Консультация "Динамическая электронейростимуляция аппарата ДЭНС в практике логопеда"
консультация по коррекционной педагогике

Оборина Елена Викторовна

Аппарат ДЭНС был создан для того, чтобы нормализовать в организме деятельность центральной нервной системы,  путём воздействия на определённые точки организма электрическим нейроподобным импульсом. Таким импульсом,  какой идёт по нашей нервной системе - и в этом его преимущество.  ДЭНС-терапия рекомендуется при следующих речевых нарушениях: дизартрия, алалия, ринолалия, афазия, заикание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Динамическая  электронейростимуляция  аппаратами  ДЭНС

в практике логопеда»

    Здоровье - тот естественный защитный потенциал, который обеспечивает физическое, духовное и социальное благополучие человека в течение всей его жизни.

Но, к сожалению, сохранить высокий уровень здоровья в современных условиях достаточно сложно.

Начиная с момента рождения наш организм, находится под мощным прессингом агрессивных природных и техногенных факторов. В результате множества неблагоприятных воздействий защитно-приспособительные возможности организма истощаются, организм не может качественно приспособиться к условиям окружающего мира, не может защитить себя от болезни. Ослабленный организм не способен самостоятельно, без посторонней помощи, полностью восстановиться, и болезнь захватывает человека на долгие годы, а порой и на всю жизнь. В подобной ситуации кардинально помочь можно только одним способом - повысить собственный защитный потенциал. В результате организм самостоятельно восстановит работу органов и систем и избавится от болезни.

Именно эту задачу - восстановление и повышение уровня здоровья - успешно решают физиотерапевтические методы лечения, основанные на применении различных природных факторов.

Аппаратами для физиотерапии принято называть устройства, которые оказывают лечебное воздействие на человека посредством электрического тока, лазерного и радиоизлучения, тепла, магнитного поля и других методов.

Из всех этих излучений в живой биологической система есть только электрический импульс.

ДЭНС – это рефлексотерапия, путём воздействия  на  определенные точки организма электрическим нейроподобным  импульсом, таким, какой идёт  по нашей нервной системе и в этом его преимущество. Аппарат ДЭНС и был создан,  для того, чтобы нормализовать в организме деятельность центральной нервной системы.

 При ДЭНС-терапии на кожные рецепторы идёт воздействие лечебными импульсами слабого безболезненного  тока низкого напряжения, сходного с нервными импульсами человека. Рецепторы на коже в БАТ (биологически активных точках) очень хорошо воспринимают этот импульс и  быстро его усваивают.

Электрические нейроподобные  импульсы несут к головному мозгу информацию о том, как должен работать здоровый организм. Головной мозг, в свою очередь, начинает регулировать  работу всех органов и систем. Таким образом, организм раскрывает свой внутренний резерв и сам включается в процесс выздоровления.

ДЭНС-терапия - это способ электрического воздействия на организм человека, который позволяет повысить защитные, иммунные, приспособительные силы организма и направлена не на лечение какого-нибудь заболевания, а на регуляцию работы всего организма.

Применение ДЭНС-терапии, как в комплексе с другими видами лечения, так и в виде отдельного метода оздоровления, способствует положительной динамике при многих острых и хронических заболеваниях. Воздействие лечебными импульсами аппаратов ДЭНС вызывает в органах и тканях рефлекторные изменения, что позволяет ускорить процесс выздоровления, снизить фармакологическую нагрузку на организм и способствовать быстрому восстановлению здоровья.

Сравнительный анализ достоинств и недостатков наиболее часто используемых методов в логопедии

Метод

Достоинства

Недостатки

Преимущества

ДЭНС

Фармакотерапия

Метод направлен на улучшение мозгового кровообращения и работы ЦНС и нормализацию мышечного тонуса

Есть противопоказания, возможны аллергические реакции, ограниченные сроки лечения

При использовании ДЭНС - минимум противопоказаний;  наблюдается выраженный сосудистый эффект и  нормализация мышечного тонуса.

Курсы ДЭНС могут повторяться через 14 дней

Массаж

Метод направлен на улучшение регионарного кровотока, нормализацию

мышечного тонуса

Если массаж проводит логопед, то необходимо специальное

обучение, отдельный кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН.

Необходимость посещения лечебного учреждения

Возможность выбора параметров стимуляции с учетом состояния мышечного тонуса,

проводить процедуры можно где угодно: дома, в детском саду, на даче и

т. д.

Электрофорез

Улучшает регионарный кровоток, помогает лекарственным средствам глубже проникнуть в ткани, нормализует мышечный тонус

Есть противопоказания, необходимость посещения лечебного учреждения, ограничения по времени и частоте применения (десять сеансов один раз в шесть месяцев)

Не требует специальных условий для проведения процедур, может применяться в области самых различных БАТ и БАЗ, курсы ДЭНС могут повторяться через 14 дней

Рефлексотерапия

(воздействие на БАТ и БАЗ с помощью цветотерапии, светотерапии, иглорефлексотерапии и др.)

Метод направлен на нормализацию работы центральной и периферической нервной системы

Проводится специалистом: рефлексо- или физиотерапевтом,

необходимость посещения лечебного учреждения,

высокие цены при проведении платных процедур

Аппараты адаптированы для применения в домашних условиях, обучение методу ДЭНС доступно для любого желающего, неинвазивное, безболезненное воздействие с хорошей переносимостью

        По данным российской и мировой статистики, количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Общеизвестно, что использования в коррекционной работе одних только педагогических (логопедических) средств недостаточно.

Чтобы максимально скорректировать  речевой дефект, необходимо задействовать весь арсенал междисциплинарного подхода к коррекции речевых нарушений, заручиться поддержкой врачей: неврологов, психиатров, кинезиотерапевтов, физиотерапевтов.                      К сожалению, далеко не все родители детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени тяжести, прислушиваются к рекомендациям логопедов и дают возможность своим детям получить нужную помощь в полном объеме.

 Аппараты производства «ДЭНАС» могут с успехом заменить или дополнить различные виды медикаментозной и физиотерапевтической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

 ДЭНС-терапия рекомендуется при следующих речевых нарушениях: дизартрия, алалия, заикание, ринолалия, афазия.

ДЭНС-терапия при нарушении речевого развития у детей  проводится курсами  по 10-15 дней, 1 сеанс в день. На сеансе обрабатывается 1-3  зоны:  1-2 основные зоны и одну дополнительную зону. Зоны воздействия чередуются каждые 2-3 дня.

Под воздействием  электрических импульсов аппарата ДЭНС нормализуется работа всего организма: улучшается тонус мышц, память, логическое мышление, настроение. После ДЭНС-терапии ребёнок оживает, начинает лучше говорить, ходить, изменяется его поведение, уходит агрессия, он становится более  контактным.

Список литературы

  1. Динамическая электронейростимуляция в российских и международных медицинских изданиях: Избранные научные работы, опубликованные в 2013 году. Екатеринбург, 2014.
  2. Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Екатеринбург, 2009.
  3. Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Выпуск 4. Екатеринбург, 2012.
  4. Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Выпуск 8. Екатеринбург, 2016. Обзор учителя-логопеда C. Н. Качиной, МАДОУ «Детский сад № 97», Пермь

 5. Практическое  руководство по динамической электронейростимуляции

/ Под общей редакцией С. Ю. Рявкина. Авторы: Рявкин С.Ю., Власов А.А., Николаева Н.Б., Сафронов А.А., Умникова М.В., Екатеринбург, 2011

6. Мультидисциплинарные подходы к коррекции речевых нарушений в дошкольном и младшем    школьном возрасте // Материалы краев. науч.-практ. конф. (15 декабря 2011 г., Краснокамск) / под. ред. Л. Р. Лизуновой. Краснокамск, 2011.

    7. Универсальный регистр ДЭНС-терапии. Екатеринбург, 2003.

ДЭНС  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКЕ

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

1. У детей до7лет на процедуре необходимо использовать  минимальный уровень мощности УМ - 1 (от 1 до 5 условных единиц).

2. В подавляющем большинстве случаев у детей используются те же зоны воздействия, что и у взрослых.

Но у детей младенческого возраста воздействие в прямой проекции жалобы очень часто может быть затруднено из-за негативной реакции ребенка. Во избежание этого при проведении сеансов рекомендуется за основу брать соответствующие жалобе сегментарные зоны.

3. Среди зон общего действия надо отдавать предпочтение паравертебральным зонам, ладоням, стопами и шейно-воротниковой зоне.

4. Наряду с логопедическими нарушениями решать и проблемы по текущим «жалобам».

5. Нарушения в строении артикуляционного аппарата напрямую связаны у детей с нарушениями осанки  (неправильный прикус, аномалии зубных рядов) (см педиатрия «Схему лечения при нарушениях осанки»).

6. Продолжительность процедур у детей зависит от возраста:

для детей первого года жизни- 5-10 минут (по 2-3 минуты на одну зону);

для детей 1-3 лет - 10-15 минут (3-5 минут на одну зону);

для детей 3-5 лет - 15-20 минут (5-6 минут на одну зону);

для детей 5-12 лет - 20-25 минут (7-8 минут на одну зону);

для детей старше 12 лет - до 40 минут (10-12 минут на одну зону).

 

  После ДЭНС  процедуры рекомендуется завернуть ребенка в одеяло ОЛМ   для усиления лечебного эффекта.

7. Рекомендуется перед классическим логопедическим массажем обработать лицевые мышцы аппаратом ДЭНАС (S-способом по 30 сек на массажную линию).

8. Речевые зоны:

1) классические речевые зоны: язык; круговая мышца рта («Крест» -4 точки); подчелюстная зона;  кончики пальцев и основание ногтевых пластинок; висок (зона Брока и Вернике): у правшей – левый висок, у левшей – чередуют левый/правый;

2) дополнительная речевая зона: зона скальпа.

9. Расчёт продолжительности процедуры у детей первого года жизни: 1 мин на 1 кг веса ребёнка=общее время процедуры. 

   

 

При воздействии на зоны скальпа аппаратами ДЭНС применяется режим «Терапия» (частоты 77, 60, 20 или 10 Гц). Возможно проведение стимуляции как зональным электродом, встроенным в аппарат (при этом необходимо разделять волосы на проборы), так и выносным игольчатым электродом.

Воздействие на зоны скальпа рекомендуется проводить при заболеваниях центральной нервной системы, поражении периферических нервов, острых и хронических болевых синдромах разного происхождения и локализации.

Зоны скальпа, используемые при речевых нарушениях: MS 6,   MS 7,   MS 8,    MS 9,    MS 10

1) MS 6 передняя косая вертексно-темпоральная линия. Верхняя 1/5 часть линии соответствует нижним конечностям и туловищу, средние 2/5 — верхним конечностям и верхней части туловища, нижние 2/5 — голове, шее, мышцам лица.

Показания: центральные параличи и парезы в соответствии с топографией, описанной выше.

2) MS 7 задняя косая вертексно-темпоральная линия. Верхняя 1/5 часть соответствует нижним конечностям и туловищу, средние 2/5 части — верхним конечностям, нижние 2/5 части — голове.

Показания: парестезии, боли и нарушение чувствительности в соответствии с топографией, описанной выше.

3) MS 8 первая латеральная линия вертекса.

Показания: чувствительные и двигательные нарушения нижних конечностей, люмбалгия, полиурия центрального происхождения, энурез.

4) MS 9 вторая латеральная линия вертекса.

Показания: апраксия, сенсомоторная дискоординация.

5) MS 10 передняя темпоральная линия.

Показания: нарушения слуха и речи, боли в височной области головы, мигрень, головокружение, шум в ушах; боль в области наружного угла глаза и височной области; ринит; невралгия тройничного нерва, периферическая нейропатия лицевого нерва, заболевания глаз; зубная боль, отечность лица.

6) MS 11 задняя темпоральная линия.

Показания: снижение слуха, шум в ушах, головокружение, синдром (болезнь) Меньера, сенсорная афазия.

ДЭНС-терапия при  речевом нарушении «Алалия»

   Продолжительность  курса:  10 -15  дней, 10 дней перерыв _________________________________________________________________

Зоны  воздействия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Основные  

зоны

ППЖ «речевые зоны»:

1) зона скальпа MS6, 9, 10, 11 = 2,2 + 5,8 Гц; УМ-1,

2) язык– 3,8+9,4Гц  или 77Гц по 3 мин, УМ-1

3) подчелюстная зона- 3,8+6,8; или 7710, 20, 10Гц, 1мин

*

*

*

*

*

*

*

*

ППЖ «речевые зоны»:

1) висок (зона Вернике)-2,2 + 5,8 Гц;  10, 77Гц, 2 мин, УМ-1,

2) круговая мышца рта -3,8+6,8;  или 7710, 20; УМ-1, по 1 мин на точку или  в программе «Мышцы»;

3) подушечки пальцев + основание ногтевых пластин –  

77 Гц,  УМ-1  

*

*

*

*

*

*

*

Дополнительные

зоны

Паравертебральные точки или  заднесрединная проекция позвоночника:

10, 20, 60, 77 Гц, УМ- 1  или в «Тест» /«Скрининг»

с обработкой ЛТЗ

*

*

*

*

*

*

*

*

Зона 2 ШП:

77 Гц  или  «7710», 1 мин

*

*

*

*

*

*

*

Тройничная тригеминальная  зона:

10, 20, 60, 7710, 77 Гц, УМ-1, время от 30 сек до 1 мин  на точку или в режиме «Тест»/ «Скрининг» с обработкой ЛТЗ

*

*

*

*

*

*

*

*

Зона ХЭ-ГУ:  в МЭД, УМ-1

*

*

*

*

*

*

*

Зона 7 ШП: в МЭД, УМ-1

*

*

*

*

*

*

*

*

Зона печени (П), кишечника (К) (1 раз в 2-3 дня):

77 или 60 Гц, УМ- 1, время по возрасту

*

п

*

к

*

п

*

к

*

п

Из опыта работы логопедов:  после третьего курса  дети-алалики  начинают говорить.  

 Работа с ребёнком-алаликом   до полного его выздоровления  длится   3 года.

1. На сеансе обрабатываются 2-3 зоны: 1-2 основные зоны и одну дополнительную зону.

2. При обработке языка давать ребёнку каждые 30 сек сглатывать слюну.

3. Акцент нужно делать на повреждённые речевые зоны больших полушарий головного мозга, т.е. на зону скальпа.

4. Зону виска  (зона Брока и Вернике) обрабатывают: у правшей – левый висок;  у левшей – чередуют через день (левый/правый висок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал практикующих логопедов по постановке звуков

Здесь описано как и от кахих звуков можно поставить определённый звук...

В помощь родителям. Практика логопеда: «Тренируем руки – развиваем речь»

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Речевое дыхание является одним ...

«Использование камешек Марблс в практике логопеда».

Это практический материал для педагогов ДОУ. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, и...

Нетрадиционные методы в практике логопеда

Использование нетрадиционных методов в практике логопеда ДОО...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.

Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга,  обр...