Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ахиярова Раушана Магсумовна

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного             процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx97.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №4» городского округа город Агидель

 Республика Башкортотсан

ИНН 0253005306

ЛИЦЕНЗИЯ А №серия 02Л01 № 0005936 

ОГРН 1020201435066

сайт ДОУ -  http://children-4.edu-rb.ru/

 e-mail: сrr-ds4@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Законный представитель (мать)

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАДОУ «ЦРР-д/с №4»

 

Адаптированная образовательная программа

Сроки реализации программы: 

Авторы:

г. Агидель 2020г.

Содержание

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел.

1.1

Пояснительная записка

3-5

1.2

Цели и задачи.

5

1.3

Принципы формирования программы

5- 6

1.4

Основные направления коррекционно- развивающей работы

6-7

1.5

Особенности развития ребенка с ОВЗ

7-9

1.6

Планирование воспитательно- образовательного процесса

9

1.6.1

Планирование работы по коррекции речевых нарушений

9

1.7

Планируемые результаты

10

II

Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности

11

2.2

Планирование образовательной деятельности

11

2.3

Содержание психолого- педагогической работы

13

2.3.1

Коррекция и развитие речевых функций ребенка

13-14

2.3.2

Формы и средства организации образовательной деятельности

14-18

2.4

Диагностико- консультативное направление работы

19

2.5

Взаимодействие специалистов детского сада

19-20

2.6

Особенности взаимодействия с семьей воспитанника

20-22

III

Организационный раздел

3.1

Организация режима пребывания в детском саду

23

3.2

Особенности организации совместной деятельности

24-25

3.3

Методические пособия

25

3.4

Используемая литература

26

3.4

Кадровое обеспечение

26

Приложение

27-28


I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

       Адаптированная образовательная программа на воспитанников МАДОУ  «ЦРР –д/с №4» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и ООП МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 4»  в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в   Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» 

(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного    врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН»    2.4.3049-13)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 14.11.2013г., №30384.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - «Центр развития ребенка - детский сад № 4».
 - Заключение ПМПК №

- Заключение ПМПК №

- Заключение ПМПК №

        Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного                процесса.
  При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность  операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте 6-7 лет.

        Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

         Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья.         Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей        и        включает:
а) описание образовательной деятельности, в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях.
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики его образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития речи детей.

         В содержательном разделе программы представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает приоритетные направления учреждения.
        Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
        Дополнительным разделом программы является текст ее краткой презентации, которая ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте учреждения.

         Новизна программы заключается в следующем:

 -разработана  рабочая программа по работе с детьми ОВЗ;

 -составлен тематический план коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушения речи  ТНР;

- составлен тематический план коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-познавательной сферы, коммуникативных навыков, социализации        детей.
         Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

 - совместная деятельность педагога и детей (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность детей.

1.2 Цель и задачи реализации программы

Цель программы: 

        Оказание комплексной коррекционно- психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи программы: 

-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями  детей, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);

 -учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении им образовательной программы;

 -осуществлять индивидуально-ориентированную и социально- психолого- педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико- педагогической комиссии);

-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

 -создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности детей;

 -оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

1.3.Принципы формирования программы

-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;

 -принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;

 -принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

-принцип соблюдения интересов детей: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему детей с максимальной пользой и в интересах детей;

 -принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем детей;

 -принцип непрерывности: гарантирует детям и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими  недостатки речевом,  физическом и психическом развитии;

 -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

1.4.Основные направления коррекционно-развивающей работы. 1.Диагностическая работа включает:

 -выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;

 -проведение комплексной социально - психолого- педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

 -определение уровня актуального и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;

 -изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей;

 -изучение адаптивных возможностей и уровня социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья;

 -системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития  детей с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

 2.Коррекционно-развивающая работа включает:

 -реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально- образовательного процесса  детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

 -выбор оптимальных для развития детей с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 -организацию и проведение индивидуальных, коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

 -коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

 -формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

 -развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

3.Консультативная работа включает:

 -выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

 -консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 -консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.Информационно-просветительская работа предусматривает:

 -информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

 -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями  образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 -проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.5.Особенности развития ребенка с особыми возможностями здоровья.

Характеристика детей с нарушением речи.

Общая характеристика детей третьим уровнем речевого развития (по Р. Е. Левиной) На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми. Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их. Замены слов происходят как по смысловому, так и по луковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений - в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются  значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Один и тот же предлог при выражении различных отношений опускается или заменяется. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов у детей. Недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускают при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода; склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода; неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный; неправильное соотнесение существительных и местоимений ошибочное ударение в слове; неразличение вида глаголов; ошибки в беспредложном и предложном управлении; неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего род, реже — неправильное согласование существительных и глаголов. Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением. Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным. В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Во фразовой речи у детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения. У детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Подобные нарушения проявляются, главным образом, при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, не дифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

1.6. Планирование воспитательно-образовательного процесса

        Адаптированная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей развития. Объем образовательной нагрузки не превышает нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

1.6.1. Планирование работы по коррекции речевых нарушений.

        Образовательная деятельность проводится в форме подгрупповой и индивидуальной работы. Продолжительность индивидуальной и подгрупповой работы зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития ребёнка.  Ответственным за посещение детьми занятий в логопедическом пункте является учитель-логопед и заместитель директора по УВР. Эффективность коррекционной работы логопедического пункта определяется по итогам обследования детей на заседаниях психолого - медико-педагогической комиссии.

        Все педагоги следят за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевых нарушений и связанных с ними процессов. Основой планирования коррекционной работы является концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей ребенка, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

   Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

        Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов.

1.7.Планируемые результаты освоения программы

 Целевые ориентиры освоения программы детьми с нарушением речи.

 Ребенок:

 -владеет правильным, отчетливым звукопроизношением;

-умеет членить слова на слоги, слоги на звуки;

 -умеет объединять слоги и звуки в слова;

 -умеет определять место звука в слове, проводить слоговой и звуковой анализ слов;

 -умеет выделять звук из состава слова; находить в предложении слова с заданным  звуком;

 -умеет различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;

-умеет различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

 -знает основные способы словообразования;

 -умеет участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища;

 -умеет составлять простые и распространенные предложения, интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце предложения; членить предложение на слова;

 -умеет связно, последовательно, логично, выразительно, грамматически правильно, выражать свои мысли, пересказывать небольшие литературные произведения, составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

2.Содержательный раздел

2.1  Описание образовательной деятельности.

        Обеспечение коррекционного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом.

        Использование основной общеобразовательной программы создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

        Использование коррекционных программ позволяет обеспечивать максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников:

-Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОО для детей 5-7 лет /сост.:Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуновская Т. А. и др.

        Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей МАДОУ построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу. Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы детей, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр детей, посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех общественных, научных, эстетических, нравственных запросов.

        Выстроенная образовательная среда в МАДОУ способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения.

2.2 Планирование образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура

3 раза в неделю

Познавательное развитие

3 раза в неделю

Речевое развитие

2 раза в неделю

Рисование

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

Итого

14 занятий в неделю

    Образовательная деятельность по коррекции речевых нарушений проводится в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Продолжительность индивидуальной работы зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития детей.

    Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

   Количество занятий варьируется в соответствии с количеством нарушенных  звуков и тяжестью нарушений: 2 раза в неделю (индивидуальные). На  детей создается индивидуальное планирование на основе перспективного планирования, представленного в данной программе.  Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами – 30 минут.

Раздел деятельности

В начале учебного года

В конце учебного года (результат)

Коммуникативное развитие

Не достаточны развиты в соответствии с возрастом

Развиты в соответствии с возрастом

Социальное развитие

Не сформированы в соответствии с возрастом.

Сформированы в соответствии с возрастом.

Речевое развитие

Не достаточно хорошо владеет устной речью. Затрудняется в составлении рассказа из личного опыта, в сочинении коротких сказок на заданную тему. Мало знаком с произведениями детской литературы

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, составления рассказа, коротких сказок. Складываются предпосылки грамотности, знаком с произведениями детской литературы

Познавательное развитие

Не достаточно обладает элементарными представлениями в области математики, не способен к принятию собственных решений

Путает право-лево,  часто не включается в образовательную деятельность, если включается, то быстро утомляется.

Достаточно обладает элементарными представлениями в области математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

Различает понятия право-лево,  включается в образовательную деятельность, меньше отвлекается, повышается работоспособность.

Художественно – эстетическое развитие

( музыка)

Не проявляет активность в доступных видах музыкальной деятельности (песни, муз. игры, танцы), не проявляет интереса к продуктивным видам деятельности

Достаточно активно участвует в разных видах деятельности.

Физическое развитие

Недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Достаточно формированы в соответствии с возрастом.

Социально-бытовое развитие

Трудность в налаживании отношений со сверстниками, раздражительность, иногда проявление агрессивности

Способен налаживать контакт с детьми.

2.3 Содержание психолого-педагогической работы 

Содержание психолого-педагогической работы направлено на:

1.Коррекцию и развитие речевых функций ребенка с ОНР III уровня  

2.3.1  Коррекция и развитие речевых функций детей с нарушением речи         ОНР III уровня с дизартрическим компонентом.

Программа предназначена для работы с детьми в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Сроки реализации программы –  9 месяцев  (февраль 2020- май 2020 г.).

         Преодоление общего  недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития и формирование навыков звукового анализа. Система обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи  включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети с общим недоразвитием речи  должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены ребенком  на данном возрастном этапе.

        На материале правильного произношения звуков осуществляется:

  развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

 воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

 развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой- либо коррекционной задачи;

  развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

  развитие произвольного внимания и памяти.

         Осуществляя коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи, учитель-логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференциации в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период его пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагогов, родителей.

        Содержание программы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для  детей  с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:

- от простого к сложному;

- систематичность;

- доступность;

 - повторяемость материала.

         Данная программа предусматривает использование в работе практических, наглядных, словесных методов и приемов, а также использование ИКТ.

         Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию дисграфии и дислексии, развитие психических процессов.

        

2.3.2 Формы и средства организации образовательной деятельности 

        В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели:

 формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.

        Учитель-логопед: индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.

        Воспитатель:  групповые и индивидуальные занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

 экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

 беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель: 

 музыкально-ритмические игры;

 упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

  этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

  игры-драматизации.

 игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

  комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

 Специалист по ФИЗО:

  игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

 упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

  подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

 игры на развитие пространственной ориентации.

 Родители:

  игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

  контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

  совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.

         В основе индивидуальных и групповых занятий положен:

 -комплексно-тематический метод;

 -метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр.

        Специфика логопедических приемов (наглядных, игровых, работа с картинками, предметами) и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых активизировать речевую и умственную деятельность детей. Учитывая психологические и возрастные особенности детей, при подаче материала наряду с учебной, активно применяется игровая форма: задания адресуются игрушкам («кукольный театр»), дети помогают сказочному герою выполнить задание.

         Особое место в педагогическом коррекционном процессе занимает дидактическая игра, т. к. она имеет большое познавательное значение, развивает внимание (в том числе к речи), наблюдательность, память, сообразительность. Любая дидактическая игра преследует две цели: обучающую и игровую, именно поэтому – она самый эффективный метод при обучающем воздействии на детей и основной вид деятельности старших дошкольников. На индивидуальных занятиях артикуляционные упражнения связаны с определенной лексической темой или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах одновременно ведется работа над мимикой, ударением. При включении звука в речь (в словосочетания, предложения) включаются задания на развитие лексико-грамматических категорий, словаря, развитие мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Усвоение и закрепление навыков звукопроизношения на основе осознанного контроля за своими ощущениями сочетаются с работой над развитием фонематического слуха.

        Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;

 - нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);

 - произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

        Во время работы над звуковым анализом перед детьми ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. При этом развивается произвольное внимание и слуховая память. Лексический материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня речевого развития. На подгрупповых занятиях все задания и упражнения должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга, подчинены какой-то теме или сюжету. Используются различные формы занятий: сюжетно-дидактическая игра, путешествие и другие. Сюжетно-тематическая форма занятий способствует спонтанному развитию связной речи, позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это немаловажно, если учитывать неустойчивую психику детей-логопатов и нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и утомляемость. На занятиях активно используется психогимнастика, релаксационные упражнения, физкультминутки. Все эти моменты помогают снять повышенное напряжение у детей, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Приемы работы над предложением тоже разнообразны, но всегда должен соблюдаться основной принцип «от простого к сложному». На начальном этапе при работе с предложением дети отвечают на вопросы с опорой на картинку, потом составляют предложение по опорным словам, а потом уже восстанавливает деформированное предложение. Для развития словесно-логического мышления детей предлагаются задания на сравнение предметов, явлений, загадки, задания на словотворчество (сочинить свою, исправить предложенную чистоговорку). Для развития мелкой моторики к речевым упражнениям добавляются задания на развитие моторики пальцев, задания на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги, в окружающей действительности. Для обогащения словаря используются различные лексические и грамматические игры, которые знакомят с антонимами, синонимами, помогают в работе по подбору родственных слов.

          Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном  использовании всех анализаторов. Основная цель индивидуальных занятий- первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. На занятиях осуществляется:

 -закрепление навыков произношения изученных звуков;

 -отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

 -звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

 -расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

-закрепление грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

                   Индивидуальная работа включает в себя:

 -выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для детей были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;

 -закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м]- [м’], [н]- [н’], [п]-[п’], [т]- [т’], [к]- [к’], [ф]- [ф’], [в]- [в’], [б]- [б’], [д]- [д’], [г]- [г’] и т.д. Необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;

-постановку отсутствующих у детей звуков общепринятыми в логопедии методами.  Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для  произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

  для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

 звуки, смешиваемые в речи ребенка, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

  окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

        Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь. В работе над произношением выделяется два этапа - собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков.

         Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя:
- узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;

- различение слов, близких по своему составу;

- дифференциацию слогов и фонем.

         На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между  изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.

        Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану: 1.Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук в слове?», «Какой последний в слове?»)

 3. Выделение ударной гласной в словах.

 4.Определение места звука слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)

        Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану: определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий?);

1. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;

 2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного;

 3. Фонематический анализ слова.

         В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:

1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).

 2. Затем – слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

3) слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).

4) слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).

5) слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов

( кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).

6) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот ит. д.).

 7) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).

8) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива). 9) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.).

10) трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).

 Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:

 1.С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание;

2.Затем на основе собственного произношения;

3.Наконец, на основе слухопроизносительных представлений.

 Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

2.4  Диагностико-консультативное направление работы для детей с ОВЗ

        Диагностико-консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии: принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием детей специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк):

образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе  педагога-психолога, учителя-логопеда, заместителя заведующего, воспитателей, медицинской сестры, обязательного присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят:

- изучение состояния здоровья ребенка (медицинское),

- выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение),

-изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития детей (отношения в семье, детском саду),

- запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности),

-педагогическое изучение.

        Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии детей в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения детей специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с детьми, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию детей подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон детей, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития детей и результаты педагогической работы.

        Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (территориальной ПМПК), в делах детей  должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику их развития, на основе поэтапных исследований. При отсутствии положительной динамики после выяснения причин и уточнения механизмов нарушения развития детей с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании        заключения         территориальной ПМПК).

2.5 Взаимодействие специалистов ДОУ

        Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе специалистами разного профиля: учитель-логопед, педагог-психолог.

        Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

-комплексность в определении и решении проблем детей, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;

-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития детей;

        Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы детей. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь детям и их родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов была выработана следующая система деятельности:

1. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни - в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

3. Совместно идет подготовка к культурно-досуговой деятельности и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

   Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с ребенком за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать все специалисты детского сада и воспитатели группы.

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанников

        Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового детей является работа с семьёй.

Цель: Формирование уважительного отношения родителей к детям с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.

Задачи работы с родителями:

- Повышение педагогической культуры родителей.

- Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

- Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

- Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями через психологические тренинги, консультации, семинары.

        Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.         Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с ребенком деятельности, повышение уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей.

        Формы работы с родителями:

1. проведение консультаций

2. педагогические беседы

3. совместные занятия и развлечения, труд.

4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада

(логопеда, медсестры, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей).

5. организация совместных дел.

Методы работы с родителями:

- анкетирование

- посещение семьи

- наблюдение за ребенком

- беседы с родителями

- беседы с детьми

- изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

        Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Их воспитательные функции различны, но для развития детей необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяют важность взаимодействия семьи и детского сада. Задача педагога - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Педагог с первых дней знакомства с родителями должен донести до них мысль о том, что источником благополучия детей в семье является любовь к нему родителей.

        Известно, что в мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свои сильные и слабые стороны. Поэтому нет универсальных советов и рекомендаций для родителей и педагогов на все случаи жизни, но все же есть общие закономерности психического развития (возрастные особенности). Поэтому необходимо донести вовремя и одновременно до родителей и педагогов эти закономерности.

        Для достижения успеха родителям и педагогам необходимо:

 осознать, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь детям; с уважением и пониманием относиться друг другу;

 помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;

 в родителях и педагогах дети всегда должны видеть людей, готовых оказать им личную поддержку и прийти на помощь;

 педагогам – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;

 родителям – внушать детям доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада;

 педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни детского сада;

 родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении ребенка. Учитывать точку зрения самих детей и не игнорировать их чувства и эмоции;

 регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

        Взаимодействие детского сада и семьи предполагает совместное определение целей, планирование работы, распределение сил и средств, в соответствии с возможностями каждого участника. Система взаимодействия детского сада с семьей позволяет обеспечить педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делая родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса.

Цель дошкольного учреждения - оказать профессиональную помощь семье в воспитании детей при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

1.Развитие интересов и потребностей детей;

2.Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

3.Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

4.Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

5.Понимание и принятие индивидуальности детей, доверие и уважение к ним,  как к уникальной личности.

3.Организационный раздел

3.1.Организация режима пребывания детей в детском саду

        Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с календарным временем посещения круглогодично (кроме праздничных дней). Организация деятельности взрослого и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Основу режима дня составляет точно установленный распорядок сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей старшего возраста.  Возрастная группа имеет свой режим дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.

Режим дня

Режимные моменты

Время

Прием детей

7.45 – 8.00

Самостоятельная игровая деятельность, утренняя гимнастика

7.45 – 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35 – 8.55

Самостоятельная деятельность, подготовка к организованной образовательной деятельности

8.55 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 – 9.30

Динамическая пауза

9.30 – 9.40

Организованная образовательная деятельность

9.40 – 10.10

Второй завтрак

10.10 – 10.20

Организованная образовательная деятельность

10.20 – 10.50

Подготовка к прогулке, прогулка

10.50 – 12.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.20 – 12.30

Обед

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъем, гимнастика, самостоятельная деятельность

15.00 – 15.15

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.15 – 15.30

Подготовка к прогулке, прогулка.

15.30 – 16.30

Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник

16.30 – 17.00

Самостоятельная игровая деятельность

17.00 – 17.15

Подготовка к прогулке, прогулка.

Уход детей домой

17.15 – 18.15

3.2 Особенности организации совместной деятельности в ходе режимных моментов

День недели

Формы работы

1

2

Понедельник

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Дидактические игры по теме «Я – человек».

Ознакомление с новой сюжетно – ролевой игрой.

Игры на развитие движений.

Продуктивная деятельность.

Свободное общение детей со взрослыми.

Самостоятельная деятельность.

Вторник

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Приобщение к изобразительному искусству.

Разучивание песен, танцевальных движений.

Формирование представлений об этике.

Работа по экономическому воспитанию.

Свободное общение детей с взрослыми.

Самостоятельная  деятельность детей.

Среда

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Познавательно – исследовательская деятельность.

Игры на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Сюжетно – ролевые игры.

Игры на развитие движений.

Свободное общение детей с взрослыми и сверстниками (развитие грамматического строя  речи).

Продуктивная деятельность детей.

Четверг

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Индивидуальная работа по конструированию.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Театрализованная деятельность.

Сюжетно – ролевые игры.

Свободное общение детей с взрослыми (рассматривание иллюстраций, картин).

 Самостоятельная деятельность детей.

Пятница

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Хозяйственно – бытовой труд (оказание помощи взрослому и сверстнику).

Игровые ситуации.

Обучение сюжетно – ролевой игре.

Игры на развитие движений.

Индивидуальная работа по обучению грамоте.

Свободное общение детей с взрослыми.

Самостоятельная деятельность детей.

 

  3.3 Методические пособия.

        Для реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы с детьми - ОВЗ организуется развивающая предметно-пространственная среда, которая создаётся в соответствии с определёнными принципами. Она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна:

- кабинет для индивидуальной работы (со специалистами);

- рабочее место для ребенка (стол, стульчик по ростовым показателям);

- материалы для продуктивных видов деятельности (цветная бумага, картон, клей, пальчиковые краски, карандаши, восковые мелки,  пластилин и т.д.);

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры и игрушки.

3.4  Используемая литература:

  1.  «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.Мозаика - Синтез, 2014.- 368 с.
  2. «Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОО для детей 5-7 лет / сост. Червякова Н. А., Клименко Е. А., Летуновская Т. А. и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019-112 с.
  3. Календарное планирование совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет на логопункте ДОО/сост.: Червякова Н.А., Клименко Е.А., Летуновская Т.А. и др.- СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. -240 с.
  4. Уроки логопеда: исправление нарушений реи/ Н.С.Жукова; ил. Евгении Нитылкиной.- М.: Эксмо, 2011.- 120 с.: ил.
  5. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: Книга 1.От буквы к слову /Е.В.Новикова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.Издательство Гном, 2017. -128с.

3.6 Кадровое обеспечение

Ф.И.О.

Должность

Квалификация

Вахитова М.Ф.

Учитель- логопед

Ахиярова Р.М.

Воспитатель

Высшая категория

Самигуллина Г.Р.

Воспитатель

Первая категория

Нигматуллина З.И.

Инструктор по физической культуре

Первая категория

Сорокина О.А.

Музыкальный руководитель

Высшая категория

Байрамшина З.А.

Медсестра

Высшая категория

Саяпова И.Т.

Медсестра

Приложение

Перспективное планирование воспитательно – образовательной деятельности

месяц

Индивидуальная работа

Задачи

Сентябрь

Речевые д/игры «Закончи слово», «Поймай звук», «Веселый поезд»

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

- развитие артикуляционной моторики

- формирование ритмико – слоговой структуры слова, лексико – грамматических средств языка.

развивать графомоторные навыки

Октябрь

Работа с картинками

устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель)

раскрашивание, дорисовывание,штриховка, аппликация, работа с пластилином и т.д.

Д/игра «Слепой лабиринт»

развивать мышление, память, внимание;

совершенствовать  умение свободно использовать различные приемы усвоенные ранее в продуктивных видах деятельности (вырезание, дорисовывание, раскрашивание и.т.д);

закрепить умение ориентироваться на ограниченной территории, развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами.

Ноябрь

Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д

Копирование заданного образца(работа в тетрадях)

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

Игра «Шнурочки»

Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух.

развивать мышление, память, внимание.

Развивать графомоторные навыки.

Развивать мелкую моторику рук

Декабрь

Речевые игры «Назови больше качеств», «Как сказать иначе», «Чем похожи (не похожи) предметы»

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

Упражнения на активизацию словаря и разнообразных грамматических форм;

Развивать графомоторные навыки.

Январь

Речевые игры: «Скажи (произнеси)любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет, действие, цвет и т.д»

Работа с картинками

устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель)

Развивать фонематический слух и связную речь.

Развивать мышление, память, внимание.

Февраль

Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д

Копирование заданного образца(работа в тетрадях)

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

Игра «Шнурочки»

Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух.

Развивать мышление, память, внимание.

Развивать графомоторные навыки.

Развивать мелкую моторику рук

Март

Игра «Поймай звук», «Назови лишний слог», «Определи место звука»(по карточкам), «Будь внимателен»

Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д

Закреплять правильное произношение звуков в словах, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов.

Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух.

Апрель

Речевые игры: «Скажи(произнеси)любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет, действие, цвет и т.д»

Работа с картинками

устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель)

Развивать фонематический слух и связную речь.

Развивать мышление, память, внимание.

Май

Закрепление пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...