Гимнастика для глаз как форма оздоровительной работы с дошкольниками
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ефимченко Ольга Ивановна

Гимнастика для глаз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционнаяработа109.13 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Николай\Desktop\ггг.jpg

         ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ.


 «Яблоко»

(профилактика нарушений зрения)

Нарисуем яблоко круглое и сладкое.

И большое-пребольшое, очень вкусное такое.

Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

 «Арбуз»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот какой у нас арбуз:

Несмышлёный карапуз.

Вдаль покатился – на место воротился.

Снова покатился – домой не воротился

 Влево покатился,вправо покатился

 Покатился и…разбился.

Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.

Медленные движения глазами влево, затем вправо.

Зажмуривание глаз.

 «Собачка»

(снятие зрительного утомления)

Собачка бежит вправо, собачка бежит влево.

 И снова это делает она очень умело.

 Собачка к носу движется, а потом обратно.

На неё смотреть нам очень приятно!

Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.

Повторяют те же движения.

Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.

 «Щенок»

(тренировка глазных мышц)

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

 А щенок не лает, глазки закрывает.

Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.

Закрыв глаза, поглаживать веки.

 «Белка»

(укрепление внутренней мышцы глаза)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несёт бельчатам-деткам.

Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.

                           «Волчище»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Что, волчище, рыщешь?

Что ты, серый, ищешь?

 Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.

Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.

Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.

 «Лиса»

(снятие зрительного напряжения)

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться

Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.

Себе купила сайку, лисятам – балалайку.

Крепко зажмурить и открыть глаза.

Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимсяпредметом – лисой, не поворачивая головы.

Взгляд направлен вниз, затем – вверх.

Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.

 «Сова и лиса»

(восстановление зрения)

На сосне сидит сова,

 Под сосной стоит лиса.

На сосне сова осталась,

Под сосной лисы не стало.

Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.

Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.

То же против часовой стрелки.

Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.

 «Кукушка»

(укрепление глазных мышц)

 Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это«кукушка».

Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.

Прослеживают движения пальца вверх-вниз.

Закрывают глаза ладонями.

 «Совушка-сова»

(профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

 Днём спит,

Ночью глядит:

 Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Закрывать глаза.

Открывать глаза.

Широко открывать глаза.

                                                        «Мотылёк»

(профилактика зрительного утомления)

Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх!

 Он летит на огонёк.

 Поскорей улетай, свои крылышки спасай!

Улетел…

Быстро и легко моргать глазами.

Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».

Моргать глазами быстрее.

Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.

 «Бабочка»

(укрепление мышц глаз)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает…

Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.

 «Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

Тут и там

 Где летала? – По лугам.

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела.

Дети смотрят на пчелу на палочке.

Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.

Смотрят вверх, а потом вниз.

Массируют веки, надавливая слегка пальцами.

 «Кит»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Кит плывёт как большой пароход.

Влево плывёт,вправо плывёт

 А потом…как нырнёт!

Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.

Движения глазами влево – вправо.

Закрыть глаза и зажмурить их.

                                                     «Ерши-малыши»

(профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

На реке – камыши.

Расплясались там ерши:

Круг – постарше

 Круг – помладше,

 Круг – совсем малыши!

Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.

Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.

Такое же движение по самому маленькому кругу.

Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.

 «Ёлочка»

(нормализация здорового зрения)

Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.

С буйным ветром спорится,

 Дотронься – уколется.

 Ой!

Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.

Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.

Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.

Зажмурить глаза.

 «Анютины глазки»

(тренировка силы мышц глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки.

 Анютины глазки открылись, как в сказке.

(Слегка зажмуриться.)

 (Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

 «Гриб»

(снятие зрительного напряжения)

Шляпка, шляпка, шляпка,

Ножка, ножка, ножка.

Вот и гриб Антошка.

Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

 «Снежинка»

(коррекция зрения)

Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.

 Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

 Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

 Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.

 Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.

Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.

Движения глазами влево.

Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.

Закрывают глаза ладонями.

 «Солнышко и тучки»

(профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

 А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.

Солнышко услыхало, красное поскакало.

Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.

Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.

Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.

По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.

 «Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

 Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

Вращать глазами по кругу.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

 «Пальминг» (оптическое голодание)

(расслабление мышц глаз)

Глазки ладошками закрылись

И в пещере очутились.

Раз-два-три, ничего не видим мы…

Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.

                                     «Пальчик»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Пальчик к носу поднесём,

А потом отведём.

Поморгаем, помолчим и опять всё повторим

Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.

Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.

Поморгать глазами и повторить всё сначала.

 «Айболит»

(профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

 Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица

 Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Фиксируют взгляд на докторе Айболите.

Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.

Поморгать глазами и расслабиться.

 «Дворник»

(снятие усталости с мышц глаз)

Вы, метёлки, метите, метите,

И усталость сметите, сметите,

И усталость сметите, сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.

 «Шофёр»

(снятие зрительного напряжения)

Качу, лечу во весь опор.

Я сам – шофёр и сам – мотор.

 Нажимаю на педаль

 И машина мчится вдаль.

Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.

То же против часовой стрелки.

Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.

Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.

 «Самолёт»

(укрепление глазных мышц)

Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

 Левое крыло отвёл, поглядел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.

Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.

Движение глазами вправо, не поворачивая головы.

То же влево.

Движение взглядом по кругу.

Движение взглядом вверх – вниз.

 «Вертолёт»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот отправился в полёт

Наш чудесный вертолёт.

Быстро крыльями кружит,

И жужжит, жужжит, жужжит.

Ж-ж-ж-ж…

Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».

Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.

Зажмурить глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гимнастика пробуждения как вид оздоровительной работы с дошкольниками с ОВЗ»

Данная гимнастика может применяться в группах младшего дошкольного возраста. Материал содержит авторские стихи....

Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»...

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Данная разработка рассчитана на воспитателей дошкольного образовательного учреждения для создания условий повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития двигательной активности д...

Консультация для воспитателей "Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками"

Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками...

Статья: Оздоровительный бег, как форма оздоровительной работы с дошкольниками.

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточ...