Консультация для воспитателей Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мизевич Наталья Николаевна

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем мире. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интереса к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности  на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем мире. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интереса к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности  на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений.

     Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

     Предпосылками учебной деятельности  являются:

 -сформированность  познавательного интереса;

 -умение детей анализировать, сравнивать, обобщать,  делать простейшие выводы и    умозаключения;

-умение обозначать и  замещать  знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и  слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия  правилу;

 -самостоятельно находить способы  решения практических и познавательных задач;

 -контроль за способом выполнения  своих действий;

 -умение взаимодействовать  со сверстниками.

     Теоретическое обоснование темы

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по  формированию  у дошкольников предпосылок учебной деятельности  важно  иметь представление о том, что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе.

Учебная деятельность характерна для определенного  периода психического развития ребенка- школьного возраста. Это сложная деятельность,  сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических  знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических  задач. Учебная деятельность  включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным  мышлению  младшего  школьника, но никак не дошкольника.

 Учебная деятельность  имеет специфическую структуру: учебную задачу,учебные действия,контроль,оценку.

Работа  детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью  которых они усваивают образцы общих  способов решения задач.  Полноценная деятельность  в ситуации  учебной задачи предполагает выполнение контроля.

Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.

С контролем тесно связана  оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

Но для того, чтобы сформировались  компоненты  учебной деятельности, необходимо наличие  предпосылок учебной деятельности.

Анализ  психологических и педагогических  исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились  две   концепции  формирования предпосылок  учебной деятельности у дошкольников: в недрах  игровой деятельности и  в процессе  специально организованного обучения.

 В процессе обучения  дети приобретают знания, у них формируются  представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению  развиваются , расширяются  сюжеты,  содержание и  правила игр. Но обучение  в этом возрасте  должно осуществляться  в процессе ведущей, т.е  игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

                Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности

Предпосылки учебной деятельности формируются  преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту -  в  игре.

 Именно с помощью ее  закладываются и наиболее эффективно формируются  основные направления  развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные  жизненные планы,  проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.Игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию  у ребенка любознательности, стремления  к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры  являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают  для себя важность соблюдения  очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В  играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие  произвольного поведения детей. Ребенок учиться  подчинять свои  действия  образцу, в качестве которого может выступать  поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу  дошкольного  периода у ребенка появляется  способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования   доказали, что для детей  с низким уровнем развития игровой деятельности характерен  низкий уровень  развития учебной деятельности.   

В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

Познавательная активность  младших дошкольников формируется  через игры- экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную  потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения.  Например, в сюжетно- ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры ( младший возраст) знаменуется замещением предметов и  исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют  действия не в реальном, а в воображаемом плане, т.е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль,  понимая ее отличие от своего реального,  ребенок привносит в нее много своего.

Большое значение для формирования  предпосылок  учебной деятельности имеют игры с правилами.  Они непосредственно предшествуют  учебной деятельности. В них ребенок учится  сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние  имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

 Именно в играх  по правилам ребенок начинает  обращать внимание  на способ достижения результата, а не только  на собственно результат. 

В старшем дошкольном возрасте  дети уже могут самостоятельно  организовать игру, сами способны  договориться,  изменять  и создавать новые правила,  внимательны  к выполнению других правил  другими, отстаивают  выполнение правил   и сами их соблюдают.

Например, в сюжетно- ролевой  игре роль - это образец  того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное.  Умению работать по образцу способствуют так же   дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

В структуру подвижной игры входят игровые действия,  правила и материал, а также нередко роль и  сюжет. С подчинением правилу  связано  развитие произвольных движений.

В коллективных подвижных играх  происходит становление организаторских и  коммуникативных умений  ребенка.  В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник  учится удерживать  цель деятельности, действовать по инструкции  взрослого, контролировать  свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время  учится радоваться  удаче товарища, сопереживать  трудностям, проявлять  взаимопомощь.

Умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка,   так  как  «подражать  ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных  интеллектуальных возможностей».

 Умелое использование  игр , игровых упражнений  в педагогической   практике детского сада  способствует расширению представлений ребенка, развитию  умения   обобщать, классифицировать,  анализировать и строить  причинно- следственные  связи,  а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности  является дидактическая   игра. В дидактической игре ребенок не только получает  новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным  компонентом в ней  выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется  рациональным сочетанием  двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок  учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

В 5 - 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче  контролируют сверстников, чем себя.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается  требовательность  к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой  других. То есть ситуация  взаимоконтроля  дает стимул для освоения  самоконтроля, который требует умения соотносить  выполняемую деятельность с  правилом.

Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками  в дидактические игры и упражнения.

Диагностику уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников следует  проводить в начале года в  старшей группе  и в конце учебного года в подготовительной  группе.

 Результаты   диагностики на первоначальном этапе позволят  в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

Таким образом ,исходя из результатов  диагностики  необходимо ставить  следующие   задачи:

  1. Развивать у детей познавательный интерес  и познавательную активность;
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать,  делать простейшие выводы и умозаключения;
  3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;
  4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.
  5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.
  6. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

  Для формирования предпосылок  учебной деятельности  следует использовать    дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

Все игры имеют проблемно- практический характер. Все дидактические игры и упражнения  постепенно усложняются   по содержанию.

 Этапы работы:

  1. Диагностика  уровня развития   предпосылок  учебной деятельности у дошкольников.
  2. Игровые упражнения и задания  на развитие логических операций   (анализ,  синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  3. Игры на воссоздание фигурных  силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).
  4. Логические  упражнения на поиск закономерностей.
  5. Задачи на поиск недостающих фигур.
  6.  Модели и схемы. Решение задач с помощью  моделирования и схематизации. На каждом этапе использовала  задачки - шутки,  задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети,  решая их, учатся  доказывать, догадываться. 

      Формы работы с семьей.

 Всю работу  по развитию у детей предпосылок  учебной деятельности  следует проводить в тесном  сотрудничестве с родителями.

На первом этапе  с родителями  проводится  консультация «Психологическая  готовность ребенка к школе»,

Далее - родительские собрания на тему  «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок  учебной деятельности у дошкольников»,  «Виды логических игр и упражнений».

Таким образом,  активное  использование  развивающих игр и игровых упражнений  в образовательной деятельности с дошкольниками  позволяет сформировать  у  детей  предпосылки учебной деятельности.   Дети   активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и  обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.  Дети принимают  поставленную  перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия  для ее решения, но и варианты  их выполнения. .

Все эти достижения помогут детям  быть  успешными в школе, а   процесс учебы и сама школьная жизнь принесут  им радость и удовлетворение.

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Самообразование: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯВоспитатель: Ахтариева Людмила ИвановнаГруппа «Колокольчики» МДОБУ ЦРР д/с «Ромашка»Образование: среднее специальное, высшая категорияТема самообразования: ...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. Выпуск 37 Часть 1...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах. На практике это заключается в умении детей решать примеры, читать,...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»....