Статья в сборник ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ
статья по коррекционной педагогике

Комарова Анна Николаевна

Предварительный просмотр:

«Гармонизация психоэмоционального состояния и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи игр с песком»

Анна Николаевна Комарова первая квалификационная категория педагог – психолог Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области 89195932761 komarovaanyuta@mail.ru

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка, создание образовательной среды, способствующей его эмоционально - личностному благополучию является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. В связи с этим встает вопрос, как создать благоприятные психолого – педагогические условия реализации образовательной программы, учитывая, существующие проблемы, связанные с особенностями восприятия мира современными детьми и его влиянием на них?

Работая в детском саду восьмой год, я обратила внимание, что запреты на выражение эмоций вызывают у детей чувства тревожности и неуверенности в себе. В связи с этим  дети могут замыкаться в себе, бояться творческого самовыражения. Психологи считают, что без умения чувствовать и выражать свои чувства невозможно понять, что творится в твоей душе, осознать, кто ты и чего ты хочешь. Это умение помогает понять не только свои желания и потребности, но и сопереживать другим людям.

Исходя из вышесказанного, становится актуальной проблема: Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Как помочь ему найти согласие с самим собой и окружающим миром, достичь гармонии своих чувств? Как создать для малыша ситуацию успеха в творчестве?

Многие российские педагоги и психологи уделяют внимание изучению  данной проблемы, и одним из путей ее решения не редко называют использование игр с песком. Поэтому мы можем высказать гипотезу, что технология «песочная терапия» или «Sand – Play» » («Sand» – песок, «Play» – игра) может активно использоваться и в условиях детского сада для решения коррекционных и развивающих задач.

Детский сад – это волшебная страна детства, где исключаются жёсткие ограничения, разрешается самовыражение, нестандартное, в понимании взрослых, поведение. В традициях русского дома – обязательная чистота и порядок. Песок в доме воспринимается, как объект, который необходимо вымести, выбросить на улицу. Поэтому песочная терапия наиболее лаконично вписывается в деятельность детского сада, где всё не так, как дома - интереснее, необычнее. Именно такое сочетание должно привести к тому, что из ребенка вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются...  

В волшебной песочнице, которая является крохотной моделью окружающего мира, ребенок, играя, находит решения жизненных задач. Происходит это потому, что на каждом занятии он неоднократно создает свой мир из песка, разрушает его, создает новый, благодаря чему, уходит страх ошибок, неуверенность, сомнения. Это дает ребенку осознание того, что на месте старого, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока незнакомой жизни не стоит.

Играя с песком, ребенок получает двойную пользу: эмоциональное удовольствие и терапевтический эффект. Лечебные свойства этих игр были доказаны научно еще в начале двадцатого века.

Первооткрывателем терапии, основанной на играх с песком и разработчиком теоретической базы принято считать Карла Густава Юнга. Он утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Позднее Маргарет Ловенфельд используя идеи Юнга и Шарлотты Бюлер, (разработавшей «мировой тест» с использованием моделей объектов разных пропорций), создала «мировую технику», поместив маленькие фигурки в песок и создавая целые композиции, называемые «Мой мир».  

В тридцатых годах, Дора Кальфф, стала продолжателем, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создала технологию «песочная терапия» или «Sand – Play главным принципом которой является создание свободного и безопасного пространства, в котором человек может свободно выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в зримые и осязаемые образы.

В России «песочная терапия» получила широкое распространение сравнительно недавно (с 90-х годов прошлого столетия), наиболее известными отечественные учеными занимающимися данной темой являются Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева и Татьяна Михайловна Грабенко. Изучение их работ и вызвало у меня интерес к технологии Sand – Play.

Главным принципом работы в технике с песком является создание свободного и безопасного пространства, в котором человек может свободно выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в зримые и осязаемые образы.

Изучая данную методику работы с детьми, я, как психолог, обратила внимание, что российские педагоги применяют технику работы с песком в созидательно-исследовательском аспекте занимательной деятельности, в то время как зарубежные учёные воспринимают технику работы с песком (технология Sand – Play) как терапевтический метод душевного равновесия.

Технология «песочная терапия» — самый результативный и оригинальный способ психологической работы с детьми. Песочная терапия способствует решению стратегических задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического здоровья и коррекции эмоционального состояния маленького человека. Занятия в детском саду с элементами песочной терапии нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала, развитие самосознания и освоение практических приёмов самотерапии.

Результаты диагностики внутреннего психологического благополучия воспитанников, проводимой в рамках моей профессиональной деятельности и моя заинтересованность данной технологией подтолкнули меня к мысли с помощью занятий песочной терапии улучшить эмоциональное состояния детей. Я решила сделать попытку коррекционные занятия совместить с художественно – эстетическим развитием детей, так как песок несет в себе и множество креативных художественных идей, и я поставила для себя цель: используя технологию Sand-Play развить у детей дошкольного возраста воображение, творческие способности и гармонизировать психоэмоциональное состояние.

Для достижения данной цели, мне необходимо было решить следующие основные задачи:

- выявить направления коррекционной работы;

- изучить методы и приемы использования игр с песком для коррекции психоэмоционального состояния детей, апробировать возможность их применения в своей работе;

- на основе диагностики провести анализ влияние игр с песком на изменение эмоционального состояния ребенка и развитие его творческих способностей.

Для организации игр с песком была проведена большая работа по подготовке материальной базы, которое включает в себя:

- ящики – макеты с набором животных, фигурок людей, деревьев, машин;

- световой стол;

- сыпучие материалы (песок, соль, манная крупа);

- кинетический песок;

- декоративные элементы (бусины, ленты, шишки и т.д.);

- картотека игр с песком;

- фотоаппарат;

- фотоальбомы (песочные фотокартины);

- мультимедиапроектор.

Для детей все манипуляции с песком - это игра, им хочется ещё и ещё раз возвращаться, и создавать новые сюжеты и картины.  А картины в процессе рисования песком получаются чудесные, но к сожалению, песочная живопись недолговечна, её нельзя положить в папку и сохранить на память, но я нашла выход, вместе с детьми стала фотографировать картины и собирать их в альбом. Создавая альбомы с рисунками каждого ребенка можно прослеживать динамику эмоционального состояния ребенка, корректировать его, находить новые решения проблемы.

Так, например, во время игры «Что за башенка такая – это пирамидка…» дети, создавая пирамидку из песка не боялись, что она может упасть.

Для коррекции эмоционального состояния детей использовались игры «Такие разные упражнения», «Кто Я?», «Здравствуй песочек!»… Занятие на основе игры «Сказочная бабочка» вызывало чувство радости, успеха. В ходе занятия дети изображали бабочку, которая воплощала их, какими бы они хотели быть, если бы были бабочкой, какой окрас был бы у такой бабочки, и чем бы она занималась, что бы приносило ей радость.

Очень нравится детям упражнение «Угадай кто это?», в котором нужно внимательно относится к подсказкам ведущего, чтобы угадат, кто изображён.

Много коррекционных и творческих задач решалось в играх с песком на световом столе. Воспитанники очень любят создавать на нем целые нарисованные истории. Занятие «Деревья такие разные» детям запомнилось тем, что они рисовали деревья ребром ладони. Ритмично и равномерно наносить точки на всю поверхность научились на занятии «Колкий ёжик», а развивать чувство композиции - на занятии «Волшебное дерево», где каждый из детей в группе выполнял определенный рисунок кто-то деревья, кто-то несуществующих животных около него, а кто-то волшебные плоды, которые растут на них. Большое впечатление на детей произвело занятие «Мои любимые животные из сказок», во время, которого, они научились передавать в рисунке целостный образ, с большим желанием изображали своих любимых животных, обсуждали, как лучше, какой приём рисования использовать.

Таким образом, я могу сказать, что воспитанники стали более открытыми, доброжелательными, отзывчивыми, спокойными, улучшилось восприятие и мышление. Дети на ходу стали придумывать целые истории, что говорит о том, что воображение у них поднялось на более высокий уровень.

Библиографический список

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 6.09.2018.
  2. Грабенко Т. М. , Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д.  Зинкевич – Евстигнеева - СПб.: Институт социальной педагогики и психологии» - 1998. – 50 с.
  3. Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова – Мозаика - Синтез, 2013. – 264 с.
  4. Кузуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у песочной Феи [Текст] / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипчук - М.: Сфера – 2011. – 125с.
  5. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1106315/ - 05.09.2018.
  6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников [Текст] / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова   - М.: Сфера – 2014. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для сборника "Педагогический калейдоскоп"«Формирование духовного мира дошкольника в процессе освоения нетрадиционных приемов рисования»

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на...

Публикация Статьи в сборнике "Педагогическая деятельность: теория и практика" в рамках I Международной научно - практической конференции

Статья на тему: "Использование технологии "портфолио дошкольника" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"...

Публикация Статьи в сборнике "Педагогическая деятельность: теория и практика" в рамках I Международной научно - практической конференции

Статья на тему : "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС : применение с способы реализации"...

Публикация Статьи в сборнике "Педагогическая деятельность: теория и практика" в рамках 1 Международной научно - практической конференции

статья "Описание образовательной практики. Элементы педагогической технологии "Дальтон-план" как средство реализации образовательной программы детского сада"...