Консультации для родителей
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Лобанцова Елена Александровна

"Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи."

"Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики."

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут   тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.

Рядом исследователей доказано (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Предварительно проводится работа по развитию мелкой моторики.

Для этого применяется пальчиковая гимнастика. Ее можно делать и в начале занятия – для разминки, и в середине – для отдыха, и как отдельный прием обучения художественной деятельности.

Виды пальчиковой гимнастики.

1. Игры с резиночкой, направленные на повышении упругости ручной мускулатуры.

2.  Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

3. Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушечек пальцев.

Из прищепок можно также можно сделать какой-либо предмет (стол. Стул и другие), что способствует развитию фантазии, воображения.

4. Игры с разноцветными крышками из пластмассовых бутылок.

Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

5. Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм. Цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

6. Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

7. Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов помогает обыграть. Почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение.

В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е они проговаривают последовательность своей работы.

Еще одна важная форма работы – графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками.

Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.

Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры.

Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует:

-получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

-закреплению положительных эмоций;

Возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

-развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

- подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой        сферы,        повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления  грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким является, в частности, речь.

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему  патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное  проведение таких упражнений позволит:

-выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

-стабилизировать общий тонус организма;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-улучшить фонематический слух;

-формировать умение изменять модуляцию голоса;

-улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

-повысить речевую активность;

-оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния  места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и. как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер. Приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ. Перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой. Помогающей создать соответствующий настрой.

Речь педагога должна быть интонационно окрашенной. С богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Примеры
«Кошка»

ЦЕЛИ:

  • развивать глазодвигательные функции;
  • развивать координацию движений;
  • формировать пространственное восприятие;
  • преодолевать разного вида мышечные дистонии и зажимы.

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вправо,

Посмотрела кошка вниз,

Кошка влево повернула,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.

Раздвигают руки в стороны.

Выполняют плавные движения руками.

Поворачивают голову вправо.

Опускают голову вниз.

Поворачивают голову влево.

Выполняют круговые движения головой.        

Тянут руки вверх, улыбаются.

Садятся на свои места или приседают на корточки.


  • «Черепаха»

Вот гуляет черепаха,

Прячет голову от страха.

Дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх.

С напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...