СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Черникова Ирина Борисова

Раздел рабочей программы для работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  РАБОТЫ  В

ГРУППАХ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ОВЗ

Образование дошкольников с ОВЗ осуществляется с опорой на:

- «Примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольников с ТНР» (под редакцией Л.В. Лопатиной);

- «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР» (под ред. Н.В. Нищевой);

- Методическое пособие «Подготовка к школе детей с ЗПР» (автор С.Г. Шевченко).

Общая характеристика особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.

Для детей с недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.

Психическое развитие детей с нарушениями речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:

Наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть затруднительным и восприятие учебного материала и т.д.

Поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и, особенно многоступенчатой, инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

Общая характеристика особенностей развития детей с ЗПР

Для детей с задержкой психического развития характерна низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС. Кроме того, у детей с задержкой психического развития, в отличие от олигофрении отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

С помощью взрослых они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Эти дети с различными формами инфантилизма. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению. При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи.

Характеристика особенностей музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Музыкальное развитие детей с ОВЗ  имеет свои особенности. Часто эти дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно - трофические нарушения, функциональный сбой сердечно - сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ОВЗ быстро утомляются, при выполнении двигательных заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание, проявляются нарушения общей моторики. Часто дети не владеют даже простейшими двигательными навыками: не умеют хлопать в ладоши, прыгать, приседать. Особенно трудно детям с ОВЗ согласовывать и координировать движения рук и ног, при разучивании игр и танцев.

У них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно, плохо развиты память и внимание.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОВЗ наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОВЗ  до поступления в дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в группе компенсирующей направленности, дети с ОВЗ начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы.

Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ТНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной. У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.

Задачи образовательной деятельности детей с ТНР старшего дошкольного возраста

1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами         музыки.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать певческие умения.

6. Стимулировать освоение умения игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Задачи по коррекционной  работе с детьми с ЗПР

1. Оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, создание условий для  самовыражения.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления; регуляция процессов возбуждения и торможения.

3. Укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения; улучшения ориентировки в пространстве, координации движений; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы и выносливости.

4.  Приобщать детей к выразительной передаче настроения заданного образа, посредством мимики, жестов, движений.

5. Помочь детям с ЗПР управлять своими эмоциями в повседневной жизни.

Приоритетные направления деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

 Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя- логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОВЗ является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ОВЗ совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОВЗ проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОВЗ звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр. Учат отличать голоса мужские и женские, голоса детей, различных животных. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные, временные качества звуков: темп и ритм.

Важной задачей на музыкальных занятиях в группах компенсирующей направленности является развитие у детей с ОВЗ способности к пению.

 Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ОВЗ поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в обще-речевом развитии дошкольников.

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ОВЗ значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи.

Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью.

В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОВЗ, что также активно влияет на развитие речевых процессов.

Перечень программных технологий, методических пособий,

необходимых для осуществления образовательного и воспитательного процесса

1.О.Радынова «Музыкальные шедевры»;        

2.  М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»;

3. Л.И.Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для

     дошкольников»;

     4. Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева «Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика. Подвижные игры»;

     5. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»;

     6. Т.И. Саккулина «Практический материал для логоритмических

занятий»;

7. О.С. Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным

     сопровождением».