Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР
консультация по коррекционной педагогике

Титова Мария Ивановна

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта.

Наш детский сад работает по программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е.Вераксы, учителя-логопеды в соответствии с адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Для правильной организации коррекционной работы мной совместно с учителем – логопедом, муз. руководителем, психологом проводилось обследование детей из групп компенсирующей направленности. Мы обращали внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания. По результатам диагностики были составлены индивидуальные маршруты сопровождения ребенка с нарушением речи.

Для успешной реализации коррекционной работы мной и учителями-логопедами было составлено единое перспективное планирование по всем лексическим темам. Была разработана структура коррекционной физкультурной ОД, которое проводится раз в неделю:

  1. Вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;
  2. Общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;
  3. Основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;
  4. Подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности.
  5. Релаксация: для регуляции мышечного тонуса.

Так же в соответствии с лексической темой между этапами ОД выполняются пальчиковая гимнастика для развития координации движений пальцев рук и дыхательная гимнастика для развития активного вдоха и длительного выдоха. По сути получается интегрированное занятие, где не только заметно взаимодействие педагогов, но и взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка).

Рассмотрим подробно общеразвиваюшие упражнения. Привлекается инвентарь: кегли, гимнастические палки, косички, флажки, мячи. Для детей с ОНР используются не только обычные мячи, но и коррекционные, например фитболы. Для групп компенсирующей направленности речевое сопровождения на данном этапе является обязательным условием. Ритм чистоговорок помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Комплекс упражнений на фитболе.

  1. упражнение: сидя на фитболе, повороты головы вправо-влево Задачи:Выравнивается косое положение таза, что способствует коррекции сколиоза в грудно-поясничном отделе позвоночника.
  2. упражнение:сидя на фитболе, сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны

Задачи:укрепление мышц рук и плечевого пояса

  1. упражнение:лежа на спине, ноги прямые на фитболе, опираться на пятки, руки вдоль туловища, покачивать фитбол ногами вправо-влево

Задачи: Укрепление мышц ног и спины.

  1. упражнение:лежа на животе, с опорой на кисти и стопы, поочередно поднять прямую руку вверх и вперед, вернуться в исходное положение

Задачи:укрепление мышц живота, рук и плечевого пояса

  1. упражнение: Лежа животом на мяче, поочередное поднимание ног

Задачи: Укрепление мышц живота и ног. Увеличение гибкости и подвижности суставов.

Каждое упражнение выполняем медленно 4-6 раз.

Во время выполнения упражнений, ребенок повторяет чистоговорки.

-ры-ры-ры – нас кусают комары.

-ру-ру-ру – зададим мы комару.

-ра-ра-ра – мы убили комара.

-ро-ро-ро – угодил комар в ведро.

-ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.

-ры-ры-ры – рыси, рыбы, комары.

-ру-ру-ру – ручка, руки, кенгуру.

-ро-ро-ро – Рома, роза, рот, перо.

Нельзя забывать о правилах фитбол-гимнастики:

  1. Подбирать мяч каждому ребенку надо так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает так же приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
  2. Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
  3. Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
  4. Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  5. Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
  6. Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.
  7. Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.
  8. При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
  9. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
  10. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
  11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  12. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Таким образом, ОД по физическому развитию, направленная на коррекцию нарушений речи у детей, будет эффективна только условиях взаимодействия педагогов детского сада. Мы стараемся поддерживать сотрудничество для лучших результатов наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы инструктора по физической культуре в ДОУ в соответствии с ФГОС

Основные направлееия работы инструктора по физческой культуре в ДО в соответствии  с ФГОС...

Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ

В данной работе рассмотрены проблемы возникающие при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Показаны основные виды движений, различные комплексы упражнений и подвижные игры для детей ...

Основные направления работы инструктора по физической культуре в ДОУ в соответствии с ФГОС

Основные направления работы инструктора по физической культуре в ДОУ в соответствии с ФГОССогласно приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, веден в действие Федер...

Коррекционная-развивающая работа инструктора по физической культуре в коррекционной группе для детей с нарушением речи

  Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют оздоровлению детского организм...

Памятка "Коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"

В памятке обозначены задачи и направления работы инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Реферат КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ

Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Специфика работы в группе определяется особенностями раз...

Основные направления работы инструктора по физической культуре с детьми с нарушениями слуха

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении должно быть направлено на создание образовательной среды, которая способствует решению не только задач коррекции их откл...