Система работы по развитию мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zpr.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР

Работа по развитию мелкой моторики руки.

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:

  1. кинестетический праксис,
  2. кинетический праксис,
  3. тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки.

Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе разнообразных пальчиковых игр.

Так развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:

-знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.)

-учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный),

-определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) - только в сравнении с другими предметами.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

  • Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Требования к проведению пальчиковых игр

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления работы с детьми на занятиях: 

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
  • нахождение заданных предметов,
  • угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
  • сортировка, перекладывание, выкладывание узоров (можно использовать различные мозаики).
  • Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Основные правила пальчиковых игр:

  1. Нужно подбирать игры, которые окажутся по силам ребенка. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
  2. Сопровождать игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Нужно побуждайте ребенка повторять за взрослым отдельные слова, а затем и весь текст.
  3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка.
  4. Каждый пальчик ребенка должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
  5. Подбирать игры, нужно чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
  6. Чередовать симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
  7. Обязательно нужно играть в пальчиковые игры часто, но понемногу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...