Материал для родителей
консультация по коррекционной педагогике

Ламник Татьяна Владимировна

В этом разделе Вы можете ознакомиться с материалом для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей

1.     Контроль со стороны взрослого правильно держать ребенком карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок.

2.     Закрашивать контуры, не выходя за линию.

3.     Штриховать в одном направлении — сверху вниз или слева направо.

4.     Проводить прямые, волнистые, зигзагообразные линии карандашом на листе бумаги.

5.     Рисовать красками, пальчиковыми красками простых фигур.

6.     Конструирование из кубиков построек.

7.     Регулярные занятия с пластилином или глиной.

8.     Отщипывание – это такой способ развития пальцев руки, когда ребенок от листа бумаги кончиками пальцев отщипывает клочки и создает аппликацию.

9.     Собирание мозаики, кручение маленькой юлы, пирамидок, кольцеброса.

10.     Самостоятельное одевание и раздевание, застегивание пуговиц и молний, завязывание шнурков.

11.     Пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.



Предварительный просмотр:

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Сосчитай до 5», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

Желаю успехов!

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ:

НА ПРОГУЛКЕ,

 НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ.

   

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. 

Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.)

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

        Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и  третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

       Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу…  Вам  хочется,  чтобы  он  учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали  для  того,  чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

       К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

       Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3. Скороговорки -  языколомки необходи-

мы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

 6.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

7. «Посчитай». Считаем всё, что  можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.   

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока

пять красных яблок   и т.д.

8.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

9. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назо- ви фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

10. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

11. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

15. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

16.  «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

ПАМЯТКА

               ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                      ТЕМА:

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук

 в домашних условиях

1. Специалисты  рекомендуют родителям заниматься с детьми раннего возраста ежедневно специальными упражнениями, играми которые укрепляют пальцы рук, способствуют формированию захвата, развивают согласованные движения рук, графические навыки, стимулируют речь и мышление.

2. Тренировать пальцы рук ребенка рекомендуется с шести месяцев после рождения. Самый простейший метод – массаж. Родитель поглаживает пальчики рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Массаж развивает силу рук малыша, тактильные ощущения. Упражнение обеих рук следует проводить пять минут ежедневно.

3. Использование пальчиковых упражнений. Родитель берет каждый пальчик ребенка отдельно, сгибает и разгибает его. Упражнение обеих рук следует проводить две или четыре минуты ежедневно.

4. Использование упражнений, которые способствуют развитию хватания. Захватывание маленьких предметов одной рукой или щепотью, захватывание больших предметов двумя руками.

5. Использование дидактических игрушек –это пирамидки, матрешки, стаканчики, которые учат детей соотносящим действиям, развивают моторику, мышление.

6. Работа с глиной, тестом, песком.

7. Теневой театр.

8. Рисование карандашами «каля-маля», травки, дождика по пунктирным линиям.

9.Сбор пазлов крупного размера из поролона и дерева, сбор крупных конструкторов.

10. Выкладывание из крупной мозаики различных узоров.

Упражнения, игры по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

«Крутись карандаш»

Ребенку предлагают карандаш с ребристой поверхностью и предлагают покатать по столу вперед-назад. Предварительно взрослых показывает ребенку, как выполняется это упражнение. Упражнение обеих рук следует проводить 3-5 минут.

«Непослушные шарики»

Ребенку предлагают небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, бусины, крупу (горох, пшено). Взрослый вместе с  малышом катают шарики ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Упражнение обеих рук следует проводить 3-5 минут.

«Спрячь в ладошке»

Ребенку предлагают небольшие кусочки поролона и предлагают спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно.

«Ямки»

Ребенку предлагают размять в руках кусок мягкого теста (пластилина, глины), затем положить его на твердую поверхность и сделать в нем «ямки» надавливая прямым и указательным пальцем.

«Спрячь руки!»

В глубокую миску насыпьте крупу (около 1кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулак и пошевелить пальцами.

«Найди игрушку»

В глубокую миску насыпьте крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите ребенку найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.

«Погремушка»

Покажите ребенку пластиковую бутылку с бусинами (горохом) внутри и предложите брать предметы двумя пальцами или щепотью. Затем ребенок опускает эти предметы в узкое горлышко бутылки. После того как ребенок положит предметы во внутрь бутылки, предложите закрыть ее и погреметь.

«Пластилиновые узоры»

Дайте ребенку пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик (диаметр 5-7мм). Затем попросите ребенка самостоятельно скатать несколько шариков. Предложите ребенку положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком — получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз – получится пластилиновая линия.

Веселые пальчиковые игры:

«Пальчик, где ты был?»

Поочередно загибаем пальчики ребенка.

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

А с этим братцем песни пел.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки

(хлопайте в ладоши),

Где были?

У бабушки.

Спали на подушке

(руки положите под щеку),

Ели колобушки

(похлопайте ладонями по коленям).

«Веник»

Кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.

Скручен, связан,

По полу пляшет-

Тут и там машет.

(Веник)

«Утюг»

Ладонью скользите по столу вперед – назад, как будто гладите утюгом.

Где пройду я — там порядок,

Ни морщинок нет, ни складок.

Пш-ш-ш, п-ш-ш-ш…

(Утюг)

«Корова»

Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в разные стороны – получатся «рога». Покачайте рукой, произнеся при этом: «Му-у-у…»

Стоит копна посреди двора-

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова)



Предварительный просмотр:

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;

тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;

логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Рекомендация для родителей

«Занимаемся дома»

 Выберите подходящее для занятий время (в течение дня) и проводите их регулярно.  Постепенно ребенок привыкнет, и будет относиться к ним как к чему-то обязательному в своей жизни.

 Проверьте, правильно ли стоит стол и стул, удобно ли сидеть малышу.

 Лицо взрослого, проводящего занятие, должно быть хорошо освещено.

По ходу занятия мягко корректируйте позу ребенка, помогайте её удерживать. Важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза.

 На начальном этапе обучения можно и нужно использовать совместное выполнение задания, когда рука взрослого расположена на руке ребенка и его пальцах; с каждым следующим занятием эта помощь взрослого постепенно уменьшается.

Короткие занятия значительно эффективнее продолжительных, так как ребенок ИМЕЕТ ПРАВО быть повышено утомляемым.

 Необходимо чередовать различные виды деятельности, такие, как, например, раскрашивание (рисование), физминутки, дидактическая (обучающая) игра с картинками, игрушками, пальчиковые игры, пение, конструирование, прослушивание детских песен, музыки, сказок и так далее.

 Каждое задание, выполненное ребенком, даже попытка выполнить его самостоятельно должно сопровождаться положительной оценкой – это создает у него желание продолжать занятие.

 Начинать нужно с легкого задания, доступного и понятного, знакомого ребенку. Чередуйте трудные и легкие задания. Если ребенок категорически отказывается выполнять задание, не настаивайте в данный момент, отложите его на некоторое время. Выясните причину, возможно на данном этапе развития выполнение такого рода заданий ребенку пока недоступно.

 Часть занятий следует проводить в «учебной» обстановке, другие – в игре, на прогулке, при выполнении отдельных домашних дел.

 Взрослому следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у ребенка негативного отношения к учебе; необходимо постоянно искать пути и приёмы, позволяющие сделать обучение ребенка результативным, привить ему необходимые навыки в повседневной жизни, тем самым способствуя его интеллектуальному развитию.

Важной предпосылкой успешного обучения в школе является сформированность познавательной деятельности.

Советы в работе с детьми с трудностями в обучении:

1. Обеспечивать частую смену деятельности для активизации внимания

2. Постепенно усложнять материал, закрепляя каждую предыдущую тему

3. Использовать наглядность (картины, схемы, таблицы)

4. Повышать познавательную активность (игровые, сюрпризные, соревновательные моменты)

5. Создавать ситуацию успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....