Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике

Давыдова Елена Юрьевна

В материале представлены:

задачи логопедической ритмики

методологическая база логопедической ритмики

методы логопедической ритмики

средства логопедической ритмики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедической ритмики
в системе коррекционной работы
с детьми дошкольного возраста.

Формирование и развитие речи - обязательное условие для успешного общения в среде взрослых и сверстников. Речь способствует формированию произвольной организации всех высших психических функций, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. С позиций уровневой организации деятельности человека, принятых в нейропсихологии, этому должно способствовать:

  • на нейрофизиологическом уровне — формирование межполушарных взаимодействий;
  • на сенсомоторном уровне — овладение ритмом организации собственных движений и взаимодействий с другими детьми;
  • на деятельностном уровне — овладение комментирующей, планирующей, контролирующей и регулирующей функциями речи.

Опыт практической работы позволяет интегрировать данные уровни в систему работы по развитию речи, используя разнообразные средства логопедической ритмики.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания.

Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. В настоящее время она включается в программу коррекции речевых нарушений у дошкольников в качестве рекомендуемых (факультативных), дополняющих основное содержание логопедического воздействия (Нищева Н.В., 2014, 2015; Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., 2009).

Логопедическая ритмика, предполагающая связь слова, музыки и движения (Волкова Г.А., 1985, 2002), опирается на формирование сенсомоторных взаимодействий, которые одновременно обогащаются музыкальными, цветовыми, тактильными, кинестетическими ощущениями, что в свою очередь создает дополнительный потенциал для развития психики детей с речевыми нарушениями (Кузнецова Е.В., 2002; Семенович А.В., Ланина Т.Н., 2004).

Логопедическая ритмика формирует полноценное восприятие материала различных модальностей через взаимодействие показателей всех анализаторов, связывающих человека с окружающей действительностью. Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей является полноценное восприятие. Отечественные физиологи и психологи (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) рассматривают восприятие как деятельность, на основе которой происходит ориентировка человека в мире. Восприятие характеризуется обобщенностью и личностной направленностью (Рубинштейн, 1943) и осуществляет регулирующие и ориентирующие функции в поведении (Венгер Л.А., 1969).

Методологическую базу логопедической ритмики составляют следующие положения: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы; положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координаций; положение П.К. Анохина о том, что на ранних этапах развития особенно отчетливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой; положения нейропсихологии об этапах развития пространственно-временных аспектов психической деятельности человека.

Методы логопедической ритмики:

  • Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Используемые приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий.

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.

  • Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

  • Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.

Средства логопедической ритмики:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
  8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. У ребенка надо сначала воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  9. Пальчиковые игры и сказки. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  11. Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  12. Упражнения на развитие творческой инициативы.

К этим упражнениям относятся свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество.

Логопедическая ритмика – комплексная  методика, которая охватывает все образовательные области и соответствует ФГОС ДО, что является достаточно  веским аргументом в пользу ее включения в содержание логопедической работы.

Социально-коммуникативное развитие. Основная форма логоритмической деятельности  - групповая, которая позволяет через телесные движения наиболее полно раскрыть представление о себе и о других. Танцевальные движения, все виды общеразвивающих упражнений, игры в группе дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми. Опираясь на символическую функцию тела, можно говорить о том, что тело – это поведение, а голову – интеллект. Если ребенок научился контролировать свое тело, можно с уверенностью сказать, что он способен контролировать и свое поведение, а это совершенно необходимо для успешного общения со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие на логоритмических занятиях осуществляется в ходе: отгадывания загадок; имитации действий различных предметов (неодушевленных и одушевленных); выполнения ритмических упражнений; исполнения стихов и песен; игровой деятельности; работы по схемам и графикам.

Речевое развитие. Решению одной из главных задач логоритмического воздействия – формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения способствует выполнение следующих упражнений: сопряженных артикуляционных упражнений; на автоматизацию либо дифференциацию звуков; речевых с движениями, пропевание музыкальных чистоговорок, скороговорок, песен.

Художественно – эстетическое развитие. Многочисленные исследования раскрывают психофизиологическую основу увеличения эффективности любого коррекционного воздействия при использовании музыки. Не является исключением и логопедическая ритмика, трактуемая как методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. При этом, в ходе музыкально-ритмической деятельности, используется, как аккомпанемент «живой» музыки, так и различные аудиозаписи.

В ходе логопедической ритмики происходит формирование элементарных представлений о видах искусства: декоративно-прикладном искусстве; литературе; музыке; театре.

А так же реализуется самостоятельная творческая деятельность детей:

  • Музыкальная;
  • Конструктивно-модельная (работа по графикам и схемам).

Физическое развитие. В процессе применения следующих упражнений: сопряженных артикуляционных; на автоматизацию, дифференциацию звуков; танцевальных; речевых с движениями; на развитие чувства ритма; пространственных ориентировок; на релаксацию; на развитие пантомимики и пластики, выполняемых в дорсальной системе координат, развиваются, совершенствуются и закрепляются различные временные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и т.д.), усиливается регулирующее воздействие корковых и подкорковых центров на сердечно – сосудистую систему, происходит обогащение организма новыми ощущениями, понятиями, представлениями,  в результате чего происходит гармоничное физическое развитие детей.

Раскрытие темы было бы неполным без соотнесения целевых ориентиров (по ФГОС ДО) с задачами, стоящими перед логопедической ритмикой.

Проанализировав целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, можно отметить, что логопедическая ритмика способствует:

  • проявлению у ребенка инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • положительному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • хорошему овладению устной речью, формированию предпосылок грамотности;
  • развитию крупной, мелкой и артикуляционных моторик;
  • развитию воображения, внимания, памяти;
  • формированию волевых усилий;
  • развитию любознательности;
  • установлению ребенком причинно-следственных связей;
  • овладению знаниями о природном и социальном мирах.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что логопедическая ритмика, как коррекционная технология, позволяет детям с речевой патологией не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, а способствует истинному развитию ребенка, его успешности; адекватна возрасту, специфики сенсорного и моторного развития детей с нарушениями речи. Что в свою очередь полностью соответствует ФГОС ДО.