Консультация для воспитателей «Развитие графомоторных навыков у детей с ТНР»
консультация по коррекционной педагогике

Гайворонская Диана Наримановна

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие графомоторных навыков у детей с ТНР»

учитель-логопед

 Гайворонская Д.Н.

МБДОУ №1 г. Невинномысска

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Агаркова Н.А., Безруких М.М., Иншакова О.Б., Тригер Р.Д., Пантина Н.С., Филиппова О.С. и др.).

В   дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Лыков В.М., исследовавший   проблему обучения   письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Он выделяет рисование, лепку, аппликацию   как  наиболее   эффективные занятия для подготовки    детей   к   овладению   графикой   письма.

Графомоторные  навыки  являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие  базируется на основе формирования и совершенствования    тонкокоординированных     движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной   координации.

У детей с ТНР отмечаются специфические особенности формирования графомоторных навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень  развития  координации  движений руки;  нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения  ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению.

Овладение графомоторными навыками протекает по следующим направлениям:

1) формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки,  

2) формирование    зрительно – пространственной    ориентировки,

3) формирование   зрительно – моторной    координации.

Обучение детей с ТНР проводится в два этапа:

I этап – подготовительный.

II этап – непосредственное обучение графическим навыкам.

Подготовительный этап включает предварительное обследование дошкольников по выявлению нарушений мелкой моторики, умения слушать и выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкций педагога.

На подготовительном этапе главное внимание уделяется коррекции общей и мелкой моторики. Работу желательно проводить систематически, ежедневно со всеми детьми по 3-5 минут на занятиях, во время прогулок, игр.  Для развития мелкой моторики необходимо использовать различные мозаики; шнуровку; застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек, спичек, семян, пуговиц различных фигурок, нанизывание бус на цветную проволоку, плетение косичек, захватывание небольшого мяча на резинке, перебирание «четок».

Далее работу можно проводить на листках в крупную клетку. Детей учат ориентироваться на листе бумаги, объясняют, как рисуют прямые вертикальные палочки, соединяя точки. То есть дети проводят линии по точкам. При этом обязательно напоминать детям, что необходимо правильно сесть, проверить положение спины, рук (локоть ведущей руки лежит на столе, другая рука придерживает край листа), пишущий инструмент держать свободно, не напрягая пальцы.

Обязательно проводить гимнастику для глаз и для пальцев рук: посмотреть вдаль, вверх, вниз, вправо, влево, закрыть глаза, сжать, разжать кулачки. Гимнастику можно проводить с помощью различных пособий.

Также проводится зрительный диктант. Детям показывают образец какого – либо орнамента. Предлагают посмотреть и запомнить. Затем закрывают образец, дети по памяти выполняют работу. Затем образец открывают и дети сравнивают свою работу с заданной.

II этап – непосредственное обучение графическим навыкам.

На этом этапе дети учатся:

  • Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  • Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
  • Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
  • Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На втором этапе дети проходят три стадии обучения.

Первая стадия.

1. Проводить линии по точкам сверху вниз. Проводить линии от одной точки до другой, сверху вниз. Самостоятельно проводить вертикальные линии в одной клетке по образцу.

2. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская клетку или две клетки. Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой. Самостоятельно проводить линии слева направо в одной клетке по образцу (количество строчек не ограничено).

3. Рисовать уголки по поставленным точкам, пропуская между уголками две клетки. Нарисовать уголок по опорным точкам. Самостоятельно нарисовать уголок по образцу.

4. Нарисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий, не отрывая пишущий инструмент от листа.

5. Нарисовать вертикальные палочки в двух клетках. Нарисовать горизонтальные линии в двух клетках. Нарисовать вертикальные и горизонтальные линии по образцу.

6. Нарисовать квадраты по точкам, пропуская две клетки. Самостоятельно нарисовать квадраты.

7. Соединять квадраты, не отрывая пишущий инструмент от рисунка.

Вторая стадия.

1. Рисовать косые линии по точкам. Самостоятельно рисовать косые линии по образцу.

2. Рисовать уголки по точкам. Самостоятельно рисовать уголки по образцу, пропуская две клетки.

3. Рисовать бордюр, состоящий из уголков.

4. Рисовать квадраты в одной клетке со штриховкой в горизонтальном направлении, пропуская две клетки.

5. Рисовать флажки со штриховкой.

Третья стадия.

1. Рисовать квадраты со штриховкой косыми линиями (дождь).

2. Рисовать прямоугольники со штриховкой косыми линиями.

3. Рисовать дуги по точкам. Сначала вверх, потом вниз (2 занятия).

4. Рисовать вертушки. Сначала провести вертикальные и горизонтальные линии, затем соединить их дугами. 

5. Рисовать кружочки (комочки) по точкам. Самостоятельно рисовать кружочки.

6. Рисовать овалы (сливы) по точкам. Самостоятельно рисовать овалы.

7. Зрительные диктанты. На каждого ребенка должны быть заготовлены геометрические фигуры (круги, овалы, квадраты, треугольники).

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

Целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Необходимо решить следующие задачи:

1. Развивать точность и скоординированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, речи, памяти, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.)

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления (ориентировку на листе; ориентировку в пространстве на примере собственного тела).

4. Формировать навыки учебной деятельности (умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями).

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких скоординированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.  Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

Таким образом, необходим определенный уровень психофизиологического  развития ребенка, а не только руки, как иногда считают. Прежде всего, следует обратить внимание на функционирование психических процессов (мышления, памяти, внимания, способности к пространственному восприятию объектов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Консультация для воспитателей «Развитие графомоторного навыка у детей»

Консультация для воспитателей«Развитие графомоторного навыка у детей»Возрастные особенности развития графомоторного навыка.Сформированность  мелкой моторики/ Для развития гр...

Консультация для воспитателей. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыкову детей старшего дошкольного возраста.Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точн...

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для  воспитателей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает ...