, представлений об окружающем мире детей с нарушением зрения.

Пособие позволяет решать следующие коррекционные задачи:

Развитие зрительного восприятия

  1. Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам.
  2. Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина, пространственное положение).
  3. Развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно- двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки при рассматривании предметов.

Развитие осязания и мелкой моторики

  1. Формировать представления о строении и возможности рук.
  2. Дифференцировать различные признаки и свойства предметов.
  3. Выделять сенсорные эталоны.
  4. Формировать зрительно – моторную координацию.

Ориентировка в пространстве

  1. Обучать свободному ориентированию в микро и макро пространстве.
  2. Обучать активному использованию сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве.

Социально – бытовая ориентировка

  1. Дать правильное представление о предметах домашнего обихода, их назначении.
  2. Вырабатывать навыки обращения с предметами в быту, выработать навыки культуры поведения.
  3. Выработать приемы самоконтроля за своим поведением.
  4. Научить вступать в общение, в беседу.

Целевые ориентиры для детей дошкольного возраста

 с нарушениями зрения:

Зрительное восприятие

  • различает и называет все цвета спектра и их оттенки, а также коричневый, серый, черный и белый цвета; называет цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире;
  • различает и называет геометрические фигуры и геометрические тела; находит предметы заданной формы в окружающей обстановке;
  • зрительно обследует и анализирует предметы по их основным признакам, различает  группы предметов с однородными признаками;
  • использует эталон формы для анализа предметов; зрительно анализирует форму и величину предметов и обозначает их в речи, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине;
  • выделяет и словесно обозначает величину (ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине;
  • видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе;
  • описывает предметы и находит их по описанию, оперирует не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечает признаки;
  • составляет из частей целое; анализирует сложную форму  с помощью сенсорных эталонов для анализа строения формы предметов.

Осязание и мелкая моторика

  • выполняет действия двумя руками: обследует игрушки в определенной последовательности; узнает окружающие предметы; геометрические фигуры и геометрические тела;
  • выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов;
  • ориентируется на микроплоскости.

Ориентировка в пространстве

  • ориентируется в пространственных признаках предметов ближайшего окружения; активно использует в речи пространственные термины;
  • ориентируется в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»; находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства; 
  • определяет стороны предметов, наполняющих пространство;
  • передвигается в названном направлении, сохраняет направление движения, может обозначать направление движения соответствующими пространственными терминами;
  • понимает и выполняет практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога;
  • контролирует свои действия с помощью зрения и осязания;
  • ориентируется в микропространстве, умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях;
  • располагает предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.

Социально-бытовая ориентировка

  • понимает назначение окружающих предметов; называет их разнообразные качества; ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов;
  • ориентируется в элементарных социально-бытовых ситуациях;
  • владеет навыками социального поведения, умеет оценивать эмоциональное состояние человека;
  • соблюдает правильную осанку во время ходьбы, за столом;
  • имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями.

Применение дидактического пособия в соответствии с направлениями развития ребенка  (в пяти образовательных областях)

Содержание образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по четырем возрастным ступеням, соответствующим группам дошкольного возраста. Образовательная деятельность в каждой возрастной ступени Коррекционной программы включает тифлопедагогическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Работа тифлопедагога направлена на коррекцию и развитие у детей зрительного восприятия, коммуникативной и познавательной сферы, развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, развитие осязания и мелкой моторики. Эффективность коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе тифлопедагога, воспитателя и других специалистов. Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями зрения тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с нарушениями зрения комплексно и многоаспектно. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений у детей.

Целенаправленная работа с пособием включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию и развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, зрительных функций,  профилактику возможных затруднений счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Первая  ступень  посвящена работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: осуществляется квалифицированная коррекция нарушений зрительного восприятия, познавательной сферы, речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.

На второй (старшая группа и подготовительная к школе группа) коррекционно-развивающая работа предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.

Таким образом, использование многофункционального пособия  обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его психофизическому здоровью и восстановлению зрительного дефекта.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Киселева В.А. Двигаемся, играем, рисуем.// Конфетка, М.: Сфера, 2008.
  2. Мазепина Т.Б. Развитие пространственных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Д: Феникс, 2002;
  3. Методика оценки развития зрительного восприятия у детей 5 – 7,5 лет. Безруких М.М. [Электронный ресурс] //http://dob.1september.ru/2002/06/7.htm
  4. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговки» для развития психических процессов у детей дошкольного возраста....

Дидактическое пособие "Разноцветная семейка"- "Төсле гаилә"

Силами пед.коллектива МБДОУ "ЦРР-д/с 91" было разработано дидактическое пособие. Основными преимуществами являются красочность, яркость, уникальность и полифункциональность....

Дидактическое пособие «Разноцветный куб».

Задачи:-упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету;-учить детей  называть по цвет и оттенки по светлоте; - развивать мелкую моторику пальцев рук;-активизиро...

Дидактическое пособие «Разноцветные прищепки».

Развивающие задачи: • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение;• Закреплять основные цвета, пространственные отношения, знание геометрических фигур;• Воспитывать познавательный интерес, ус...

Дидактическое пособие "Разноцветные шарики"

Хочу поделиться своим дидактическим пособием по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.Это пособие простое в изготовлении и требует минимальных затрат. Берем разноцветные шарики, отрезаем у...

Дидактическое пособие "Разноцветные платочки"

Название: Дидактические пособия по сенсорному развитию детей раннего возроста "Разноцветные платочки"МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко», г.Семенов, Нижегородская областьЦель: ...

Авторская напольно-дидактическая игра "Дорожная азбука"

Цель: Формирования сознательного отношения у детей к изучению правил дорожного движения.Задачи:- Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков.- Расширить сведения детей в сфере городского транс...