Работа логопеда с детьми , имеющими ОВЗ, в том числе с детьми - инвалидами.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Николаева Юлия Алексеевна

В статье рассказывается об особенностях работы с детьми с ОВЗ и детми- инвалидами, методах и приёмах работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_logopeda_s_detmi_s_ovz.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

В настоящее время все чаще можно услышать термин «Дети с ОВЗ». Что же подразумевает под собой  эта аббревиатура?  Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья.  Сюда можно отнести детей с нормальным интеллектом, но имеющие различной тяжести речевые нарушения, а также дети с отставанием в развитии и с умственной отсталостью, имеющие сопутствующие  заболевания:  нарушения зрения, слуха, эмоционально – волевой сферы, детский церебральный паралич,  аутизм,  синдром Дауна и другие.   Как  правило - это дети – инвалиды.

В связи  с постепенным введением в нашей стране инклюзивного образования, такие дети все чаще начинают учиться со своими сверстниками в массовых детских садах и школах. В связи с этим у логопедов встает вопрос: « Как же вести работу  с детьми, имеющими помимо речевых нарушений, еще и тяжелые сопутствующие заболевания?»  Конечно же, с такими детьми логопед проводит индивидуальные занятия, составляет индивидуальный план – программу.  С остальными детьми логопед проводит как индивидуальные занятия, так и  подгрупповые .

Дети с тяжелыми сопутствующими заболеваниями часто практически не говорят, у них страдает не только экспрессивая речь, но и импрессивная, то есть затруднено понимание обращенной речи. Часто оно находиться либо на очень низком бытовом уровне, а иногда и полностью не сформировано. Дети не понимают даже простых инструкций логопеда: «Покажи… Поймай… Собери…» Конечно же на первый план при работе с такими детьми выходит развитие коммуникативных навыков, налаживание контакта со взрослыми и детьми, снятие негативизма к занятиям. В дальнейшем постепенно можно начинать работу по развитию понимания речи, обогащению пассивного словаря, пониманию лексико  – грамматических  и предложно – падежных  конструкций и связной речи  в целом.

Широко практикуется в работе с такими детьми обучение « глобальному чтению». Но, по моему мнению, оно часто не приносит должных результатов. Дети читают механически, ничего не понимая из прочитанного. Они не могут ответить на вопросы, пересказать . А часто даже не могут показать на картинках на того, про кого прочитали.  В своей работе по обучению чтению я пользуюсь традиционной методикой с обязательным анализом и синтезом слогов и слов, а также подкреплением прочитанного картинкой или реальным предметом. Большую помощь при такой работе мне оказывает книга  Т.Н. Новиковой – Иванцовой « Тексты», а при формировании фразы – книга  Т.Н. Новиковой – Иванцовой « От слова к фразе».

Имеет своеобразие и работа с детьми, имеющими аутизм или аутоподобное поведение. Основная трудность - наладить контакт с таким ребенком, привлечь его к занятиям, играм, попробовать научить смотреть в глаза, фиксировать внимание на предмете. Эти дети не любят чужие тактильные прикосновения, поэтому поощрения  в виде поглаживания по голове им не нравятся. Зарубежные педагоги при работе с такими детьми рекомендуют  использовать поощрения в виде нарезанных маленьких кусочков фруктов. Широко ими используется в работе с аутистами их приверженность к стереотипности, поэтому занятия стараются строить всегда в одном и том же  порядке. Хорошо использовать фотографии, на которых изображается последовательность действий этого ребенка на занятии. Это подготавливает его и не вызывает негативных реакций. На занятии с такими детьми необходимо говорить спокойно, голос педагога должен иметь ровный эмоциональный фон. Использовать в работе четкие структурированные фразы. Часто стоит подкреплять слова жестом или картинкой. Если загружать речь большим количеством дополняющих друг друга слов, то в таком случае речь для ребенка – аутиста превращается в шум. Она перестает быть понимаемой и функциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.

Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".

 об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Одним из методов повышения эффективности работы является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья че...