Адаптированная образовательная программа
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска
Адаптированная образовательная программа
Утверждено: Заведующий МАДОУ № 15 ___________ Н.В. Глушкова | Рассмотрена и принята на заседании ППк Протокол № 2
|
Ведущий специалист
_____________ (Жаворонкова А.С.)
Согласовано
______________ ( )
(Подпись родителя)
Срок реализации: с 15. 09. 2023 г. по 13.05. 2024 г.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ребёнка:
Дата рождения:
Домашний адрес:
В соответствии с коллегиальным заключением ПМПК рекомендована образовательная программа: воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Сведения о семье и ближайшем окружении. Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием занимаются оба родителя. Родители заинтересованы в воспитательно-образовательном процессе, постоянно интересуются результатами ребёнка, выполняют рекомендации и советы специалистов и воспитателей, присутствуют на родительских собраниях. Детский сад ребенок посещает регулярно.
Звукопроизношение нарушено, словарный запас не соответствует возрасту. Диалогическая речь представлена отдельными фразами, простыми предложениями. Затрудняется составить рассказ по картинке, пересказать сказку, рассказать стихотворение. Затрудняется в придумывании и подборе слов на заданный звук. Может самостоятельно определить количество слогов в слове при прохлопывании в ладоши, путается при различении на слух гласных, твердых и мягких согласных звуков.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы соответственно возрасту: самостоятельно пользуется туалетными принадлежностями, умывается и вытирает руки, ходит в туалет. Одевается и раздевается самостоятельно, складывает вещи в кабинку аккуратно, выполняет все медленно. Прием пищи самостоятельный, столовые приборы держит не всегда правильно. В сюжетно-ролевой игре, организованной педагогом, участие принимает, воспроизводит цепочку предметно-игровых действий, но чувствует себя не уверенно. Не всегда осуществляет перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность. В самостоятельной игровой деятельности организовать себя может. Принимает участие в играх, организованных другими детьми.
Элементарные математические представления сформированы частично. Владеет механическим счетом. Счетные операции производит с помощью педагога.
Временные и пространственные представления сформированы недостаточно: находит на картинах четыре времени года, выделяет по одному признаку, последовательность времен года путает. Путает правую и левую руку. Не называет дни недели. Путает части суток.
Знает и называет основные цвета и оттенки, геометрические фигуры. Любит заниматься конструированием, использует разные виды конструкторов. Выполняет постройки по схеме и замыслу самостоятельно.
В коммуникативные контакты со взрослыми вступает самостоятельно. Рассказывает о своей семье. Знает, как зовут родителей и младшего брата. В группе имеет друга, с которым постоянно играет. С другими детьми доброжелателен, но не всегда может найти общий язык.
В продуктивные виды деятельности включается не охотно. Работы по рисованию, лепке и аппликации выполняет по показу, образцу и самостоятельному замыслу. Карандаш, кисть держит неправильно, штрихует и закрашивает предметы не аккуратно, торопится, не старается, выходит за контур. Испытывает затруднения при работе с ножницами. От учебной деятельности не отказывается, но интереса к занятиям не проявляет, темп работы медленный.
В свободной деятельности предпочитает играть с мелкими игрушками, машинками. Любит конструировать из строительного материала.
Общее физическое развитие соответствует возрасту. Общая моторика развита не достаточно. Общеразвивающие упражнения выполняет не точно, по образцу с затруднениями. При выполнении основных движений нуждается в постоянном контроле педагога за качеством выполнения движений. Не успешен в играх с мячом. В совместные подвижные игры со сверстниками вступает охотно, не всегда соблюдает правила игры.
Цель и задачи:
Цель: Создание условий для коррекции нарушений развития ребенка через комплексное сопровождение в воспитательно-образовательном процессе специалистами дошкольного учреждения.
Задачи:
Речевое развитие
- Формировать элементарные обобщения в сфере предметного мира.
- Учить намечать основные этапы предстоящего выполнения задания.
- Учить составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
- Расширять словарный запас через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт.
Задачи учителя-логопеда
Учить говорить изолированно звук Р
Учить автоматизировать звук Р
Учить дифференцировать звук Р
Учить говорить изолированно звук РЬ
Учить автоматизировать звук РЬ
Учить дифференцировать звук РЬ
Учить воспроизводить слоговые цепочки
Учить выделять звук в конце слова
Учить выделять звук в середине слова
Учить образовывать глаголы при помощи приставок
Учить называть детенышей птиц и животных
Учить согласовывать существительные с числительными
Учить составлять предложение по картинке
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин
Учить пересказывать небольшие тексты
Учить составлять описательный рассказ.
Социально-коммуникативное развитие
- Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения.
- Воспитывать правильное отношение к людям, к вещам.
- Учить способам поведения в обществе.
- Формировать представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны.
- Развивать алгоритм поведения в опасных ситуациях: в помещении, на прогулке, на улице, в условиях поведения с посторонними людьми.
Задачи педагога-психолога
- Формировать самосознание, навыки самовыражения в группе сверстников.
- Способствовать проявлению решительности, индивидуальности, активности в совместной деятельности со сверстниками.
- Обогащать опыт эмоционально-чувственного восприятия социальной действительности.
- Содействовать формированию ценностных личностных качеств будущего школьника (самостоятельность, ответственность).
Познавательное развитие
- Формировать познавательные действия.
- Формировать элементарные математические представления.
- Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать представления о виртуальной среде, о возможностях и рисках интернета.
Задачи педагога-психолога
- Стимулировать познавательную активность в деятельности.
- Развивать конкретно-понятийное и элементарное умозаключающее мышление.
- Корректировать внимание.
- Продолжать работать над пониманием логических связей (причина-следствие).
Музыкально-ритмическая деятельность
- Учить рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.
- Учить различать средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм).
- Учить петь без напряжения в голосе.
Физическое развитие
Задачи:
- Формировать навыки бега на скорость и на выносливость.
- Совершенствовать навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении.
- Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными.
- Содержательный раздел
Сентябрь | Декабрь | Май | ||
Речевое развитие | ||||
учитель-логопед Умеет говорить изолированно звук Р Умеет автоматизировать звук Р Умеет дифференцировать звук Р Умеет говорить изолированно звук РЬ Умеет автоматизировать звук РЬ Умеет дифференцировать звук РЬ Умеет воспроизводить слоговые цепочки Умеет выделять звук в конце слова Умеет выделять звук в середине слова Умеет образовывать глаголы при помощи приставок Умеет называть детенышей птиц и животных Умеет согласовывать существительными с числительными Умеет составлять рассказ по серии сюжетных картин Умеет согласовывать существительные с числительными Умеет составлять предложения по картинке Умеет составлять рассказ по серии сюжетных картин Умеет пересказывать небольшие тексты Умеет составлять описательный рассказ | ||||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Педагог-психолог
| ||||
Познавательное развитие | ||||
Педагог-психолог
| ||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Музыкально-ритмическая деятельность
| ||||
Физическое развитие | ||||
| ||||
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
План
взаимодействия с родителями
на 2023/2024 учебный год
группа № 9 «Почемучки» (подготовительный возраст)
Воспитатели:
М.В. Бирюкова
Т.А. Невердинова
Тема | Форма взаимодействия | Ответственные | ||
1. Диагностико-аналитическое направление | Сентябрь | Анкетирование: «Социальный паспорт семьи» | Заполнение бланков социальных паспортов | Воспитатели |
Май | «Удовлетворенность деятельностью ДОУ за учебный год» | Онлайн - анкетирование родителей | Воспитатели группы | |
2. Просветительское направление | Сентябрь | Секрет сентября «Как помочь ребенку вернуться после лета в детский сад» Рецепт сентября «Как вернуть ребенка в трудовой ритм жизни» «Где мы летом побывали, что увидели - узнали», - страничка для энциклопедии почемучек «Безопасность прежде всего» «Сегодня-дошколята, завтра- ученики!» | Наглядно - информационные материалы Оформление странички для общей «Энциклопедии почемучек» Родительское собрание Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы Воспитатели группы Родители Воспитатели группы Воспитатели группы |
Октябрь | «Осень и наше творчество» «Эколята в помощь дошколятам» «Организация домашнего досуга дома» Осень в гости к нам пришла «Бабушкам и дедушкам спасибо говорим» Секрет октября «Как сделать бабушек и дедушек союзниками в воспитании ребенка» | Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми Экологическая акция по очистке территорий от мусора и разделению отходов бытового мусора и охране природы Наглядно - информационные материалы Детский праздник Выставка открыток Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы Муз. руководитель, воспитатели группы, родители, дети Воспитатели, родители, дети Воспитатели группы | |
Ноябрь | «Чтобы научиться говорить,– надо говорить» «Сундучок семейных игр» «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» «Лучшая на свете мамочка моя» Секрет ноября «Как научить ребенка следовать правилам поведения в семье?» | Брошюра проект Оформление фотогазет совместно с родителями и детьми Детский праздник Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы, учитель-логопед Воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы, родители, дети Муз. руководитель, воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы | |
Декабрь | «Красота вокруг нас» «Новогодние приключения» | Проект Детский праздник | Воспитатели группы, родители, дети Муз. руководитель, воспитатели группы, родители, дети | |
Январь | «Речевая готовность ребенка к школе» «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать» Совет декабря «Как обогащать словарь детей прилагательными» | Групповое родительское собрание Акция Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы, учитель-логопед Воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы | |
Февраль | «Я и мой защитник» «Артикуляционная гимнастика дома» «Юные защитники Отечества» | Оформление фотовыставки, фотогазеты Брошюра Спортивный праздник | Воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы Муз. руководитель, физ. руководитель, воспитатели группы, родители, дети | |
Март | «Несколько слов о любимой маме» «Сегодня мамин праздник!» «Правильное движение достойно уважения» | Видеоролик (подарок для мам) Детский праздник Памятка | Воспитатели группы, дети Музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители, дети Воспитатели группы | |
Апрель | «Весенние фантазии» «Весна красна, ты нам пасху принесла» | Развлечение Организация творческой выставки детско-взрослых работ | Воспитатели группы, муз. руководитель, родители, дети Воспитатели группы, родители, дети | |
Май | «Сотрудничество детского сада и семьи - гарант успешности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении» - презентация итогов образовательной деятельности ДОУ; - анализ работы группы за 2023 – 2024 уч. год. Неделя памяти «День победы» «До свиданья, детский сад!» | Родительское собрание Наглядно - информационные материалы, праздничные мероприятия, акции с детьми Выпускной вечер | Заведующий, воспитатели групп Воспитатели группы, муз. руководитель, родители, дети Воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители, дети | |
3. Консультационное направление | Сентябрь | «Я в Навигаторе!» «Что должен уметь и знать ребенок к шести годам» Оформление и размещение наглядно-информационных материалов в родительских уголках | Регистрация и подача заявок на дополнительное образование дошкольников в Навигаторе дополнительных образовательных программ Консультация | Воспитатели группы Педагог-психолог |
Октябрь | «Формирование готовности к овладению навыками письма» «Что должны знать родители, находясь с ребенком на улице» Консультационная неделя логопеда | Консультации Консультация по ПДД Консультации | Воспитатели группы Воспитатели группы Логопед | |
Ноябрь | «Профилактика простудных заболеваний» Мастер-класс по развитию связной речи в рамках ГМО | Наглядно-информационные материалы Наглядно-информационные материалы | Воспитатели группы, мед. Работники Логопед | |
Декабрь | «Как организовать детский праздник дома» | Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы, музыкальный руководитель | |
Январь | «Проблемные вопросы в развитии логического мышления ребенка» «Витамины и здоровый организм» «Речевые игры по дороге домой» | Изготовление памяток, листовок, буклетов с рекомендациями специалистов Наглядно - информационные материалы Наглядно - информационные материалы (изготовление памяток, листовок, буклетов с рекомендациями специалистов) | Воспитатели группы, специалисты ДОУ Воспитатели группы Воспитатели группы | |
Февраль | «Тише едешь, дальше будешь!» | Наглядно - информационные материалы по безопасности на улице | Воспитатели группы | |
Март | «Воспитание у детей интереса к чтению» «Роль книги в развитии ребёнка. Детская библиотечка в семье» «Создание условий для позитивной социализации дошкольников с ОВЗ при поступлении в школу» | Консультация Наглядно - информационные материалы Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы Воспитатели группы Воспитатели группы | |
Апрель | «Папа, мама, я – здоровая семья» «Скороговорка – гимнастика для языка» | Наглядно - информационные материалы Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы Воспитатели группы | |
Май | «Лето и безопасность вашего ребёнка» | Наглядно - информационные материалы | Воспитатели группы |
3. Организационный раздел
Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.
Режим дня подготовительной к школе группы (холодный период)
Режимные моменты | Время проведения |
Приём детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями, осмотр; | 7.00 – 8.00 |
Утренняя гимнастика дежурство, самостоятельная деятельность | 8.00-8.30 |
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак | 8.30 – 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 – 10.50 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10.10 - 10.20 |
Подготовка к прогулке приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность | 10.50 – 12.20 |
Возвращение с прогулки приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания, игры | 12.20 – 12.30 |
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные, водные процедуры. | 15.00 – 15.20 |
Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, самостоятельная деятельность | 15.25-16.25 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.25 – 16.45 |
Самостоятельная игровая деятельность | 16.45 – 17.30 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка, игры, самостоятельная деятельность | 17.30 – 18.45 |
Уход домой: индивидуальный контакт с родителями | 18.45-19.00 |
Режим дня детей подготовительной группы (тёплый период)
Режимные моменты | Время проведения |
Приём, осмотр детей, игры, утренняя гимнастика: индивидуальный контакт с ребенком и родителями, осмотр (на улице) | 7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.50– 10.00 |
Второй завтрак | 10.10 – 10.20 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации (игры, труд, наблюдения, самостоятельная и совместная деятельность педагогов с детьми) | 10.20 – 12.20 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания | 12.20-12.30 |
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды, обед | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность детей | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка | 15.25 – 16.25 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.25 – 16.45 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка, игры, уход детей домой | 16.45 – 19.00 |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Уч.-логоп | 10.30-10.50 ИКЗ |
| |||
Пед.-псих | 10.00-10.20 ИКЗ | ||||
Воспитатель | Речевое развитие. Первоначальные основы грамоты 9.40-10.10 (ГЗ) Речевое развитие. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи 11.00-11.30 (ГЗ) | Познавательное развитие. РЭМП. 9.00-9.30 (ГЗ) Познавательное развитие. Конструирование. 10.20-10.50 (ГЗ)
Художественно - эстетическое развитие. ИЗО 15.15-15.45 (ГЗ) | Познавательное развитие. РЭМП. 9.00-9.30 (ГЗ) Познавательное развитие. Ознакомление с пространственными отношениями 11.00-11.30 (ГЗ) | Речевое развитие. Первоначальные основы грамоты 9.00-9.30 (ГЗ) Художественно - эстетическое развитие. ИЗО 10.20-10.45 (ГЗ) | Познавательное развитие. Развитие экологических представлений. 9.00-9.30 (ГЗ) Художественно-эстетическое развитие. Художественное конструирование (ГЗ) 15.15-15.45 |
Муз. рук | 9.00-9.30 (ГЗ) | 10.50-11.20 (ГЗ) |
Условия для развития ребенка
Особенности организации РППС группы для сопровождения ребенка с данным нарушением.
Ребенок посещает старшую группу, в которой по списку 27 детей. Из них 6 детей имеют нарушения речевого развития, диагноз ТНР.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребенка, экспериментирование с доступными материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Программу составили:
Учитель-логопед __________________ А.С. Жаворонкова
Педагог-психолог__________________ Е.Р. Железнова
Музыкальный руководитель ___________ Ю.А.Галимнасова
Инструктор по физической культуре_____________ Д.С. Сусленок
Воспитатель _________________________М.В. Бирюкова
Воспитатель_________________________ Т.А. Невердинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...
