Исследования коррекционной работы по заиканию.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Григорьева Анна Александровна

Сталья о необходимости комплексного воздействия при заикании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследования коррекционной работы по заиканию.

     Данные отечественных и зарубежных специалистов показывают, что наиболее целесообразным начинать лечение заболевания как можно раньше, приближая его к "источникам заболевания" (Гиляровский В.А., 1930, Власова Н.А., 1932, Хватцев М.Е. (1961 и др.), используя комплексное коррекционно-педагогическое воздействие на личность больного в целом.

     Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося разными средствами называется комплексным методом преодоления заикания. Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этой заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания, и уровнем знаний о его природе.

     О необходимости комплексного воздействия и попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах отечественных авторов - И. А. Сикорского  и  И. К. Хмелевского.

     Под современным комплексным методом преодоления заикания понимают лечебно-педагогическое воздействие. По характеру его воздействия условно выделяют две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

     Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую проводит и направляет врач, является укрепление здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии. К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки, организация необходимого режима дня, рациональное питание, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, ритмика, медикаментозное лечение, физио и психотерапия.

   Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся,

     Н.А. Власова и Е.Ф. Рау являются авторами первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста. Они подбирали нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

     Н.А. Власова различает семь видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь,

2) отраженная речь,

 3) ответы на вопросы по знакомой картинке,

4) самостоятельное описание знакомых картинок,

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа,

6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

7) нормальная речь (беседы, просьбы и т.д.)

     Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

     Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к конкретной (обобщающей, связанной с событиями прошедшими, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная форма речи сосуществует (С.Л. Рубинштейн, А.М. Мушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, конкретным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, предворяющую, завершающую.

     Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.

     С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у до-школьников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".

     Методики Н.А. Чевелевой и С.А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А. Миронова - при прохождении разных разделов программы детского сада.

     Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г.А. Волковой.

     Система комплексной работы с заикающимися детьми 2-7 лет состоит из следующих разделов:

 1) методика игровой деятельности (система, игр),

2) логоритмические занятия,

3) воспитательные занятия,

4) воздействие на микросоциальную среду детей.

     Система игр, составляющая содержание логопедических занятий, включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные, с правилами, игры-драматизации на основе стихотворного и прозаического текста, игры в настольный теннис, пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей.

     На занятиях с детьми в первую очередь реализуется принцип игровой деятельности.

     Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и на этой основе - на устранение дефекта.

     Таким образом, учеными доказана необходимость лечения  этого заболевания на ранних этапах его возникновения, т.е. в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические упражнения в коррекционной работе по исправлению заикания у детей

Комплексы упражнений, разработанные специально для заикающихся  помогут  в укреплении здоровья детей, развитии основных двигательных навыков, будут способствовать развитию координированных и...

Использование компьютерных программ KIDSMART в коррекционной работе с дошкольниками в возрасте 5-6 лет с заиканием.

Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками для повышения мативации к совместной деятельности со взрослям(специалистом),а также для разнообразия оборудования,соответствующего соврем...

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.

Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Современные исследования коррекционной работы по заиканию.

Современные исследования коррекционной работы по заиканию....