"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"
статья по коррекционной педагогике

Светлана Михайловна Гува

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность на практике и может быть интересна учителям - логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ГРНТИ 14.29.29

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЙПИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

THE USE OF KINESIOLOGICAL TAPING TECHNOLOGY IN CORRECTIONAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

В.А. Ротэрмель, С.М. Гува

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка»,

 г.Юрга, Кемеровская область

Ключевые слова: инновационные процессы, кинезиологических тейпов, тейпирование, системы образования, коррекционно - развивающих ресурсы, коррекция звукопроизношения.

Key words: innovative processes, kinesiological tapes, taping, education systems, correctional and developmental resources, correction of sound reproduction.

Аннотация. В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность на практике и может быть интересна учителям - логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Основная идея инновационного проекта — использование кинезиологического тейпирования как одной из инновационных эффективных технологий в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Проблема задержки речевого развития, речевых нарушений вообще,  у детей стала достаточно актуальной в последние годы. Педагоги и родители замечают, что дети начинают достаточно поздно говорить, при этом их речь плохо сформирована. Во многом это связано с отсутствием коммуникации со сверстниками и взрослыми по причине продолжительного времяпрепровождения наедине с гаджетами.

Идея разработки и реализации инновационного проекта по применению кинезиотейпов для развития системы образования обусловлена:

— необходимостью овладения детьми правильной речью, эффективного регулирования психической деятельности, поведения, организации эмоциональных переживаний, мыслительных операций, оказания влияния на формирование личности, волевые качества, характер; все это дает перспективы для успешной жизни ребенка;

— актуальностью решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования;

— стремлением к использованию дополнительных коррекционно - развивающих ресурсов, направленных на подготовку детей к школе;

— важностью привлечения и использования ресурсов социальной сферы не только региона и муниципалитета, но и федерального центра;

— необходимостью решения региональных проблем в социальной сфере при помощи коррекционно - развивающих технологий воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [5, с.24].

«Запуская» в образовательной организации инновационные процессы, педагогический коллектив реализует общие тенденции общественно-экономического развития нашей страны и ее системы образования. Инновационный проект - важный фактор повышения роли, престижа образовательной организации со стороны родителей и социальных партнеров, а значит - ее востребованности в социуме, со стороны заинтересованных участников образовательных отношений. Организация, распространяющая инновационные материалы, становится своеобразным методическим центром, авторитетной творческой, поисковой лабораторией. Инновационный статус обеспечивает повышение компетентности педагогических работников «на рабочем месте» как одной из наиболее эффективных форм профессионального роста. Цель проекта — создать условия для полноценной, качественной организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, с использованием кинезиологических тейпов [1, 15] Основная идея  инновационного проекта — использование кинезиологического тейпирования как одной из инновационных эффективных технологий в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, обеспечит устранение речевых нарушений, будет способствовать развитию основных психомоторных качеств, активизации и развитию всех психических процессов. Другими словами, наклеенные тейпы будут «обращать внимание» головного мозга на неработающие мышцы артикуляционного аппарата, в результате чего мозг научится управлять этими мышцами и «заставит» их активно трудиться (при их гипотонусе) или расслабляться (при их гипертонусе). Таким образом, дети получают дополнительные ресурсы для полноценной и качественной подготовке к обучению в школе: тейпирование – это огромный дополнительный шанс для ребенка преодолеть его речевые проблемы [3, с.63]. Значимость проекта для развития системы образования обусловлена:

—  необходимостью овладения детьми правильной речью, эффективного регулирования психической деятельности, поведения, организации эмоциональных переживаний, мыслительных операций, оказания влияния на формирование личности, волевые качества, характер. Все это дает перспективы для успешной жизни ребенка.

— актуальностью решения задач преемственности дошкольного и начального общего образования;

— стремлением к использованию дополнительных коррекционно - развивающих ресурсов, направленных на подготовку детей к школе;

— важностью привлечения и использования ресурсов социальной сферы не только региона и муниципалитета, но и федерального центра;

— необходимостью решения региональных проблем в социальной сфере при помощи коррекционно - развивающих технологий воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [4, с.167].

Проект предусматривает реализацию идей коррекционно-развивающего образования (автором технологии кинезиологического тейпирования в области логопедии является Елена Сергеевна  Зайцева, преподаватель Академии терапевтического тейпирования, логопед, массажист), обеспечивая коррекцию звукопроизношения, постановку звуков, улучшение иннервации и кровообращения органов артикуляционного аппарата, решает проблемы с нарушениями темпа, ритма, плавности речи (заикания), проблемы, связанные с гиперсаливацией и глотанием. В основе представленной в проекте технологии лежит метод кинезиотейпирования, который выполняется с помощью специальных хлопковых лент — тейпов. Они аналогичны по эластичности человеческой коже и не содержат аллергенов.  В отличие от массажа, который длится один сеанс, кинезиотейпирование имеет продолжительное действие. Ленты накладываются на определенные участки тела и остаются там несколько дней. Кинейзиотейпирование позволяет за счет наложения кинезио-ленты корректировать тонус мышц: повышать или понижать тонус. Тейпы не нарушают двигательную активность.

Автором уникальной методики кинезиотейпирования стал американский доктор, японского происхождения по имени Кензо Касе. Это простой и эффективный метод для лечения растяжения связок, мышечных болей и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты — тейпа. Ранее его использовали спортсмены при различных травмах.     Не так давно тейпы начали с заметной результативностью использовать при ДЦП, а также широко применяют в логопедической практике.

Кожа и подлежащие ткани содержат чувствительные рецепторы, которые отвечают за восприятие легких и сильных прикосновений, боли, температуры и давления. Кроме того, некоторые из этих рецепторов имеют дополнительную роль: они отвечают за передачу информации в головной мозг о том, где находятся наши части тела в пространстве при движении. Тейпы поднимают и смещают структуру кожи и подлежавших тканей, что приводит к изменению афферентного сигнала, который поступает от затейпированный зоны в мозг. Кожа человека является важнейшим органом восприятия. И влияя на кожу над мышцами, участвующими напрямую или косвенно в речеобразовании, контроле саливации и глотании, мы стимулируем ответственные за это процессы в головном мозге. Это дополнительно фокусирует внимание организма на эти движения. Кроме того, стимулируя чувствительность, мы видоизменяем и обратную реакцию, то есть непосредственно движение [2, с.137].

Применяя кинезиотейп в зонах локального мышечного гипертонуса или гипотонии, можно добиться нормализации работы мышц, значимого улучшения двигательного контроля, устранения болевой симптоматики.  Тейпинг-терапия помогает нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата и улучшить речь. Таким образом, методика кинезиологического тейпирования – относительно новая методика, которая показывает высокий уровень эффективности в совокупности с другим методами логопедического воздействия для решения проблем, связанных с различными нарушениями речи.

Список литературы:

  1. Зайцева, Е.С.  Метод тейпирования при постановке звуков: методическое пособие. Текст: непосредственный / Е.С. Зайцева – М.: ТЦ Сфера, 2019. -  256 с.
  2. Касаткин, М. С.  Клиническое руководство по кинезиологическому тейпированию: учебно - методическое пособие. Текст: непосредственный / М.С. Касаткин – М.: Дрофа, 2017. – 192 с.
  3. Касаткин, М.Е.  Основы кинезиотейпирования: учебно – методическое пособие. Текст: непосредственный / М.Е. Касаткин – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 256 с.
  4. Каганович, М.С.  Введение в кинезиологическое тейпирование в переводе: методическое пособие. Текст: непосредственный / М.С. Каганович – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
  5. Майорова, Г.А.  Кинезиотейпирование в работе логопеда: учебное пособие. Текст: непосредственный / Г.А. Майорова – М. Дрофа, 2019. – 218 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

Статья "Психокоррекционные техники, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Использование скрайбинг - технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи необходимо использовать разные технологии. Одной из таких технологий является скрайбинг....

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...