Опыт работы по творческой теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (крупотерапия)»
статья по коррекционной педагогике

Никитина Елена Васильевна

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по творческой теме:

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. Как педагог-психолог, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке руки дошкольников к письму.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. Я познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва), другие - теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар), третьи лепке, конструированию (3. И. Богатеева, г. Ульяновск).

В процессе развития мелкой моторики решала следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Учить правильно, держать карандаш, ручку, фломастер; уметь владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения.
  • Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий, способствовать сотрудничеству детей;
  • Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей;

Средством реализации по данной работе стал перспективный план, который включил в себя:

  •  Пополнение предметно-развивающей среды: я изготовила такие пособия, как  «веселая мозаика», «тактильное лото».
  • Организовала  кружок «Умные пальчики», туда вошли дети старшей группы, у которых, по результатам диагностики, слабо развита мелкая моторика. На начальном этапе работы: обучала детей приемам самомассажа рук. Для более эффективного самомассажа кисти использовала грецкий орех, карандаши, мячик - ежик, прищепки. И только после выполнения самомассажа приступала непосредственно к упражнениям и работе.

Занятия, проводимые на кружке, способствовали  развитию у ребёнка: сенсорного восприятие, глазомера,  логического мышления, воображения, творчества, таких волевых качеств как – усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, художественных способностей и эстетического вкуса, развитие рук и мелкую моторику пальцев. При составлении перспективного  плана для кружковой работы, я учитывала возраст детей и планировала работу от простого к сложному. Каждый месяц проводились 3-4 занятия по циклам:

  • рисование манкой: Рисование манной крупой – доступное творческое развитие ребенка и увлекательное развитие мелкой моторики. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений.  Дети старшего дошкольного возраста формируют характер, тренируют точность движений, укрепляют усидчивость и трудолюбие. Сначала я показала ребенку, как можно рисовать манкой, еще эту крупу можно брать в ручки, пересыпать из ладони в ладонь, водить рукой и пальчиком, рассыпать манку на подносе и на лист бумаги, что обожают совершать все ребятишки. Такие простые движения способствуют развитию мелкой моторики, следовательно, влияют на развитие речи и мозга детей. Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование манной крупой также и способом для снятия напряжения.
  • В неглубокий лоток или, наоборот, в глубокий поднос насыпаем манную крупу. Объем крупы должен позволять хорошо отражать контуры рисунка.
  •  Распределяем манку равномерно.
  •  Предлагаем ребенку создавать рисунки пальцами на манке самостоятельно или по образцу.
  •  Вносим разнообразие – кроме пальцев, даем ребенку возможность использовать кисточки, палочки, формочки, чтобы создавать разные рисунки.
  • Рисование на манке можно дополнить украшением готового шедевра большими бусинами, фигурками – всем, чем посчитаете возможным.
  • Следим за безопасностью ребенка во время занятий: чтобы он не ел манку, не лез в нее мокрыми руками, а потом – в глаза и т.п.
  • выкладывание крупой. Использовала  следующий  материал: цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено). На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения, затем выкладывание крупой предметных картинок, затем дети могли сами придумать картинку, нарисовать и выложить крупой.

 Также крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

  • массаж ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
  • раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
  • угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
  • выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

Развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления и т.д.

Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

  • графические упражнения. Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования использовала книжки для развитие графо-моторных навыков. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:
  • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
  • учим детей штриховать:
  • параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
  • по косым линиям, точками;
  • круговыми линиями, полуовалами;
  • волнистыми линиями, петлями.
  • закрепить навыки ориентировки на листе бумаги,
  • развивать глазомер, умение "видеть" строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки,

Кружковую работу вела 1 раз в неделю в течении 30 минут. Старалась подбирать работу в соответствии с событийными мероприятиями в детском саду.

  • Провела консультации, беседы с родителями по таким темам как: «значение развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте», «развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками и приемами»
  • Провела консультацию с воспитателями о «роли развития мелкой моторики у детей 5-6 лет».

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

  • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  •  Работу провожу регулярно, систематически.
  • Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление.

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Результаты диагностики показали, что развитие мелкой моторики пальцев рук заметно улучшилось.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию №14 «Гнездышко»

Отчет по творческой теме:

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

        Выполнил: педагог-психолог

МБДОУ д/с № 14

Никитина Елена Васильевна

г. Зеленогорск – 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

Педагогический опыт работы на тему: Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель опыта: –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие       дошкольников  в     процессе  овладения элементарными ...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»«Источники творческих способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,...

Обобщение и распространения опыта работы по теме: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования...

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"...