Консультация для родителей. " Дети с ОВЗ. Несколько слов по теории вопроса".
консультация по коррекционной педагогике

Хазанова Виктория Валентиновна

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) – это дети, заболевание которых приводит к снижению качества жизни, но при лечении и использовании медицинской техники они могут и впоследствии жить и обслуживать себя самостоятельно.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx103.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Дети с ОВЗ. Несколько слов по теории вопроса. 

http://nsh-ds52.ru/uploads/posts/2019-06/1559691213_ovz.jpg

Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:

  • нарушения зрения, слуха, речи;
  • проблемы в опорно-двигательном аппарате;
  • отклонения в интеллектуальном развитии;
  • выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
  • диагноз аутизм;
  • задержку психического развития (ЗПР);
  • комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).

Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.

Как индивидуализировать работу с детьми с ОВЗ

Особенности развития малышей с ОВЗ определяют ряд важных нюансов в организации индивидуальной работы на занятиях с ними. Особенно важно это в работе комбинированных групп, где малыши с ОВЗ в меньшинстве, поэтому педагогу приходится предпринимать дополнительные меры для того, чтобы вовлечь ребят в общую деятельность.

При нарушении слуха

Из-за трудностей восприятия материала на слух у таких детей нарушаются:

  • память;
  • речь;
  • процессы мышления.

Поэтому педагогу важно сделать акцент на улучшение координации движений ребят. А учитывая способность плохослышащих малышей читать по губам, важно чётко и медленно произносить тексты, обязательно (!) используя мимику. Для старших ребят все элементы наглядности должны быть с подписями, что способствует улучшению зрительного восприятия и предотвращению пропуска букв в словах при чтении.

При нарушении зрения

Важная роль в занятиях с такими малышами отводится играм на осязание и развитие мелкой моторики. Плоховидящие ребята обладают хорошим слухом, поэтому аудиоматериалы, также музыкальное сопровождение игр, танцы — обязательные составляющие работы с ними. Положительное эмоциональное влияние оказывают звуки природы, которые могут сопровождать разные виды деятельности ребят.

При ЗПР

Дети с задержкой психического развития, дауны обычно очень неусидчивы, им сложно сконцентрироваться на задании и тем более выполнить его самостоятельно. Поэтому блоки информации таким ребятам лучше преподносить в форме подвижной игры. Например, для накопления количества слов проводится игра «Повтори, не ошибись»: дети становятся в круг вместе с воспитателем, затем педагог вытягивает руки вперёд, произнося: «Руки вперёд!» – дети повторяют движение. Такой же алгоритм действий сопровождает слова «вниз», «вверх», «в стороны». Не успевший повторить, выбывает. Для усложнения педагог может называть имя ребёнка, который должен движение повторить.

При нарушениях работы опорно-двигательного аппарата

Из игровых приёмов малышам подойдут игры с:

  • крупами;
  • водой и песком;
  • массажными мячиками.

Таким малышам очень важна положительная оценка их действий. Поэтому педагогу следует особое внимание уделять рефлексии на занятиях: хвалить, подбадривать воспитанников. Очень уместно будет разработать систему поощрений, например, давать наклейки с забавными сюжетами за съеденный обед или выполненное задание.

При аутизме

Такие дети испытывают большие трудности в связывании знаний в цельную картину, поэтому работа педагога должна строиться так, чтобы помочь малышу понять контекст той или иной ситуации. Например, совместное чтение с ребёнком текстов сказок, когда взрослый предлагает ребёнку определить, какой эпизод соответствует картинке, предлагает угадать, что имел в виду тот или иной персонаж сказки в определённом повороте сюжета.

Это интересно. Кроме общих, характерных для малышей с конкретным отклонением, особенностей, есть ещё ряд сугубо индивидуальных черт, например, замкнутость или медлительность, что также накладывает отпечаток на продуктивность работы ребёнка. Поэтому, кроме перечисленных выше способов индивидуализировать работу, педагогу нельзя забывать и о «стандартном» наборе приёмов: давать малышам задания разного уровня сложности, выделять дополнительное время на выполнение работы тем, кому это необходимо, а также оказывать посильную помощь ребятам, которые не справляются с заданием. Особо застенчивых можно привлекать в помощь к подготовке материалов и оборудования для занятий, а также предлагать исполнять функции учителя, то есть проводить физкультпаузы или дыхательные гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы»

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её.Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства.Помните, что человек – сам...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с младшего возраста. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть пред...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её.Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства.Помните, что человек – сам...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа, и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам мироздания. С...

Консультация для родителей «Если в семье несколько детей, или когда ребенок не единственный, а первый»

В статье приведены рекомендации по воспитанию нескольких детей в семье, как избежать ревности между детьми....